Дилемма социального выбора при заключении концессионных соглашений

DOI: https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.16-27

Итогом многолетних усилий государства по либерализации рынка социальных услуг стало огромное число организаций, находящихся в частной собственности, — 45,9%, но  обладающих минимальным влиянием на развитие инфраструктуры. Причина — частный бизнес отторгает долгосрочные и капиталоемкие проекты, а подавляющая часть социальной инфраструктуры (для объектов спорта — это 95,2%) сохраняется в государственной и муниципальной собственности.

Государство ошибочно относит концессионные проекты к инвестиционным, окупаемым только за счет платной эксплуатации. Тем самым социальная политика лишается перспективного механизма — превращения концессионных соглашений в основу социализации частных инвестиций, инфраструктуры и услуг. Выявленные проблемы социальной дезориентации в определении критериев оценки предложений участников концессионных конкурсов ложатся в основу асоциальных условий концессионных соглашений, что делает недоступными социальные услуги для широких слоев населения. Коммерциализация деятельности социальных объектов допустима (хотя и ограниченно), однако при этом должны преобладать услуги по государственным тарифам либо бесплатные. Назрела потребность в системной научно-методической работе по сквозной имплементации данного подхода в действующую нормативно-правовую базу и руководящие документы с целью создания сети опорной социальной инфраструктуры для всех слоев населения.

Social Choice Dilemma in Concluding Concession Agreements

Источники:

1. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (ред. от 26 июля 2017 г.) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. 18 июля. Ст. 1005.

2. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» [Электронный ресурс] // Парламентская газета. 2002. № 19. 26 января.

3. О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации: Информационно-аналитический обзор [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. 2020. Февраль. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.pdf.

4. Боровских О.Н. Особенности строительства объектов социальной инфраструктуры на современном этапе [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2015. № 16(20). С. 3559–3568. DOI: 10.18334/rp.16.20.2001.

5. Емельянович А.А., Кулягина Е.А., Каминская А.А. Государственно-частное партнерство как инструмент финансового менеджмента в решении социальных задач // Транспортное дело России. 2017. № 2. С. 44–46.

6. Попова М.И., Сорвина Т.А., Чеснова О.А. Особенности реализации инфраструктурных проектов в социально-культурной сфере на основе государственно-частного партнерства // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 100–109.

7. Putnam R.D. Making democracy work: Civic traditions in modern Italy // Princeton: Princeton University Press. 1993.

8. Алесина А., Джулиано П. Культура и институты. Часть I // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 82–111.

9. Рубинштейн А.Я., Городецкий А.Е. Государственный патернализм и патерналистский провал в теории опекаемых благ [Электронный ресурс] // Журнал институциональных исследований. 2018. Т. 10. № 4. С. 38–57. DOI: 10.17835/2076-6297.2018.10.2.038-057.

10. Максимов В.В. Парадоксы социальной политики в развитии социальной инфраструктуры [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 2. С. 38–44. DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.38-44.

11. Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий». Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства № 91 от 30 ноября 1920 г. Ст. 481 // М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1943. С. 694–695.

12. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. 25 июля. № 30 (ч. II). Ст. 3126.

13. Конкурсная документация к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги «Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург на участке 15-й км — 58-й км» (утв. Приказом Федерального дорожного агентства от 13 сентября 2007 г. № 64) [Электронный ресурс] // Информавтодор. 2007. Т. 3. URL:

http://www.informavtodor.ru/doc/piter_3.pdf.

14. Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности применения и реализации Государственной компанией „Российские автомобильные дороги“ концессионных соглашений „Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58“ и „Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 „Беларусь“ Москва — Минск (обход г. Одинцово) в 2015–2019 годах и истекшем периоде 2020 года“» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. 2020. 17 ноября. URL: https://ach.gov.ru/checks/12477.

15. Беляев М. Подмосковные власти выступили против тарифов на М-11 [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2015. 26 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2887358.

16. Проект концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации путепровода через железнодорожные пути в Московской области на перегоне между пл. Ботино — пл. Кривандино Казанского направления МЖД [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. 2018. URL: https://torgi.gov.ru/resources/org.apache.wicket.Application/downloadableResource?class=Document&id=26660831&gzip=Y.

17. Проект концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации участков автомобильной дороги «Хотьково — Озерецкое — Костино — Дмитров» со строительством путепровода через железнодорожные пути Большого кольца Московской железной дороги [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. 2018. URL: https://torgi.gov.ru/resources/org.apache.wicket.Application/downloadable-Resour ce?class=Document&id=26662222&gzip=Y.

18. Воробьев остановил стройку платного путепровода в Одинцовском округе [Электронный ресурс] // Одинцово-ИНФО. 2020. 3 марта. URL: https://odintsovo.info/news/?id=71603.

19. Иванов А. «Никакого строительства до проведения обсуждений с жителями» [Электронный ресурс] // Администрация Одинцовского городского округа Московской области. 2020. 21 июня. URL: https://odin.ru/news/?id=56756.

20. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 26 июня 2007 г. № 452-р [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/29510491/

21. Постановление правительства Тверской области от 2 октября 2012 г. № 564-пп (ред. постановления правительства Тверской области от 25 января 2013 г. № 16-пп) «О заключении концессионного соглашения в отношении объекта спорта „г. Тверь — многофункциональный спортивный центр — гребная база“» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/499303262.

22. Проект концессионного соглашения, предоставленный ООО «Брусника» в рамках предложения о заключении концессионного соглашения в отношении недвижимого имущества — нежилое здание литер А площадью 1257,7 кв. метров с кадастровым номером 66:41:0701010:19, являющееся объектом культурного наследия регионального значения «Дом фабриканта, богатый художественной лепкой во внутренних помещениях», и нежилое здание литер Б площадью 48,6 кв. метров с кадастровым номером 66:41:0701010:15, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Пролетарская, д. 3, которое подлежит реконструкции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. 2020. URL: https://torgi.gov.ru/resources/org.apache.wicket.Application/downloadableResource?class=Document&id=42811951.

23. Максимов В.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре: критерии оценки концессионных конкурсов. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

24. Мартусевич Р.А. Социально неприемлемый критерий выбора победителя конкурса за инфраструктурные концессии // Современная конкуренция. 2008. № 4(10). C. 38–49.

25. Максимов В.В. Использование срока создания автомобильной дороги в критериях оценки концессионных конкурсов // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 5(134). C. 60–64.

26. Ярославцева Т.А., Ярославцев А.В. Концессионная форма делового сотрудничества власти и бизнеса как инструмент привлечения инвестиций в инфраструктуру отраслей социальной сферы региона и муниципального образования: история и современность [Электронный ресурс] // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4(81). C. 71–81. DOI: 10.22394/1818-4049-2017-81-4-71-81.

27. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 72. 3 апреля.


Доступ к этой части архива журнала платный.

Вам нужно оформить и оплатить подписку на журнал и зарегистрироваться на сайте.

После получения нами сообщения об оплате Ваш аккаунт будет активирован, и Вы получите доступ ко всему архиву.

Спасибо за интерес к нашим публикациям.


[ Вход для подписчиков ] [ Регистрация для подписчиков ]
Следить за новостями ИНЭС: