Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Промышленная политика»


Повышение эффективности реализации промышленной политики Российской Федерации на основе кластерного подхода

DOI: 10.33917/es-1.193.2024.108-117

Представлена авторская концепция реализации промышленной политики Российской Федерации на основе принципов target-costing, бихевиористской экономики и TBC-costing, позволяющая повысить точность планирования себестоимости и цены продукции кластера; объективность расчетов между участниками единого сквозного технологического процесса (ЕСТП). В соответствии с разработанной концепцией развиты теоретические основы реализации промышленной политики РФ. Описана методология формирования сквозной себестоимости промышленного кластера claster-costing, которая в отличие от существующей имеет высокую точность, что способствует более эффективной реализации промышленной политики РФ. Показана новая методика проведения факторного анализа себестоимости кластера, позволяющая более точно определить причины отклонений значения фактической себестоимости кластера от планового значения, определить ответственность каждого участника ЕСТП, в том числе внутри передела, а также получить справедливый механизм корректировки стоимости заказа кластера.

Предложен алгоритм процесса управления заказом кластера для промышленных кластеров с учетом принципа справедливости, позволяющий гармонизировать взаимоотношения в цепочке «государство — предприятия —участники единого сквозного технологического процесса».

Источники:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://base.garant.ru/70291366/

2. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://base.garant.ru/71825654/

Технологическое и духовное развитие: взаимная детерминация?

DOI: 10.33917/mic-1.114.2024.11-24

В статье рассматривается возможная связь между технологическим и духовным развитием, то есть, фактически меду экономическими и неэкономическими факторами развития. Целью исследования является выявление возможностей современной теории технологического развития объяснить эффект отставания в развития технологий с учетом фактора духовного развития, а также рассмотреть взаимное влияние двух видов развития. Методологию исследования составляет теория технологических укладов, подходы в области анализа технологического выбора, а также метод сравнительного анализа. Общим результатом выступает полученное положение о том, что объяснять снижение уровня духовного развития возрастанием уровня технологического развития не представляется возможным.  Получена схема долгосрочного институционального цикла развития – кругооборота институциональных форм организации жизни на базе оценки неэкономических факторов согласно древнекитайскому философу Сыма Цяну. Она отражает смену предпочтений в агентских отношениях вне связи с технологическим развитием и показывает детерминацию иных факторов духовного развития. Приведенные примеры, в частности, нацистской, донацистской и постнацистской Германии также выступают аргументом не справедливости, обратной детерминации технологического и духовного развития. Выдвинуто положение, что оба вида развития все-таки детерминируют одно другое, то есть показывают положительную связь, а возможные регрессионные проявления могут иметь природу, не связанную с источниками развития технологий. Получен общий вывод о том, что исследования, якобы выявляющие парадокс отставания, связанный с разностью во времени духовного кризиса для различных стран несостоятельны по многим выявленным в исследовании ошибкам интерпретации и схематичного представления технологической и духовной эволюции. Возникает «псевдопарадокс», а подлинная проблема отставания сводится к фиксации и возникающей зависимости на уровне технологий и институционально-организационных структур, причем, не позволяющая преодолеть это отставание.

Прямые иностранные инвестиции и промышленная политика (на примере ряда стран)

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.185.2022.6-11

Целью статьи является попытка авторского переосмысления роли прямых иностранных инвестиций, промышленной политики и других явлений. Предлагается новый взгляд на эти явления в сегодняшних условиях. В работе используются статистические показатели ОЭСР и МВФ. На примере ряда стран (СССР, России, Италии, Южной Кореи) рассматриваются различные подходы в сфере импорта ПИИ и промышленной политики. С учетом многолетнего опыта работы автора в банковской сфере и российском бизнесе сформулирован ряд рекомендаций для российских регуляторов.

Источники:

1. IMF. World Economic Outlook — Rising Caseloads, a Disrupted Recovery, and Higher Inflation. Washington: DC, 2022.

2. IMF. World Economic Outlook — War Sets Back the Global Recovery. Washington: DC, 2022.

3. Soboleva Inna. Les experts russes redoutent une guerre mondiale d’ici dix ans [Электронный ресурс] // FR. Russia Beyond. April 16, 2013. URL: https://fr.rbth.com/tech/2013/04/16/les_experts_russes_redoutent_une_guerre_mondiale_dici_dix_ans_23165.

