Журнал «Микроэкономика»





Моделирование процессов обеспечения устойчивости государственных организационных систем к попыткам захвата власти идентифицированным и неидентифицированным противником

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.5-14

Рассматриваются проблемы противодействия рискам инициированной потери управляемости государственных организационных систем в условиях попыток захвата власти идентифицированным и неидентифицированным противником. Анализируется совокупность показателей, описывающих рассматриваемую систему, и устанавливаются взаимосвязи между этими показателями.

Источники: 

1. Абрамов В.И., Логинов Е.Л. Агентно-ориентированные подходы к анализу и прогнозу политических настроений в обществе и построению механизмов корректировки положительных и отрицательных реакций на социально-политические ситуации. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития: Материалы Седьмого Международного форума, Москва, 20–21 декабря 2018 г. Москва: ИПР РАН, 2018. С. 373-376.

2. Агеев А.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л. Использование искусственного интеллекта при реализации командования войсками и управления гражданскими объектами как единым гибридным полем боя. Нейрокомпьютеры и их применение: Тезисы докладов XX Всероссийской научной конференции, Москва, 22 марта 2022 г. Москва: МГППУ, 2022. С. 31-33.

3. Агеев А.И., Иванова О.Д., Лощинин А.А. Технология информационного пространства данных и совершенствование государственного управления. Экономические стратегии. 2023. Т. 25, № 6(192). С. 62-67.

4. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Информационные системы управления в чрезвычайных ситуацияхЭкономические стратегии. 2019. Т. 21. № 2 (160). С. 20-29.

5. Григорьев В.В., Логинов Е.Л. Стратегическое оперирование: поддержание экономической основы стабильности политического режима Российской Федерации в условиях международных санкций. Проблемы повышения эффективности научной работы в оборонно-промышленном комплексе России: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Знаменск, 11–12 апреля 2024 г. Астрахань: Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, 2024.  С. 204-205.

Система управления рисками в международных цепях поставки товаров в условиях изменений

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.15-28

Рассмотрены методологические аспекты формирования системы управления рисками в международных цепях поставки товаров в современных социально-экономических условиях. В работе проанализировано влияние следующих групп рисков в международных цепях поставки товаров: статические (простые), динамические (спекулятивные) риски, диверсификация, диссипация, хеджирование, трансфер (передача) риска, риски поставщиков и риски геополитической нестабильности.

Показано, что вопросы предупреждения и снижения рисков становятся все более востребованными в международных цепях поставки товаров. Российские компании вынуждены принимать на себя риски для достижения поставленных целей, и риск-менеджмент призван оптимизировать набор рисков. В условиях, когда субъекты рыночной экономики рискуют не только собственными, но и в большом количестве заемными средствами, последствия становятся более острыми. В случае неудачи несут потери не только российские компании, но и их хозяйственная инфраструктура, в частности контрагенты. Именно поэтому российским компаниям стоит уделять большое внимание введению в работу эффективного риск-менеджмента, благодаря которому можно своевременно идентифицировать возникающие риски и возможности, а также своевременно реагировать на них.

Источники: 

1. Афендикова Е.Ю., Ксенжук А.Н., Ковалёва В.И. Инструменты управления рисками в антикризисном управлении современным предприятием: идентификация и классификация рисков. В сборнике: EurasiaScience. Москва, 2024. С. 453-455.

2. Боброва А.В. Факторный анализ эффективности международных цепей поставок товаров. В сборнике: Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений. Южно-Уральский государственный университет, 2023. С. 30-43.

Институциональный механизм формирования системы импортозамещения в России

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.29-34

В настоящее время в Правительстве РФ стратегические и оперативные направления в области импортозамещения курируются различными «регуляторами» в целом для экономики и отраслей, в том числе для потребностей нефтегазового комплекса. В статье рассмотрены функции основных регулирующих органов, обосновано создание единого органа управления импортонезависимостью России, наделенного необходимыми полномочиями – Государственного планово-экономического комитета по национальному развитию.

