Журнал «Экономические стратегии»

2018




25 лет с новой и вечной Россией

Номер 2. Сизифов труд
25 лет с новой и вечной Россией

К 25-летию международной премии «Человек года», учрежденной в 1993 г. Русским биографическим институтом и занявшей достойное место среди наиболее авторитетных национальных наград общественного признания, а также в светской и духовной жизни страны.

Устирсын, или Хроники никакого года

Номер 2. Сизифов труд
Устирсын, или Хроники никакого года

В обзоре представлены стратегические тенденции 2017 г. Ежегодное исследование проводится по методологии стратегической матрицы России, разработанной экспертами Института экономических стратегий, анализирующей основные аспекты внутреннего развития России по девяти направлениям: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, вооруженные силы, геополитическая среда.

Стратегия «Фарма-2020» как пример успешной и плодотворной отраслевой программы среднесрочного развития

Номер 2. Сизифов труд
Стратегия «Фарма-2020» как пример успешной и плодотворной отраслевой программы среднесрочного развития

В работе рассмотрены состояние, проблемы и перспективы развития фармацевтической промышленности России. Основная масса лекарственных препаратов (82%), производимых в России, — это дженерики. Доля инновационных лекарственных препаратов небольшая — всего 18%. Минздрав России планирует к 2025 г. улучшить это соотношение до 35:65. Поэтому главная задача, стоящая перед фармацевтической отраслью, заключается в активной разработке инновационных лекарственных препаратов и освоении технологии их производства. Изучены три основные проблемы отрасли и пути их разрешения: дефицит отечественных фармацевтических субстанций; дефицит квалифицированных специалистов с современными компетенциями и неразвитость отечественного производства медицинских изделий. Показано, что благодаря своевременному принятию государственной стратегии развития «Фарма-2020» (2009 г.) и Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы» и их практической реализации, указанные выше проблемы успешно решаются. Главный вывод работы заключается в том, что расширение и технологическая модернизация отечественной фармацевтической отрасли и промышленности медицинских изделий является задачей первостепенной государственной важности. Вклад отрасли в ВВП России сегодня составляет 1%. Однако потенциал отрасли таков, что ее доля в ВВП страны могла бы вырасти до 3–5% в ближайшие 10–15 лет. К тому же отрасль играет чрезвычайно важную роль в решении социальных и демографических проблем, а также в наращивании качественного человеческого капитала.

Некоторые подходы к оценке эффективности инновационных стратегий социально ответственных предприятий

25 лет новой России. Экономический и социальный уровень: топтание на месте

Номер 1. Горизонт событий
25 лет новой России. Экономический и социальный уровень: топтание на месте

В статье анализируются три периода развития экономики за 25-летнюю историю новой России: трансформационный кризис 1990–1998 гг., характеризовавшийся глубиной и продолжительностью, период восстановительного экономического подъема 1999–2008 гг., при котором произошел крен в огосударствление и монополизацию экономики, а также период 2009–2017 гг., называемый автором «потерянным десятилетием», период глубокого финансового и социально-экономического кризиса как части глобального общемирового кризиса. Приводятся возможные перспективы развития и пути выхода на значительный высококачественный социально-экономический рост.

Российская бизнес-элита: сценарии адаптации компаний и лиц в 2018 году. Анонс сценарного доклада

Номер 1. Горизонт событий
Российская бизнес-элита: сценарии адаптации компаний и лиц в 2018 году. Анонс сценарного доклада

Цель настоящего доклада — инициировать широкую дискуссию (и на открытых платформах, и в корпоративном и государственно-общественном закрытом режиме), а также помочь затронутым внесудебными санкциями и преследованиями организациям и лицам выработать стратегию и тактику противостояния как в собственных интересах, так и в интересах общественных. Авторы дают сценарии финансово-экономической динамики в 2018 г. и определяют вероятные параметры краха или «управляемого сноса», анализируют последствия внешнего воздействия на Россию и ее политико-хозяйственную элиту.

Денежная эмиссия: кому она невыгодна?

Номер 1. Горизонт событий
Денежная эмиссия: кому она невыгодна?

Российские либералы вновь предлагают вытаскивать российскую экономику из стагнации путем замораживания денежной массы как инструмента таргетирования инфляции по заветам Вашингтонского консенсуса. Однако практика преодоления кризисных ситуаций ближайшего прошлого демонстрирует нам иной урок. Политика денежной накачки усилиями здравомыслящих практиков Е.М. Примакова и В.В. Геращенко позволила быстро преодолеть дефолт 1998 г., а вот из кризиса 2008 г. Россия выбиралась значительно тяжелее и с огромными экономическими потерями, так как руководство страны последовательно придерживалось либеральных догм. В России, когда денежная масса существенно росла, инфляция сокращалась, и, наоборот, когда темпы роста денежной массы резко снижались, инфляция росла. Рост денежной массы всегда предваряет рост ВВП, и, наоборот, когда денежная масса сжимается, ВВП сокращается. И этому есть теоретическое обоснование, но оно не согласуется с догмами фундаментального либерализма.

Влияние санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации

Номер 1. Горизонт событий
Влияние санкций на экономическую ситуацию в Российской Федерации

Введение санкций вопреки заявлениям российских политиков оказывает влияние на экономику РФ, и влияние достаточно негативное. Кризис в экономике РФ подтверждается макропоказателями. Несмотря на это, искажение статистических данных позволяет демонстрировать иллюзию экономического роста, хотя он наблюдается лишь в отдельных отраслях экономики. Реальные доходы населения также упали и продолжают сокращаться. В статье предложен ряд стратегических мер, которые позволят минимизировать ущерб от введенных санкций и даже частично извлечь из них выгоду для российской экономики.

Предложения к реформе финансовой системы

Номер 1. Горизонт событий
Предложения к реформе финансовой системы

В статье анализируется финансовая система России, являющаяся ключевым элементом регулирования рыночной экономики, от совершенства которой зависят темпы экономического развития. Принятый Государственной думой РФ 28 июня 2014 г. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должен был помочь правительству, но всякое планирование возможно только при наличии полномочного планового органа, моделей и нормативной базы. Автор предлагает ряд шагов для создания качественной нормативной базы планирования.