4. Glazyev S. How to win the war [Электронный ресурс] // Top War. July 26, 2014. URL: https://www.en.topwar.ru.

5. Kondratieff N. The World Economy and its Conjunctures during and after the War. M.: International Kondratieff Foundation, 2004.

6. Trotsky L. La courbe du d velopppement capitaliste [Электронный ресурс] // Marxists. Avril 21, 1923. URL: https://www.marxists.org/francais/trotsky/oeuvres/1923/04/lt19230421.htm.

7. Покидченко М.Г. Существует ли экономический цикл? [Электронный ресурс] // Вопросы теоретической экономики. 2017. № 1. С. 66–73. URL: http://questionset.ru/files/arch/2017/2017-N1/VTE_2017_1.pdf.

8. Ершов М.В., Лохмачев В.Ф., Татузов В.Ю., Танасова А.С. Глобальный кризис (сравнительный анализ циклических процессов) [Электронный ресурс] // Банковское дело. 2009. № 5. С. 16–20. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33338082.

9. FDI in Fugures [Электронный ресурс] // OECD. 2022. April. URL: www.oecd.org.

10. Putin V. Economic Tasks [Электронный ресурс] // Working Day. January 30, 2012. URL: http://archive.premier.gov.ru/eng/events/news/17888/

11. Ministerial Decree No. 328 validating the State Program of the Russian Federation “Development of industry and increase of its competitiveness” (аpril 2014) [Электронный ресурс]. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/rus170671.pdf.

Стратегическое планирование и промышленная политика на современном этапе циклического мирохозяйственного развития

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.40-51

В статье обосновывается адекватность сетевой промышленной политики технологическим и социально-экономическим вызовам современной эпохи становления VI технологического уклада (второго этапа третьего технологического мегацикла). Учитывая тот факт, что на данном этапе технологические и отраслевые приоритеты национального экономического развития могут быть сформулированы более четко (по сравнению с предыдущим этапом технологического мегацикла), одним из ключевых элементов промышленной политики является стратегическое планирование. Сделан вывод о том, что в России с 2000-х годов идет процесс формирования национальной системы стратегического планирования, ускорившийся после событий 2014 г. Вместе с тем показан его противоречивый характер, обусловливающий невысокую результативность реализации стратегических документов. Это в свою очередь существенно снижает вероятность того, что в XXI в. Россия сможет стать одним из мировых экономических лидеров.

Источники:

1. Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Концепция отраслевого распространения базисных технологий: новый технологический мегацикл // Экономист. 2020. № 1. С. 25–35.

2. Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Технологический мегацикл и промышленная политика // Экономист. 2021. № 1. С. 43–54.

3. Глазьев С.Ю. Мирохозяйственные уклады в глобальном экономическом развитии // Экономика и математические методы. 2016. № 2. С. 3–29.

4. Айвазов А.Э., Беликов В.А., Романова А. Эволюция мировой денежно-валютной системы в процессе смены мирохозяйственных укладов // Экономист. 2019. № 7. С. 40–53.

5. Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Концепция циклической последовательности распространения базисных технологий в экономике и онтологическая обусловленность теорий индустриального общества // Экономическое возрождение России. 2019. № 4. С. 19–36.

Реформирование инструмента специального инвестиционного контракта

DOI: 10.33917/es-1.167.2020.64-71

В июле 2019 г. были внесены масштабные изменения в определяющий нормативно-правовые основания использования инструмента специального инвестиционного контракта (СПИК) Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». На данный момент разрабатывается пакет новых подзаконных актов федерального уровня, к пересмотру нормативной базы в сфере СПИК должны приступить и на местах. В статье анализируются ключевые изменения и отличия СПИК 2.0 от ранее использовавшегося варианта инструмента, приведены результаты четырехлетнего применения СПИК в предыдущей редакции. Ввиду того, что рассмотренные преобразования инструмента не только уточняют его содержание и совершенствуют процедуры применения, но и изменяют предметную направленность СПИК, можно говорить о происходящем в настоящее время комплексном реформировании инструмента

Источники:

1. Евстафьева Ю.В. Опыт применения и совершенствования специального инвестиционного контракта // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 3. С. 152–167.

2. Перечень инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 г. финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах [Электронный ресурс] // Минпромторг России. URL: http://minpromtorg.gov.ru/opendata/7705596339-investprojects/data-20190801-structure-20170608.csv.

3. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72261398/

4. Chong-En Bai, Chang-Tai Hsieh, Zheng Michael Song. Special Deals with Chinese Characteristics. NBER Working Paper N 25839. Cambridge, 2019. URL: http://www.nber.org/papers/w25839.

5. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330651/

6. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330666/

Новая стратегия промышленной политики и ее роль в модернизации российской экономики

Номер 7. Связанное пространство
Новая стратегия промышленной политики и ее роль в модернизации российской экономики

В статье определяется сущность промышленной политики в контексте главного вызова — объективной необходимости модернизации российской экономики; акцентируется внимание на трех дискуссионных аспектах выработки новой стратегии промышленной политики: на определении ее стратегической цели, выборе стратегической модели промышленного развития, определении основных направлений промышленной политики; подчеркивается ключевая значимость основных положений, содержащихся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, для решения этих проблем.

Как ответить на стратегические вызовы: о мобилизационной повестке дня

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Как ответить на стратегические вызовы: о мобилизационной повестке дня

1 марта 2018 года Президент России В.В. Путин в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию сказал: «Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру». Однако опыт России последней четверти века свидетельствует о том, что на самом деле, открывшись миру и укрепляя демократию, мы лишь растеряли ресурсы, рассредоточили и подрастеряли силы и практически утратили «волю для дерзновенного труда». Бедным не до дерзновенного труда, они с трудом выживают на макаронах и картошке, богатые погрязли в гедонизме и рассматривают «эту страну» только как источник сверхприбылей, а власть заворачивает отсутствие реальной работающей стратегии и собственной политической воли в красивые словесные обертки о демократии и свободном рынке и в нескончаемые долгосрочные и среднесрочные стратегии и программы, которые никогда не выполнялись. Исповедовать стратегию открытия миру, когда США уже объявили всем, по сути, торговую войну, мягко говоря, недальновидно. Еще ни одной стране не удалось создать или возродить промышленность, не защитив своего производителя. Возможна ли в таких условиях новая индустриализация и кто может и должен стать ее движущей силой?

Евразийский союз: на пути к обретению конкурентоспособности

Номер 2. Инерция либеральной лени
Евразийский союз: на пути к обретению конкурентоспособности

Для направления процесса евразийской интеграции на решение целей экономического развития необходима разработка и принятие Единой стратегии торгово-экономической политики ЕАЭС, Концепции единой промышленной и сельскохозяйственной политики, а также планов их реализации. Это предполагает гармонизацию национальных и союзных политик развития: промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической, энергетической, транспортной и др. В дальнейшем необходимо создание системы стратегического планирования развития ЕАЭС, включающей долгосрочные прогнозы, среднесрочные концепции и стратегии торговой, промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической политики, основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и налоговой политики, а также межгосударственные программы и планы мероприятий по их реализации. Следует как можно скорее разработать и утвердить стратегический план развития ЕАЭС и программы его реализации на десятилетие вперед. Такой подход к планированию развития евразийской экономической интеграции позволит сполна реализовать ее потенциал и достичь максимального макроэкономического эффекта в государствах-членах.

Девальвация и ее влияние на экономику России: взгляд через призму внешней торговли

Номер 6-7. 100 лет войны: точка начала
Девальвация и ее влияние на экономику России: взгляд через призму внешней торговли

В статье анализируется проблематика участия России в международных экономических отношениях. Рассматриваются различные аспекты российской внешнеэкономической политики и опыт ряда стран мира, в том числе нефтеэкспортеров, по поддержке национальной экономики. Анализируется девальвация рубля, происходящая в 2013–2014 гг. В результате ухудшения в 2013 г. платежного баланса, сильно зависящего от цены на нефть, и снижения темпов роста ВВП девальвация стала оцениваться правительством в качестве чуть ли не единственной возможной меры улучшения экономической ситуации. Однако девальвация — это половинчатая мера, нужна активная промышленная и сельскохозяйственная политика. Обосновывается необходимость комплексного подхода к активной государственной поддержке промышленности, расширения спектра мер поддержки промышленности и сельского хозяйства.

Система менеджмента качества — 100-процентная основа промышленной политики

Чтобы грамотно разработать и затем реализовать эффективную промышленную политику, необходимо глубинное понимание основ ее формирования и того, как может быть построен процесс ее создания и реализации. И в этом процессе, по мнению автора статьи, никак не обойтись без системы менеджмента качества (СМК) как идеологической основы взаимодействия между всеми субъектами промышленного производства.