Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «государственно-частное партнерство»


Как преодолеть стагнацию и новый кризис, обеспечив социально-экономический рост

DOI: 10.33917/es-6.172.2020.6-19

В апреле 2020 г. Россия вступила в социальный и финансово-экономический кризис структурного типа, связанный с коронавирусной пандемией и катастрофическим сокращением экспорта нефтегазовой промышленности. Оценивая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране, автор делает вывод о том, что в отличие от кризиса 2009 г., который преимущественно был финансово-экономическим, кризис 2020 г. в подавляющей своей части является кризисом социальным, когда в наибольшей мере снижаются показатели благосостояния народа. И только возврат к планированию, по мнению автора, позволит обеспечить выполнение единого финансового плана, инвестиционной программы всей страны, директивных показателей предприятий и организаций, контролируемых государством, а также даст толчок государственно-частному партнерству.

Как преодолеть стагнацию и новый кризис, обеспечив социально-экономический рост

DOI: 10.33917/es-5.171.2020.34-45

В апреле 2020 г. Россия вступила в социальный и финансово-экономический кризис структурного типа, связанный с коронавирусной пандемией и катастрофическим сокращением экспорта нефтегазовой промышленности. Оценивая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране, автор делает вывод о том, что в отличие от кризиса 2009 г., который преимущественно был финансово-экономическим, кризис 2020 г. в подавляющей своей части является кризисом социальным, когда в наибольшей мере снижаются показатели благосостояния народа. И только возврат к планированию, по мнению автора, позволит обеспечить выполнение единого финансового плана, инвестиционной программы всей страны, директивных показателей предприятий и организаций, контролируемых государством, а также даст толчок государственно-частному партнерству

Государственно-частное партнерство: текущее состояние и динамика развития

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является одним из инструментов реализации проектного подхода в сфере государственного управления, повышения финансового, технологического, инновационного потенциала различных отраслей российской экономики. Целью настоящей работы является сравнительная оценка динамики развития сферы государственно-частного партнерства в России и за рубежом. Анализируются тенденции в развитии сферы ГЧП, обусловившие всплеск интереса к государственно-частному партнерству со стороны бизнеса и риски, возникающие в процессе реализации проектов ГЧП.

Источники:

1. Regan M, Smith J, Love PE. Impact of the capital market collapse on public-private partnership infrastructure projects. Journal of construction engineering and management. 2010 Jun 16;137(1). pp. 6-16.

2. Бунтовский С.Ю., Папазян С.Л. Объективная необходимость развития государственно-частного партнерства в сфере хозяйствования // Материалы научно-практической конференции «Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики». 2015. 312 c.

3. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

4. Гасилов ВВ, Фролова ЕГ, Семина АМ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ В ГЧП-ПРОЕКТАХ. У67 ПС-44 Редакционная коллегия: председатель–Вертакова ЮВ, д. э. н., профессор, зав. кафедрой РЭиМ ЮЗГУ. 2016.

5. Данасарова С.Д. Институт частно-государственного партнерства: становление и развитие в России: автореф. дисс. канд. экон. наук: спец. 08.00.01 // Улан-Удэ: Восточно-Сибирский гос. технолог. ун-т., 2007. 24 с.

6. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.  32 с.

7. Курунова Я.Д. Обзор лучшей практики развитых стран реализации инвестиционных проектов и проектов ГЧП в сфере здравоохранения. Синергия Наук. 2018 (19): 287-95.

Жилищная политика и национальное проектирование: эскиз дорожной карты

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.83-93

Одной из острых социальных проблем в России продолжает оставаться обеспечение нуждающихся россиян достойным жильем. Отсутствие возможностей у населения удовлетворить свои жилищные потребности препятствует полноценному развитию личности, снижает демографическую активность, что в итоге приводит к замедлению экономического роста страны. Противодействовать нарастающей негативной тенденции можно и нужно совершенствованием жилищной политики, положив в ее основу объединение усилий государства, науки и бизнеса путем активного внедрения современных организационных форм и инструментов управления. Системным решением накопившихся проблем может стать национальный проект «Жилье и городская среда». Его реализация требует развития современной концепции жилищного строительства, дополненной преимуществами, средствами и профессионализмом государственной и корпоративной систем управления на базе партнерских отношений, законодательно закрепленных как государственно-частное партнерство.

Источники:

1. «Регуляторная гильотина» оказалась не для всех [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 27 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4013526.

2. Нацпроектам не хватает песка и щебня [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 7 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3962486.

3. Водолазский С.В., Щукин Е.Ю. Государственно-частное партнерство как основа формирования кластеров [Электронный ресурс] // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/39/4665/

 

Предложения по развитию взаимодействия государства и бизнеса в целях формирования территории опережающего развития Индустрии 4.0 в регионах России

DOI: 10.33917/es-6.164.2019.128-134

В статье предлагаются решения актуальной задачи: превращения регионов России в территории опережающего развития на основе использования технологий четвертой индустриальной (промышленной) революции — Индустрии 4.0. Рассмотрены преимущества и проблемы внедрения технологий Индустрии 4.0, предложения по взаимодействию государства и бизнеса для внедрения технологий Индустрии 4.0 на промышленном уровне и для их популяризации среди населения.

Источники:

1. Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2018. 660 с.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // МВД.рф. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site54/folder_page/009/037/972/documents_fz210.shtml.pdf.

3. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/

4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Банк данных «Нормативно-правовые акты Федерального собрания Российской Федерации». URL: https://duma.consultant.ru/documents/3703536.

