Страница автора: Александр Агеев

Coronavirus Superstrategy: мировая проекция финансовой модели catastrophe just-in-time для выхода из кризиса на новую геоэкономическую нормальность

DOI: 10.33917/es-4.170.2020.6-19

Мир очень быстро и необратимо меняется. Критическая величина накопленных макроэкономических диспропорций требует радикальных управленческих решений. В качестве решения проблемы избрана catastrophe just-in-time — подготовка и реализация ключевых экстремальных событий, ориентированных на коренное переформатирование структуры управления мировой экономикой c выходом на новый глобальный инвестиционно-финансовый цикл на основе массированной эмиссии доллара США. Классическая модель переведения мировых кризисов в формат поэтапных глобальных финансовых итераций теперь дополнилась новым стратегическим инструментом — коронавирусом. Результатом реализации coronavirus superstrategy, по мощи аналогичной третьей мировой войне и успешно заменившей ее, является смена ключевых макроэкономических детерминант. США в очередной раз отсрочили на 10–15 лет финансовый коллапс. Масштаб финансовой спецоперации беспрецедентен по объемам ресурсов, территориальным масштабам и глубине воздействия: прежние ключевые игроки добровольно отдают свою идентичность за возможность сохраниться на Великой шахматной доске хотя бы в виде пешек. Претензии других стран на мировое лидерство сняты окончательно. Для России, в отличие от большинства стран — геоэкономических конкурентов, coronavirus reality явилась маркером, подтвердившим статус великой державы. На повестке дня — разработка стратегии экономического развития России применительно к новым условиям

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Новая большая война: хроники хорошо забытого будущего // Экономические стратегии. 2014. № 6–7. С. 16–33.

Пакетный отраслевой заказ как эффективный инструмент управления импортозамещением, созданием новых технологий и модернизацией энергетики

DOI: 10.33917/es-3.169.2020.6-17

Импортозамещение в энергетике требует формирования в России группы новых производств и модернизации имеющихся. Для этого необходима интеграция структур фундаментальной и прикладной науки, образования, энергомашиностроительного производства, энергогенерации и транспортировки электроэнергии в рамках полного инновационного цикла. Ключом к решению проблемы является формирование комплексного механизма планирования и управления научно-исследовательскими, а также энергомашиностроительными и электроэнергетическими сегментами как звеньями единой технологической цепочки работ и закупок — от фундаментальных исследований до утилизации оборудования. Результатом НИОКР должен быть пакетный отраслевой заказ по оборудованию и технологиям — новый инструмент планирования и координирования в рыночной среде российской энергетики и энергомашиностроения.

Предлагается выстраивание нового информационного контура управления в энергетике России для формирования основы пакетного заказа в рамках отрасли с целью налаживания средне- и долгосрочного научно-технического планирования для замещения выбывающего оборудования, сопровождения выполнения договоров и мониторинга результатов их исполнения.

Источники:

1. Импортозамещение уйдет в нацпроекты. Правительство определит цели по закупкам у российских поставщиков [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 2 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4275034.

2. Грабчак Е., Медведева Е., Голованов К. Импортозамещение как драйвер развития отрасли // Энергонадзор. 2016. № 8. С. 28–29.

3. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Романова Ю.А. Проблемы замены изношенного оборудования в электроэнергетике России: приоритеты модернизации в контексте обеспечения надежности и безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 5. С. 38–43.

4. Положихина М.А. Санкции и импортозамещение: что стало с промышленностью? // Интеллектуальный капитал. 2017. № 1. С. 31–36.

5. Бушуев В.В. Когнитивный энерготехнологический форсайт // Энергетическая политика. 2015. № 4. С. 3–10.

6. Курбанов А.Х., Наружный В.Е. Импортозамещение в технологическом обеспечении производства продукции военного назначения: теоретические и прикладные аспекты // Вооружение и экономика. 2017. № 2. С. 69–77.

7. Стертюков К.Г., Стародубцева О.А. Проблемы внедрения новых технологий и технических средств с целью увеличения КПД в энергетической отрасли // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии,
системы управления. 2018. № 25. С. 58–73.

8. Черезов А.В., Грабчак Е.П. Проблемы и перспективы развития производства газотурбинных установок высокой мощности в Российской Федерации // Надежность и безопасность энергетики. 2017. № 2. С. 92–97.

9. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 30–39.

10. Госдума приняла поправки о смягчении норм закона о госзакупках в составе закона о мерах при ЧС // Интерфакс. Нефть. Ежедневный обзор. 2020, 1 апреля.

12. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики // Экономические стратегии. 2018. № 3. С. 56–67.

13. Агеев А.И., Смирнова В.А. Адаптивность высокотехнологичного комплекса к цифровым вызовам // Экономические стратегии. 2018. № 1. С. 164–166.

14. Агеев А.И., Радина В.А. Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 6–17. DOI: 10.33917/es-4.162.2019.6-17.

15. Логинов Е.Л., Райков А.Н. Оптимизация внедрения сквозных технологий в энергетическую критическую инфраструктуру на основе когнитивного моделирования: Материалы одиннадцатой международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD’2018). Москва, ИПУ РАН, 1–3 октября 2018 г.: В 2 т. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2018. С. 247–250.

16. Борталевич С.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Адаптация стратегий развития компаний для работы на будущих мировых рынках, которые будут созданы при развитии ключевых научно-технических трендов в условиях цифровой революции // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 229–233.

