Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «ЕАЭС»


Стратегия C3 расширения экономической интеграции ЕС — ЕАЭС

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Стратегия C3 расширения экономической интеграции ЕС — ЕАЭС

В статье кратко подведены итоги Международного молодежного форума «Будущее евразийской и европейской интеграции: Форсайт-2040», посвященного осмыслению новых возможностей экономической интеграции на евразийском континенте. Высокая взаимозависимость европейских и евразийских рынков делает прочные социально-политические отношения необходимым условием достижения долгосрочного экономического развития, роста и стабильности в регионе. В связи с этим в настоящей работе предлагается стратегия C3, основанная на идеалах сотрудничества, совместимости и состязательности с целью поощрения взаимовыгодного обмена товарами и услугами между странами Европейского союза (ЕС), Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и странами Азии (Китай) и содействия ему. В частности, в стратегии выделяются тенденции четырех основных секторов (транспорт и инфраструктура, финансы, технологии и энергетика), благодаря которым стратегия C3 потенциально может расширить зоны экономической интеграции в ЕС, ЕАЭС и на азиатском пространстве к 2040 г.

«Мягкая сила» науки и образования в развитии евразийской экономической интеграции

Номер 2. Сизифов труд
«Мягкая сила» науки и образования в развитии евразийской экономической интеграции

Принятие Россией председательства в Евразийском экономическом союзе в 2018 г. позволяет сформулировать и вынести на широкое обсуждение комплекс инициатив, направленных на укрепление интеграционного объединения и достройку выпавших звеньев интеграционной повестки. Как показала практика функционирования ЕАЭС в условиях внешних ограничений и отсутствия четко сформулированных совместных приоритетов развития, Союз нуждается в конкретизации целеполагания и подкреплении прагматических устремлений государств-членов серьезной научно-исследовательской и практической работой по актуализации совместного культурно-исторического и духовного наследия народов Евразии. Иначе говоря, необходимо придать новый импульс Евразийскому союзу, который призван стать конкурентоспособным экономическим объединением государств, имеющих общую картину мира, систему представлений и ценностных ориентиров. Одним из таких цементирующих общее экономическое целое начал является сеть научно-образовательных учреждений государств — членов ЕАЭС, которые при правильной постановке дела могут превратиться в самодостаточную рентабельную отрасль, продукт которой (современные знания) может успешно экспортироваться в третьи страны, повышая престиж и капитализацию Союза, а также укрепляя внешнеполитические позиции России. Для этого необходимо уже сейчас предпринять деятельные шаги по выращиванию кластеров науки и образования на основе обмена передовыми опытом и практиками между профильными учреждениями стран Союза, поднять планку квалификационных требований для всех участников евразийского научно-образовательного обмена. В статье предлагаются контуры подхода по всемерному стимулированию кооперации в этой сфере в целях как самообеспечения интеграционных процессов современными кадрами, так и для предложения вовне.

Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Номер 8. Новогодние силы
Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути

Статья посвящена формированию российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии как российского встречного партнерского проекта, интегрированного с китайским Экономическим поясом Шелкового пути. Обоснована необходимость создания Евразийского распределенного мегахаба, ориентированного на консолидированное управление для использования транспортно-транзитной и топливно-энергетической инфраструктуры России и других государств — участников ЕАЭС, комбинированно сопряженной с аналогичной китайской инфраструктурой. Технологической базой такого проекта является инфраструктура производства и транспортировки топливно-энергетических, сырьевых, продовольственных и иных ресурсов и оказания логистических и других услуг в структуре инфраструктурно-транспортных направлений (коридоров) «Китай — Россия — Европа» и «Россия — Китай — Азия». Предлагается смена бизнес-позиционирования России при взаимодействии с Китаем для ее встраивания как ключевого оператора в структуру оказания транспортно-транзитных услуг и поставок топливно-энергетических ресурсов в Европе и Азии. На этой основе возможно формирование механизмов как координации торговли продукцией и ресурсами, так и согласования в обоюдных интересах между Россией и Китаем различных технологических, экономических, информационных и иных аспектов, обеспечивающих синхронизацию процессов оказания транспортно-транзитных услуг и энергоснабжения потребителей в различных территориальных зонах национальных экономик стран Европы и Азии.

Forming the Russian Cluster of Transport-Transit and Fuel-Energy Corridors of Eurasia, Integrated with the Chinese Economic Belt of the Silk Road

О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

Номер 7. Петля гистерезиса
О системе целей и стратегии устойчивого развития Евразийского экономического союза

В научной статье на основе использования геоцивилизационной воспроизводственно-цикличной макромодели предложена система целей (дерево целей) устойчивого развития евразийской цивилизации и главные направления стратегии их достижения. На базе статистики Всемирного банка осуществлен анализ по пяти факторам (согласованным со структурой генотипа цивилизаций): социодемографический, агропродовольственный, энергоэкологический, научно-технологический и экономический.

