Анализ подходов к оценке цифрового неравенства систем образования

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.32-49.

В условиях глобализации, информационной революции и растущих потребностей в высококвалифицированной рабочей силе страны все больше отдают приоритет образованию. Цифровизация, как современный тренд развития мировой экономики и общества, оказывает влияние и на систему образования. При этом проводить межстрановые сопоставления в области цифровой конкурентоспособности затруднительно в силу отсутствия единых подходов к оценке цифрового разрыва, который смещается от разрыва в доступе и подключении к ИКТ к разрыву в знаниях. Для рассмотрения различных аспектов цифровизации систем образования важно выделить страны, наиболее продвинутые в этом вопросе. С учетом этого для определения мировых тенденций цифрового развития систем образования целесообразно провести их классификацию по признакам, отражающим цифровые различия этих систем. Однако отсутствие таких системообразующих признаков затрудняет классификацию. Поэтому важно определить факторы, которые могут служить основой для проведения классификации систем образования мира по уровню их цифровизации. В международной практике отсутствуют методологические подходы к измерению цифрового неравенства систем образования. Работа представляет собой попытку выявить индикаторы, которые позволили бы сравнивать мировые образовательные модели с точки зрения создания условий для обучения с использованием ИКТ. В результате определена взаимосвязь цифрового разрыва в доступе и подключении к ИКТ и цифрового неравенства национальных систем образования, а также проведено сопоставление национальных систем образования с использованием индикаторов цифрового разрыва.

Источники:

1. World Strategies Group Bank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/16093/32813_ebook.pdf?sequence (дата обращения: 19.12.2019).
2. Обучение для всех. Инвестиции в знания людей и навыки содействия развитию (Образовательная стратегия Группы Всемирного банка, 2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://siteresources.worldbank.org/EDUCATION/Resources/ESSU/463292-1306181142935/Russian_Exec_Summary_2020_FINAL.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
3. Индекс развития человеческого потенциала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/index-human (дата обращения: 10.11.2019).
4. Top 20 Countries with the Best Educational System 2019 in the World [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.currentschoolnews.com/education-news/best-educational-system-in-the-world/. (дата обращения: 06.11.2019).
5. 2019 World Best Education Systems – 3rd Quarter Rankings (NJ MED Ranking) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://worldtop20.org/worldbesteducationsystem (дата обращения: 07.11.2019).
6. Рейтинг эффективности национальных систем образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/info (дата обращения: 08.11.2019).
7. Digital divide by country [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_divide_by_country. (дата обращения: 08.11.2019).
8. Соловьева Ю.Н., Фейгин Г.Ф. Тенденции развития ИКТ в России: феномен информационного неравенства в регионах //Вестник Института экономики РАН. 2017. №5. С. 79-94.
9. Бортвин Д.О., Лозба Е.В., Хасаншин Р.Р. Оценка инновационного потенциала через призму индикаторов развития информационного общества и экономики знаний //Вестник международных организаций. 2010. №1 (27). С. 33-50.
10. Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/statistic/rating/indeks-razvitiya-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij-ict-development-index/#tabs|Compare:Place (дата обращения: 11.11.2019).
11. ICT Development Index. 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html#idi2017economycard-tab&ISL. (дата обращения: 12.11.2019).
12. Bhaskar Chakravorti, Ajay Bhalla, Ravi Shankar Chaturvedi. «60 Countries’, Digital Competitiveness, Indexed DEI» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hbr.org/2017/07/60-countries-digital-competitiveness-indexed. (дата обращения: 12.11.2019).
13. Измерение цифрового доверия. Индекс DEI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mastercard.us/en-us/governments/insights-research/digital-evolution-index/digital-trust.html (дата обращения: 12.11.2019).
14. Рейтинг стран мира по уровню развития ИКТ (IMD). Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ict-development-index-info (дата обращения: 13.11.2019).
15. IMD World Digital competitiveness ranking 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2019/ (дата обращения: 13.11.2019).
16. Development trends of the education in Russia under digital economy GCI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.revistaespacios.com/a18v39n30/a18v39n30p23.pdf (дата обращения: 14.11.2019).
17. 2019 Global Connectivity Index GCI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.huawei.com/minisite/gci/en/index.html (дата обращения: 14.11.2019).
18. Индекс Global Connectivity Index. GCI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Global_Connectivity_Index (дата обращения: 15.11.2019).
19. McKinsey: цифровизация может увеличить долю ВВП России до 34%, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cossa.ru/news/167428/(дата обращения: 16.11.2019).
20. Бурденко Е.В. Рейтинги и индексы, оценивающие развитие экономики знаний // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 5. С. 897–910.
21. Официальный сайт «РОЦИТ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rocit.ru/ (дата обращения: 24.12.2019).
22. Официальный сайт аналитического центра «НАФИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nafi.ru/(дата обращения: 24.12.2019).
23. Цена неравенства: Чем расслоение общества грозит нашему будущему / Джозеф Стиглиц; [пер. с англ. Рождественская Е.]. Москва: Эксмо, 2015. 255 с.; ISBN 978-5-699-72540-3.
24. Новости компании Huawei [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.huawei.com/ru/press-events/news/ru/2019/huawei_global_connectivity_index_2019 (дата обращения: 17.01.2020).
25. The Digital Divide and Educational Equity. ACT Research&Center for equity in learning. August 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.act.org/content/dam/act/unsecured/documents/R1698-digital-divide-2018-08.pdf (дата обращения: 26.01.2020).
26. Terens Lee. Digital Divide in Education. April 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eqoptech.org/publications/2018/4/6/the-digital-divide-in-education (дата обращения: 26.01.2020).
27. SABER ICT Framework Paper [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wbgfiles.worldbank.org/documents/hdn/ed/saber/supporting_doc/Background/ICT/112899-WP-SABER-ICTframework-SABER-ICTno01.pdf (дата обращения: 26.01.2020).
28. Индекс человеческого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index(дата обращения: 27.01.2020).


Доступ к этой части архива журнала «Экономические стратегии» платный.

Вам нужно оформить и оплатить подписку на журнал "Экономические стратегии" и зарегистрироваться на сайте.

После получения нами сообщения об оплате Ваш аккаунт будет активирован, и Вы получите доступ ко всему архиву.

Спасибо за интерес к нашим публикациям.


[ Вход для подписчиков ] [ Регистрация для подписчиков ]
Следить за новостями ИНЭС: