Журнал «Экономические стратегии»





Продовольственная безопасность Юго-Восточной Азии на современном этапе

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.34-41

Проблема обеспечения продовольствием является актуальной для всех регионов мира. Юго-Восточная Азия демонстрирует положительную динамику ключевых показателей обеспечения продовольственной безопасности. Однако системные проблемы сельскохозяйственного комплекса региона до сих пор чреваты рисками в плане доступности продуктов питания для всего населения. Существенную роль в решении данного вопроса играет деятельность международных организаций и объединений, в первую очередь ФАО и АСЕАН.

Источники:

1. Ревенко Л.С. Параметры и риски продовольственной безопасности // Международные процессы. 2015. № 2. С. 6–20.

2. Комитет по всемирной продовольственной безопасности. Термины и терминология [Электронный ресурс]. ФАО ООН. URL: http://www.fao.org/3/MD776R/MD776R.pdf

3. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире — 2024. Преобразование продовольственных систем для обеспечения финансовой доступности здорового питания / ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. Рим, 2024. 286 с.

4. Ревенко Л.С., Солдатенкова О.И., Ревенко Н.С. Глобальная продовольственная проблема: новые вызовы для мира и России // Экономика. Налоги. Право. 2022. Т. 15. С. 54–65.

5. Дерюгина И.В. Продовольственная безопасность в странах Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2019. № 2. С. 82–93.

6. Бурова Е.С. Аграрный сектор Вьетнама на перепутье дорог: достижения, проблемы и перспективы // Независимый Вьетнам: национальные интересы и ценности. 2021. С. 100–115.

7. Региональная конференция ФАО для Азии и Тихого океана [Электронный ресурс]. ФАО ООН. URL: https://openknowledge. fao.org/server/api/core/bitstreams/447485fe-232c-4506-9a31- 42b17be0f357/content

8. Доклад о работе тридцать седьмой сессии Региональной конференции для Азии и Тихого океана [Электронный ресурс]. ФАО ООН. URL: https://openknowledge.fao.org/server/api/core/ bitstreams/35db5339-13b0-44c3-9e21-81bf9faf4de6/content

Поиск новых инструментов финансовых расчетов между Россией и Китаем на фоне расширения вторичных санкций

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.42-47

В последние годы взаимоотношения России и Китая вышли на новый уровень и получили статус всеобъемлющего партнерства. Этот факт подтверждают показатели торговли между Россией и Китаем, а также показатели экспорта и импорта в период с 2021 по 2024 г. Однако на фоне введения вторичных санкций со стороны США и ЕС в августе 2024 г. в отношении российских бизнес-партнеров Россия и Китай вынуждены искать альтернативные методы проведения финансовых расчетов для осуществления взаимных торговых операций, поскольку ранее использовавшиеся методы перестали работать. Сегодня к новым методам осуществления финансовых расчетов можно отнести проведение расчетов через региональные банки Китая, через посредников — третьих лиц, использование криптовалюты, а также посредством открытия иностранного филиала на территории РФ. Однако наиболее приемлемым способом оказалось посредничество.

Источники:

1. Тимофеев И.Н. Вторичные санкции США на российском направлении: опыт эмпирического анализа [Электронный ресурс]. Сравнительная политика. 2024. Т. 15. № 1. С. 95–114. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ vtorichnye-sanktsii-ssha-na-rossiyskom-napravlenii-opytempiricheskogo-analiza/ DOI: https://doi.org/10.46272/2221-3279- 2024-1-15-95-114

2. Jay Si. 美国制裁背景下,中国企业涉俄金属采矿业务的风险与应对 [Электронный ресурс]. Zhong Lun Law Firm, USA, 2024. URL: 美国制裁背景下,中国企业涉俄金属采矿业务的风险与应对. Lexology.

3. Цыплаков С. Об основных трендах развития торговли России и Китая [Электронный ресурс]. Российский совет по международным делам. 2024. 13 сентября. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/ob-osnovnykh-trendakh-razvitiyatorgovli-rossii-i-kitaya/

4. Петров Е., Словесный И. Россия и Китай начали активно искать новые инструменты расчетов [Электронный ресурс]. Деловой Петербург. 2024. 26 августа. URL: https://www.dp.ru/a/2024/08/26/ rossija-i-kitaj-nachali-aktivno

Определение функционального износа при оценке программного обеспечения

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.48-57

Рассматриваются вопросы определения в рамках затратного подхода величины функционального устаревания программного обеспечения (ПО). Установлено, что методология расчета функционального износа ПО в России не разработана, и это приводит к трудностям при оценке стоимости программных продуктов. Авторами предложена многофакторная модель оценки функционального износа ПО.

Источники:

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 (утв. приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н) [Электронный ресурс]. Министерство финансов РФ. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133537-

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н; в ред. от 14 декабря 2020 г.) [Электронный ресурс]. Министерство финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=15327-mezhdunarodnyi_standart_finansovoi_otchetnosti_ias_36_obestsenenie_aktivov

3. Bartels B., Ermel U., Sandborn P., Pecht M.G. Strategies to the Prediction, Mitigation and Management of Product Obsolescence. 2012. Wiley. P. 4–26.