17. Макаров В.Л., Агеев А.И., Зеленский В.А., Логинов Е.Л. Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России // Экономические стратегии. 2013. № 2. С. 108–117.

18. Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации: Научные сессии общего собрания членов РАН и общих собраний отделений РАН. 2019 г.: В 2 т. Т. 2. М.: Российская академия наук, 2019. 632 с.

19. КНТП ЭБМНП. М.: МЭИ, 2019. 57 с.

20. Комплексная научно-техническая программа «Энергетика больших мощностей нового поколения» (паспорт КНТП ЭБМНП). М., 2019. 112 с.

21. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Ефремов Д.Н. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 12–21.

22. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан — основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С. 100–112.

23. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 16–27

Гуманитарно-технологическая революция: опыт и задачи инженерной эволюции

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.54-63

Изменение приоритетов экономического развития при переходе к постиндустриальному обществу неизбежно заставляет пересматривать и подходы к роли инноваций в современной экономике. Если в эпоху индустриального развития общества инновации рассматриваются преимущественно как фактор технологического развития, то применительно к постиндустриальному обществу инновации необходимо рассматривать в более широком аспекте. Инновационные технологии во всем своем многообразии внедряются не только в технологическую сферу, но и в образование, индустрию услуг, ЖКХ и обеспечение жизнедеятельности и пр. Проблема перевода регионов и отдельных территорий на инновационный путь развития является одной из ключевых при формировании в России экономики, основанной на знаниях. «Атомные» города, в рамках которых реализуется освоение ядерных технологий как в оборонных, так и в гражданских целях (АЭС, производство ядерного топлива и пр.), как нельзя лучше могут быть использованы в качестве территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) благодаря прежде всего человеческому потенциалу этих городов. В статье проанализированы гуманитарно-технологические изменения последнего времени, получившие наименование «гуманитарно-технологическая революция» (ГТР), и их влияние на скорость и результативность инновационных изменений в этой сфере

Источники:

1. Бабайцев А.В. История науки и техники: конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 173 c.

2. Багдасарьян Н.Г., Горохов В.Г., Назаретян А.П. История, философия и методология науки и техники: Учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры. Люберцы: Юрайт, 2016. 383 c.

3. Гуриков В.А. История оптотехники: Развитие прикладной оптики и оптического приборостроения от доантичного периода до наших дней. М.: Изд-во ЛКИ, 2018. 240 c.

4. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники Кн. 1 История науки и техники. М.: ДеЛи Принт, 2010. 480 c.

5. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Философские основания гуманитарно-технологической революции // Философские науки. 2019. № 4.

6. Канке В.А. История, философия и методология техники и информатики: Учеб. для магистров. Люберцы: Юрайт, 2016. 409 c.

7. Матяш Т.П. Философия и история науки и техники: Учеб. пособие. М.: Риор, 2017. 40 c.

8. Мелтон К. Искусство шпионажа. Тайная история спецтехники ЦРУ. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 470 c.

9. Плютов Ю. История техники в горном деле. М.: Грифон, 2017. 728 c.

10. Поликарпов В.С. История науки и техники: Учеб. пособие. СПб.: Лань, 2019. 272 c.

11. Стоюхина Н.Ю. История советской психотехники: психология воздействия: Учеб. пособие. М.: Логос, 2012. 324 c.

12. Урвалов В.А., Певзнер Б.М. История техники телевидения: От зарождения идей до цифровых систем сверхвысокой четкости. М.: Ленанд, 2015. 256 c.

13. Шейпак А.А. История науки и техники. Ч. 2. М.: МГИУ,

2010. 344 с.

 

Развитие труднодоступных регионов Севера, Сибири и «подрывные» технологии беспилотной авиации

DOI: 10.33917/es-2.168.2020.72-81

Рынок авиагрузоперевозок интенсивно развивается как в России, так и во всем мире. Использование беспилотных летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой безаэродромного базирования становится перспективным направлением для авиаперевозок грузов в труднодоступных регионах. Компании всего мира интенсивно разрабатывают различные виды беспилотных летательных аппаратов, потенциально способных выполнять грузоперевозки. Имеются объективные и субъективные проблемы их использования, которые предстоит решить в настоящее время. Российские разработчики предлагают перспективные инновационные решения, которые могут иметь экспортный потенциал, расширить диапазон и области их применения, быть инвестиционно привлекательными. Перевозка грузов с помощью БПЛА ожидает быть экономически эффективной, что должно привести к развитию бизнеса, увеличению рабочих мест, укреплению экономики и инфраструктуры труднодоступных регионов

Источники:

1. Бублик Н.Д., Чувилин Д.В., Шафиков Г.А. Анализ возможностей и практики использования беспилотных транспортных систем в региональных авиационных грузоперевозках // Вестник Евразийской науки. 2018. № 2.

2. Самков А.В., Гурьков Г.В. Сравнительная оценка и выбор вариантов беспилотных летательных аппаратов для доставки товаров потребителям: Сб. статей XVI Международной научно-практической конференции «World Science: Problems and Innovations»: В 3 ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2017.

3. Проект Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] // Государственная автоматизированная информационная система «Управление». URL: http://gasu.gov.ru/stratpassport.

4. Карпов А.Е., Клочков В.В. Прогнозирование эффективности создания транспортно-логистических систем на основе беспилотных воздушных судов: Материалы XI Международной конференции «Управление развитием крупно-масштабных систем»: В 2 т. / Под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. М.: ИПУ РАН, 2018.

5. Кристенсен К.М. Дилемма инноватора. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 238 с.