Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Центробанк»


Предложения к реформе финансовой системы

Номер 1. Горизонт событий
Предложения к реформе финансовой системы

В статье анализируется финансовая система России, являющаяся ключевым элементом регулирования рыночной экономики, от совершенства которой зависят темпы экономического развития. Принятый Государственной думой РФ 28 июня 2014 г. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» должен был помочь правительству, но всякое планирование возможно только при наличии полномочного планового органа, моделей и нормативной базы. Автор предлагает ряд шагов для создания качественной нормативной базы планирования.

Контуры Концепции развития финансового кластера Российской Федерации на долгосрочную перспективу

Номер 8. Новогодние силы
Контуры Концепции развития финансового кластера Российской Федерации на долгосрочную перспективу

Наличие сильного финансового кластера является одним из ключевых условий дальнейшего экономического роста Российской Федерации. Цель его создания — формирование условий для защиты инвесторов и обеспечения эффективности, транспарентности и развития национального фондового рынка и повышения его международной привлекательности. В приведенной статье автор, проанализировав мировой опыт в вопросах, касающихся создания финансового центра и разработки его концепции развития, рекомендует создать Агентство по регулированию деятельности финансового кластера (центра) или Инвестиционного агентства. В свою очередь при агентстве рекомендуется создать международный совет как консультативно-совещательный орган. В такой ситуации приоритетом государственной политики должно стать совершенствование системообразующих факторов, оказывающих долгосрочное влияние на формирование практики деятельности финансовых институтов: качество государственного регулирования; качество корпоративного законодательства; наличие достоверной и качественной информации, а также свободный доступ к ней; уровень развития инфраструктуры финансового сектора, степень доверия и осведомленности населения об услугах финансового сектора (реализация финансовой грамотности); подготовка профессиональных кадров для финансового рынка; совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения участников финансового рынка и финансовых инструментов.

Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Номер 8. Репертуар властвования
Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Экономический кризис 2009–2014 гг. в России и на Украине не является результатом воздействия мирового финансового кризиса. Продолжающееся ухудшение положения в экономиках Украины и России порождено в первую очередь неадекватной макроэкономической политикой, которая не может быть оптимальной в силу институциональных условий ее формирования. Прежде всего отсутствует законодательная база согласования целевых ориентиров макроэкономической политики. НБУ и ЦБ РФ, действуя самостоятельно, формируют политику исходя из собственных, зачастую неверных, представлений о процессах в экономике. В этих условиях денежно-кредитная политика, ставшая главным инструментом ухудшения ситуации, направлена не на оживление экономики, а на таргетирование инфляции через завышенные процентные ставки.

Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Номер 7. Коварство Пандоры
Вторая волна кризиса 2012–2013 годов, или Системные ошибки макроэкономической политики Украины и России

Экономический кризис 2009–2014 гг. в России и на Украине не является результатом воздействия мирового финансового кризиса. Продолжающееся ухудшение положения в экономиках Украины и России порождено в первую очередь неадекватной макроэкономической политикой, которая не может быть оптимальной в силу институциональных условий ее формирования. Прежде всего отсутствует законодательная база согласования целевых ориентиров макроэкономической политики. НБУ и ЦБ РФ, действуя самостоятельно, формируют политику исходя из собственных, зачастую неверных, представлений о процессах в экономике. В этих условиях денежно-кредитная политика, ставшая главным инструментом ухудшения ситуации, направлена не на оживление экономики, а на таргетирование инфляции через завышенные процентные ставки.

Система удушающих приемов Банка России

В последнее время все большую озабоченность как в экспертном сообществе, так и в деловых кругах вызывают действия Банка России. Несмотря на критику и рекомендации российских ученых, экспертов и представителей реального сектора экономики, Центробанк России продолжает реализовывать противоречащую интересам отечественной экономики денежно-кредитную политику. Как будет показано в статье, реализуемая на протяжении последних лет денежно-кредитная и эмиссионная политика Банка России искусственно душит развитие отечественной экономики, уничтожает остатки наукоемких производств, консервирует технологическую отсталость и закрепляет за Россией статус «сырьевой колонии» и рынка сбыта для транснационального капитала.