4. Statista [Сайт]. Портал статистических данных. URL: https:// www.statista.com/statistics/871513/worldwide-data-created/

5. Directive 2012/19/EU of the European Parliament and of the Council of 4 July 2012 on waste electrical and electronic equipment

(WEEE) // Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32012L0019&from= EN

6. Приказ Минприроды России от 11 июня 2021 г. № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности» (зарегистр. в Минюсте России 30 ноября 2021 г. № 66097) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402074/

7. Приказ Минприроды России от 4 апреля 2023 г. № 173 «О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 399» [Электронный ресурс]. Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202305290049

Технологический суверенитет — инструментарий обеспечения устойчивого развития страны

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.6-13

Исследуется роль технологического суверенитета в обеспечении устойчивого развития страны. Рассматривается понятие технологического суверенитета, его основные компоненты и взаимосвязь с экономической, социальной и экологической устойчивостью. Особое внимание уделено анализу ключевых направлений укрепления технологического суверенитета, включая развитие научно-исследовательской базы, стимулирование инноваций, подготовку кадров и государственную поддержку. На примере России и других стран показаны успешные практики и вызовы, связанные с достижением технологической независимости. Показано, что технологический суверенитет является необходимым условием для устойчивого развития, позволяющим снизить зависимость от внешних факторов и обеспечить долгосрочное инновационное развитие страны. В заключение предлагаются рекомендации по формированию комплексной стратегии технологического развития, основанной на укреплении научного потенциала и создании благоприятной среды для инноваций.

Источники:

1. Развитие экономических систем: теория, методология, практика: Монография (научное издание) / ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» [и др]; под. ред. Б.Н. Герасимова. Пенза: ПГАУ, 2024. 275 c.

2. Трусина И., Ермолаева Е., Абрамов В., Гопеенко В. Оценка мирового развития в инвариантной системе координат энергетических единиц: перспективы новых индустриальных экономик // Журнал инфраструктуры, политики и развития. 2024. № 8(1):3110. DOI: https://doi.org/10.24294/jipd.v8i1.3110

3. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 9. С. 2377–2394.

Методологическая модель исследования испанского политического менталитета

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.14-21

Испанский политический менталитет является исторически детерминированным, многомерным и системным итогом длительного полиэтнического и трансцивилизационного процесса. Для его изучения был использован методологический концепт импринтинга, впервые обоснованный в рамках настоящего исследования. В статье формулируется содержание феномена импринтинга-суггестии, базовыми структурными звеньями которого представлены в первую очередь эпохальные политические события, а также великие деятели культуры и выдающиеся правители. С учетом этих инвариантных предикторов обсуждаются критические периоды истории Испании, оказавшие влияние на ход ее политической ментализации. С опорой на методологический потенциал концепта импринтинга раскрываются ее корневые истоки — романизация и христианизация. Рассматривается специфика эволюции полиментальности в мавританской Испании, зарождение испанского католицизма и значение Реконкисты в формировании основ испанского менталитета. Эти и другие ключевые моменты в истории Королевства Испания в данном ракурсе еще ждут своих исследователей. В заключительном разделе проведен аналитический обзор философско-теологических начал испанского политического менталитета

Источники:

1. Abellan J.L. Los españoles vistos por si mismos. Madrid, 1977.

2. Rodríguez-San Pedro L.E. La Edad Moderna: Universidades de la Monarquía Católica. Plétora y diversidad [Электронный ресурс]. Universia. España: Universidades. 2013. URL: // https://es.scribd.com/ document/358750879/Edad-Moderna-Universidades-Monarquia-Catolica-Pletora-Diversidad

3. Ajo G. y Sáinz de Zúñiga C.M. Historia de las Universidades Hispánicas: orígenes y desarrollo desde su aparición hasta nuestros días. Madrid: Centro de Estudios e Investigaciones “Alonso de Madrigal”, 1957–1979.

4. Francisco Díez de Velasco. Religiones en España. Historia y presente. Madrid — España. 2012.

5. Spain — UNESCO World Heritage Convention [Электронный ресурс]. URL: // https://whc.unesco.org/en/statesparties/es

Беломорская транспортная система как элемент сложной мультиагентной логистической системы стран БРИКС: повышение адаптивности и минимизация рисков

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.22-33

Нарастание проблем в управлении экспортными товарными потоками, связанными с санкционным давлением и рыночными глобальными изменениями, требует активного применения современных адаптивных подходов к координации всех участников процессов товародвижения. Авторы делают попытку осмысления масштабности задач на уровне торговли и транспортного взаимодействия стран БРИКС и выделяют Беломорскую транспортную систему как ядро для формирования альтернативных транспортных путей и их развития на основе построения современных мультиагентных систем. Беломорская транспортная система откроет новые возможности для повышения конкурентоспособности экономики России и ее мобильности с учетом всех имеющихся ограничений географического, экономического и технологического характера.

Источники:

1. Ляхницкий В.Е. Изыскания в устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915–1916 годах для составления проекта аванпорта у гор. Архангельска: Труды отдела торговых портов. Вып. XLIX / Министерство торговли и промышленности. Пг.: Типография М-ва пут. сообщ. (т-ва И.Н. Кушнерев и К°), 1916. С. 22.

2. Перечень поручений по итогам рабочей поездки в Архангельскую область 11 декабря 2023 г. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/73379

3. Совместная декларация 14-й встречи министров сельского хозяйства стран БРИКС. 28 июня 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.brics-russia2024.ru/upload/docs/

4. Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/636aa3edbc0dcc2356ebb6f8d594ccb0/114813.pdf

5. Нарушена морская торговля: Война на Украине и ее влияние на логистику морской торговли [Электронный ресурс]. UNCTAD. URL: https://unctad.org/ukraine-in-focus/maritime-trade-disrupted