Азербайджан — ключевой игрок в Закавказье

Номер 7. Петля гистерезиса
Азербайджан — ключевой игрок в Закавказье

Статья посвящена возможностям и перспективам Азербайджана в текущей непростой политической и экономической ситуации, сложившейся в мире и стране. Снятие санкций с Ирана, напряжение в российско-турецких взаимоотношениях, падение цен на нефть, эскалация Карабахского конфликта… Как эти и другие факторы скажутся на экономике одной из самых развитых стран Закавказья?

Системный подход к формированию целей при разработке стратегической программы энергосбытовой организации

Номер 7. Петля гистерезиса
Системный подход к формированию целей при разработке стратегической программы энергосбытовой организации

Подчеркивается актуальность разработки экономико-математического инструментария, основанного на системном подходе и позволяющего оценивать согласованность целей энергосбытовых организаций (ЭСО) с целями электроэнергетики при разработке стратегических программ. Рассмотрена имеющаяся методологическая основа в области системных исследований в энергетике, на базе которой выбрана координация как наиболее адекватный метод решения вопросов согласования целей отрасли и ее субъектов. Предлагаемая структурная модель оценки согласованности целей отрасли с целями ЭСО содержит цели разного уровня: формирование энергоэффективной экономики; цели государственной экономической политики в сфере энергетики; цели электроэнергетики; цели энергосбытовой организации. Ее применение позволит уменьшить противоречия при взаимодействии ЭСО с иными субъектами электроэнергетики.

Большое евразийское партнерство: проект, встречный Транстихоокеанскому партнерству

Номер 6. Прогнозы и итоги
Большое евразийское партнерство: проект, встречный Транстихоокеанскому партнерству

В условиях, когда США реализуют глобальный геоэкономический проект (Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство), призванный коренным образом переформатировать зоны стратегического влияния в мировой экономике, необходима новая управленческая модель, встречный российский проект (Большое евразийское партнерство) с опорой на топливно-энергетическую и транспортно-логистическую инфраструктуру на базе сотрудничества государств — участников ЕАЭС. Большое евразийское партнерство должно быть нацелено на глобализационно-стратегическую трансформацию постсоветской экономической интеграции и сотрудничества для расширения сфер извлечения прибыли и наращивания добавленной стоимости, получаемой компаниями ЕАЭС на доступных рынках стран Европы и Азии.

Глобализация труда и эмиссия новой международной валюты как шанс и средства технологического и инфраструктурного ренессанса стран БРИКС И ЕАЭС в XXI веке

Глобализация труда и эмиссия новой международной валюты как шанс и средства технологического и инфраструктурного ренессанса стран БРИКС И ЕАЭС в XXI веке

Рассматриваются перспективы глобализации труда с помощью онлайн-управляемых ботов и сетевых структур. Определяются направления и объемы инвестиций для технологического и инфраструктурного ренессанса стран БРИКС И ЕАЭС в XXI в. Предлагаются принципы обеспечения и эмиссии новой международной валюты как источника инвестиций для инфраструктурного ренессанса. Изложенные мероприятия целесообразно реализовать в виде комплексного проекта.

Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций

Номер 5-6. Пять сценариев на век
Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций

Обвальное падение цен на мировых рынках нефти во второй половине 2014 г. нанесло экономике России значительный ущерб. Стало ясно, что необходимо что-то делать. В статье сформулированы основные направления и организационная модель формирования системы рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Фактически с учетом важности поступлений в бюджет и корпоративных доходов от продаж нефти и нефтепродуктов (включая взаимосвязь с курсами национальных валют) речь идет об обеспечении через совместное регулирование союзных нефтяных рынков государствами — членами ЕАЭС национальной безопасности дружественных стран. Система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (а в перспективе общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС) — это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов, реализации социальных программ, а значит, залог социально-политической устойчивости.

Сербия и ЕАЭС: партнерство на расстоянии

Номер 5-6. Пять сценариев на век
Сербия и ЕАЭС: партнерство на расстоянии

В статье анализируются российско-сербские торговые отношения и экономические связи на современном этапе с целью оценить перспективы сотрудничества как в двустороннем, так и в многостороннем партнерстве — в формате Евразийского экономического союза. Проведен сравнительный анализ промежуточных и итоговых показателей участия Сербии в международных и региональных экономических организациях, на основе которого определены приоритетные для страны направления.