5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

6. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1386 «Об утверждении формы предложения о реализации проекта ГЧП или проекта МЧП, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта ГЧП или проекта МЧП» [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rfot-19122015-n-1386/

Оценка эффективности развития особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства в России

Номер 1. Смущение умов
Оценка эффективности развития особых экономических зон как формы государственно-частного партнерства в России

В настоящей статье представлен многофакторный регрессионный анализ бюджетной эффективности функционирования особых экономических зон на российском рынке. Особые экономические зоны являются действующей формой государственно-частного партнерства в России, имеющей значительные перспективы развития. Государственно-частное партнерство представляет собой один из важнейших институтов экономических взаимоотношений власти и бизнеса, являясь помимо прочего одним из ключевых инструментов инвестирования в развитие реального сектора экономики. С другой стороны, в настоящее время социальная и бюджетная эффективность особых экономических зон в России ставится государством под сомнение. Конкретные факторы, влияющие на эффективность развития особых экономических зон, а также степень их влияния зачастую остаются неясными. В связи с этим представляется важным исследование бюджетной эффективности особых экономических зон через призму конкретных макроэкономических и специфических факторов, публикуемых Минэкономразвития России. Временные рамки исследования охватывают период 2012–2016 гг. На основании полученных результатов представляется возможным более четкое и углубленное понимание направлений развития взаимодействия государства и бизнеса в России.

ГЧП как «точка роста» взаимодействия государства и бизнеса в новых отраслях VI технологического уклада

Номер 5. Бессменное поколение
ГЧП как «точка роста» взаимодействия государства и бизнеса в новых отраслях VI технологического уклада

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является эффективным механизмом взаимодействия государства и бизнеса для реализации сложных социально значимых проектов. Проанализировав определения ГЧП в различных источниках, автор выделил основные принципы, формы и признаки ГЧП, а также предложил модель взаимодействия государства и бизнеса. В настоящем исследовании особое внимание уделено рассмотрению вклада ГЧП в стратегическое развитие ключевых отраслей экономики в условиях перехода к VI технологическому укладу. Итогом исследования стало формулирование перспективных точек развития данного механизма в сфере высоких технологий.

Управление инвестиционной стоимостью земельных участков при жилищном строительстве на основе государственно-частного партнерства

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Управление инвестиционной стоимостью земельных участков при жилищном строительстве на основе государственно-частного партнерства

В статье рассмотрен предмет исследований, ориентированный на изучение экономико-организационных отношений и процессов, связанных с управлением инвестиционной стоимостью земельных участков при жилой застройке территории на стадии лэнд-девелопмента на основе применения моделей государственно-частного партнерства. Актуальность данной проблематики обусловлена важностью решения такой проблемы, как увеличение объемов ввода жилья. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 2018 г. предусмотрены стратегические планы наращивания среднегодовых объемов ввода жилья с 80 млн до 120 млн м2. Это возможно только за счет применения экономического инструментария прогнозирования инвестиционной стоимости земельных участков и управления ею. Целью исследования является разработка концептуальных теоретико-методических и практических моделей оценки и управления инвестиционной стоимостью земельных участков на стадии земельного девелопмента применительно к жилищному строительству с приоритетом комплексного освоения территорий на основе оптимизации государственно-частного партнерства. В качестве методов исследования использовалась совокупность системных взаимосвязанных методических подходов, основанных на применении теории оценочной деятельности, экономико-математического моделирования, технико-экономического, логического анализа, а также теории рисков, экспертных оценок, ситуационного анализа и прогнозирования. В статье показана как авторская методика, так и полученные результаты, позволяющие осуществлять моделирование процессов управления инвестиционной стоимостью проектов комплексной жилой застройки территории для перевода ее из отрицательной величины в положительную. Такие управленческие решения рекомендуется реализовывать на основе многовариантных параметров государственно-частного партнерства применительно к выполнению технических условий, объемам участия в социальных объектах, транспортной и инженерной инфраструктуре строительства. Статья демонстрирует ценность выполненных исследований как с позиций развития теории и методологии в области теории оценки применительно к категории «инвестиционная стоимость», так и для научно-практического развития процессов государственно-частного партнерства в области управления увеличением объемов ввода жилья для корпоративного инвестиционного менеджмента и органов государственного и муниципального управления.

Национальные модели стратегического развития оборонной промышленности: зарубежный опыт и отечественная практика

Номер 4. Окно возможностей
Национальные модели стратегического развития оборонной промышленности: зарубежный опыт и отечественная практика

В статье изложены результаты сравнительного анализа национальных моделей стратегического развития оборонной промышленности в США, странах Западной Европы и Китае. Рассмотрено влияние национального менталитета, национальной деловой культуры и сложившихся традиций ведения бизнеса в исследуемых странах на развитие интеграционных процессов в оборонной промышленности, используемые организационные формы и механизмы. Приведены характеристики механизмов военно-гражданской интеграции, государственно-частного партнерства и межнациональной кооперации, раскрыты особенности их реализации в различных странах мира. Представлены выводы о возможностях адаптации передового зарубежного опыта в отечественной практике стратегического управления развитием оборонно-промышленных предприятий.

Институты стратегического развития монопрофильной территории

Номер 6-7. 100 лет войны: точка начала
Институты стратегического развития монопрофильной территории

Авторами рассмотрены теоретические подходы ученых к формированию понятий «институт» и «институт развития», предлагается ввести понятие «институт стратегического развития монопрофильных территорий», а также механизм эффективного формирования институтов стратегического развития монопрофильных территорий.