Источники: 

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 06.10.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL:  https://base.garant.ru/70643464/

2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ (последняя редакция). URL: consultant.ru›document/cons_doc_LAW_173119/

3. Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 11.08.2016 № 219Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, организациями, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещению». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71366992/ 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411097447/

Сравнительный анализ зарубежных качественных моделей прогнозирования кризисных ситуаций и вероятности банкротства. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.35-51

В статье проводится сравнительный анализ зарубежных качественных моделей прогнозирования банкротства, в частности моделей У. Бивера и Д. Дюрана, с целью оценки их применимости к российским инновационным компаниям. Рассматриваются сильные и слабые стороны моделей, а также особенности их использования в условиях российской отчетности по стандартам РСБУ. В исследовании представлены результаты расчетов финансовых коэффициентов для 22 российских сотовых операторов мобильной связи и телекоммуникационных услуг (далее – российские инновационные компании) и их сопоставление с реальной финансовой ситуацией. Для оценки точности предсказаний применена F1-мера, результаты которой выявили значительное количество неточностей прогнозирования банкротства. На основе полученных данных рассматривается вопрос адаптации зарубежных качественных моделей прогнозирования банкротства к российским экономическим реалиям и учета отраслевой специфики российских инновационных компаний при их исследовании.

Источники:

[1-7] см. в см. в №2 (121)/2015. с. 81

8. Altman E.I., Haldeman R.G., Narayanan P. Zeta Analysis: A New Model to Identify Bankruptcy Risk of Corporations. Journal of Banking & Finance. 1977. Vol. 1. No. 1. pp. 29-54.

9. Смирнов В.П. Анализ вероятности банкротства: зарубежные модели и российская практика. Вестник СПбГУ. 2019. Т. 17. № 4. С. 85-92.

10. Кузнецов М.Е. Адаптация зарубежных моделей прогнозирования банкротства к российским условиям. Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 6. С. 98-105.

11. Jones S., Hensher D.A. Predicting Firm Financial Distress: A Mixed Logit Model. The Accounting Review. 2004. Vol. 79. No. 4. pp. 1011-1038.

12. Иванова Л.М. Перспективы развития моделей прогнозирования банкротства в условиях цифровизации. Управление рисками. 2021. Т. 29. № 4. С. 140-150.

Отечественный гостиничный бизнес в условиях новой рыночной реальности

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.52-63

В статье рассматриваются влияние санкций, геополитической ситуации, ухода международных гостиничных сетей на эффективность деятельности гостиничных предприятий, трансформации бизнес-процессов и ресурсного потенциала в сложившихся рыночных условиях. Гостиничный бизнес одним из первых столкнулся с новыми рыночными реалиями в условиях санкционной политики со стороны стран Европы и Америки. Наиболее уязвимыми оказались гостиничные предприятия, функционирующие на отечественном рынке под брендами международных гостиничных сетей. Уходя с рынка международные гостиничные операторы забирали свои технологии управления бизнесом, маркетинговые каналы продвижения и продаж, что негативно отразилось на всех бизнес-процессах гостиничных предприятий. Новые рыночные реалии способствовали перестройке ключевых систем управления гостиничными предприятиями, систем дистрибуции, поставок для сохранения качества предоставляемых услуг и эффективности функционирования. Отечественный гостиничный бизнес смог адаптироваться к новым условиям, в короткие сроки было произведено импортозамещение программного обеспечения, переход на продукцию отечественных поставщиков, создание отечественных систем бронирования и продаж. Произошло резкое сокращение количества прибытий иностранных гостей из стран Европы и Америки, при это выросло количество отечественных гостей и гостей из КНР, Индии, ОАЭ, Ирана и других дружественных стран, что также потребовало трансформации стандартов обслуживания. При положительной динамике ключевых показателей деятельности гостиничных предприятий остаются ряд проблем, требующих решения для полного нивелирования последствий возникших сложностей и повышения эффективности функционирования.

Социально-экономический и экологический анализ федерального проекта «Строительство сети современных кампусов» с помощью модели принципов менеджмента качества (QMP, ISO 9001) и диаграммы Л. Э́йлера

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.64-76

Проведен социально-экономический и экологический анализ федерального проекта «Строительство сети современных кампусов» с помощью модели принципов менеджмента качества (QMP, ISO 9001) и диаграммы Л. Эйлера в современных условиях. В данной работе использована методика управленческого анализа категорийного триплекса на основе диаграммы кругов Л. Эйлера. Такая диаграмма позволяет наглядно представить соотношение между качеством, экологией и культурой, выделяя их важные компоненты и их влияние друг на друга. Также, проведен анализ федерального проекта «Строительство современной кампусной сети» через набор фундаментальных убеждений, ориентиров, правил и ценностей, которые признаются истинными и могут служить основой для управления качеством проекта на основе модели принципов менеджмента качества (QMP, ISO 9001).

Анализ федерального проекта «Строительство сети современных кампусов» с помощью диаграммы Л. Э́йлера выявил слабые места федерального проекта, требуемые к доработке, а также выработке инструкций и единых стандартов, распространяемых на все государственные программы, реализующиеся на региональной основе с учетом регионального контекста. Установлено, что сама диаграмма Л. Э́йлера для управленческого анализа категорийного триплекса подходит для анализа степени качества не только управления, но и реализации федеральных проектов.

Источники:

1. Бачуринская Е.С., Юреску И.Ю. Роль малых архитектурных форм в формировании уникального облика территории университетского кампуса. В сб.: XV чтения памяти Т.Б. Дубяго. Санкт-Петербург, 2024. С. 5-7.          

2. Дивисенко С.В. Принципы системы менеджмента качества «ориентации на потребителя» и «взаимодействия людей» в работе организации. В сб.: Россия – Евразия – мир: интеграция – развитие – перспектива. Екатеринбург, 2024. С. 116-118.  

Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в строительном бизнесе

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.77-85

Цель статьи – изучение концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) в строительной сфере. Проведение сравнительного исследования с использованием методологии изучения конкретных случаев деятельности на принципах КСО в России и зарубежных странах позволяет установить контекст для понимания как социальная ответственность воспринимается и применяется на практике в строительстве. Результаты показали, что строительные компании осознают растущую важность КСО, но существуют проблемы, ограничивающие данный процесс. Авторы пришли к выводу, что несмотря на различия в подходах, которые организации используют в отношении направлений развития социальной ответственности, социальная ориентация стала значимым фактором для инициатив корпоративной социальной ответственности в России. Предложены направления развития корпоративной социальной ответственности.

Источники:

1. Бодрунов С.Д., Глазьев С.Ю. Закономерности формирования основ ноономики как грядущего общественного устройства: знать и действовать: монография. СПб.: ИНИР им. С.Ю.Витте, Москва: Центркаталог, 2023. 340 с.

2. Milton FriedmanA Friedman Doctrine – The Social Responsibility of Business Is to Increase Its Profits. The New York Times. URL:   https://www.nytimes.com/1970/09/13/archives/a-friedman-doctrine-the-social-responsibility-of-business-is-to.html

3.  Arynova Z.A., Deborah De Moortel.  Foreign and domestic practice of implementing the principles of socially responsible business. Bulletin of the Innovative University of Eurasia. 2023. № 89 (1). pp. 53-63.

4. Асаул А.Н. Новая философия предпринимательства – корпоративная социальная ответственность. Корпоративное управление.  2014. №4. С.30-37.

5. Удальцова Н. Л., Щербина П.Л. Социальная ответственность бизнеса: внедрение и воздействие на управление компанией. Лидерство и менеджмент.  2024.  Т. 11, № 1.  С. 265-280.

Исследование влияния пространственного эффекта высококачественного развития энергетической промышленности Китая на экономический рост. Часть 2

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.86-93

Энергетическая система представляет собой сложную многоаспектную и многокритериальную систему оптимизации, причем уровни развития энергетики в разных регионах и на разных этапах развития различны. Комиссия по развитию и реформам Китая и Управление энергетики в «Стратегии производства энергии и революции (2016–2030 гг.)» предложили, чтобы межрегиональная энергетическая трансформация Китая была основана на обеспечении безопасности и ориентирована на высококачественное развитие, чтобы увеличить влияние пространственного эффекта развития энергетики на экономический рост страны. В этой статье выбраны данные из 30 провинций Китая за период с 2000 по 2022 гг., проведены расчеты с использованием индекса Морана и пространственной модели ошибки Дарбина для изучения влияния пространственного эффекта развития энергетической промышленности Китая на экономический рост.

Источники:

[1-12] см. в №2 (121)/2025. с. 109-110

13. Cao Fei. Spatial Durbin analysis of factors affecting the urbanization rate of provincial population in China. Statistics and Decision. 2017. № 33(20), С. 102-105. doi:10.13546/j.cnki.tjyjc.2017.20.025

Методический подход к выбору площадей, перспективных для заблаговременной дегазационной подготовки угольных месторождений и использования метана угольных пластов для улучшения экономики региона

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.94-99

Методический подход к выбору перспективных площадей для дегазации включает как геологические, так и экономические факторы. Для этого следует проводить комплексные исследования, охватывающие как содержание метана в угольных пластах, так и технические и экономические параметры, такие как рентабельность и потенциальные объемы добычи. Эффективная дегазация не только позволяет снизить уровни метана в атмосфере, но и становится витком экономического развития для региона, обеспечивая дополнительные источники дохода и рабочие места. Данный подход мог бы играть важную роль в трансформации угольной отрасли в России и за ее пределами.

Источники:

1. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74148810/

2. Программа развития угольной промышленности на период до 2035 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 1582-р. URL: https://minenergo.gov.ru/upload/iblock/

3. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 декабря 2020 г. № 507 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила безопасности в угольных шахтах». URL: https://base.garant.ru/75099739/

4. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 декабря 2023 г. № 498 «Об утверждении Руководства по безопасности “Рекомендации по дегазации угольных шахт». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408359195/

5. Кузина Е.С. Формирование организационно-экономического механизма дегазации высоко газоносных угольных пластов: дис. … канд. наук: 08.00.05. Москва, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2018. 141 с.

Устойчивое развитие строительного рынка Москвы: роль банковских инструментов и оценка рисков

DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.100-109

В статье анализируются факторы, оказывающие влияние на динамику ввода жилья в Москве в период с 2019 по 2024 годы, с акцентом на роль банковских инструментов в поддержании устойчивости строительной отрасли. Рассмотрены последствия пандемии, изменения в кредитной политике, а также такие законодательные нововведения как сокращение сроков гарантийных обязательств и уменьшение штрафных санкций. Результаты работы свидетельствуют о том, что экономическая нестабильность и изменения потребительских предпочтений значительно воздействуют на структуру рынка, в то время как финансовые инструменты помогают минимизировать негативные последствия кризисных явлений. В заключении подчеркивается важность интегрированного подхода, направленного на дальнейшее совершенствование финансовых механизмов и адаптацию законодательства, что будет способствовать стабильному развитию строительного сектора.

Источники:

1. Ввод жилья. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/analitika/vvod_zhilya

2. Мониторинг объемов жилищного строительства. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Жилищная политика. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/zhilishnaya-politika/8/

3. Жилищное строительство в РФ в 2023 г выросло на 7,5%, до 110,4 млн кв. м. – Росстат. Интерфакс. 26 января 2024 г. URL: https://www.interfax-russia.ru/realty/news/zhilishchnoe-stroitelstvo-v-rf-v-2023-g-vyroslo-na-7-5-do-110-4-mln-kv-m-rosstat

4. Обзор рынка жилой недвижимости Москвы по итогам мая 2024 года. Аналитический центр Москвы. URL: https://ac-mos.ru/download/estate/2024_07_01/

5. Финансирование долевого строительства. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/banking_sector/equity_const_financing/

6. Борисяко М.А., Валлерштейн А.В. ESG-трансформация компаний в инвестиционно-строительной отрасли. XXXVI Международные Плехановские чтения: Сборник статей участников конференции. В 4-х томах. Москва, 25–27 апреля 2023 года. Москва: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2023. С. 22–26. EDN: https://elibrary.ru/eskota