Сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости современного бизнеса

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.32-42

В статье анализируются сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости бизнеса в цифровой экономике. В ходе исследования автор анализирует преимущества и особенности сетевых взаимодействий в рамках платформенных бизнес-моделей и деловых экосистем. Автор приходит к следующим выводам. Сетевые взаимодействия между участниками платформы продуцируют сетевые эффекты. Использование преимуществ сетевых эффектов обусловливает изменение способов создания стоимости бизнеса. Данные становятся главным активом, обеспечивающим рост капитализации цифровых компаний. Звенья цепочки создания стоимости трансформируются в модули и встраиваются в сети. Под воздействием цифровых технологий стоимость бизнеса создается на всех уровнях экономической системы (включая наноуровень), компании превращаются из статичных иерархических структур в динамичные сети взаимосвязанных игроков, меняется роль руководства компаний в создании стоимости бизнеса.

Источники:

1. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. Москва: Изд-во политической литературы, 1973. Т. 27. С. 299–426.

2. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. Избранное. Москва: Эксмо, 2008. 1200 с.

3. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. Москва: ТЕИС, 2002. 356 с.

4. Портер М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? / М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара; Пер. с англ. Москва: Альбина Бизнес букс, 2005. 262 с.

5. Беляева И.Ю. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / И. Ю. Беляева, М. А. Эскиндаров. Москва: ИНФРА-М, 2001. 399 с.

6. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. Москва: Республика, 1999. 366 с.

 7. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. № 91. URL:  https://www.jstor.org/stable/2780199?seq=1#page_scan_tab_contents

8.  Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкторы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т.8. №1. С. 77-80.

9. Ананьин О.И., Одинцова М.И. Методология экономической науки: современные проблемы и тенденции // ИСТОКИ, Вып. 4. М.: ИЭ РАН, 2000. С. 135-136.

10.  Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация /Научное редактирование и вступительная статья В.С. Катькало; пер. с англ. Ю.В. Благова, В.С. Катькало, Д.С. Славнова, Ю.В. Федотова, Н.Н. Цытович. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. 702 c.

11. Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8. С. 132–149.

12. Новая постиндустриальная волна Запада. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. Москва: Academia, 1999. 640 с.

13. Кац М.Л. Сетевые внешние эффекты, конкуренция и совместимость / М.Л. Кац, К. Шапиро // Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков / Под общей ред. А.Г. Слуцкого. С.-Петербург: Экономическая школа, 2003. С. 500–535.

14. Артур У.Б. Теория сложности в экономической науке: иные основы экономического мышления / У.Б. Артур // TERRA ECONOMICUS. – 2015. – Том 13. – № 2. – С. 15– 37.

15. Цзэн М. Alibaba и умный бизнес будущего: Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию / Цзэн Мин; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 320 с.

16. Пауэлл У. Сети и хозяйственная жизнь / У. Пауэлл, Л. Смит-Дор; перевод М.С. Добряковой // Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 3. С. 61–105.

17. Goldin I. Risk and Complexity / I. Goldin, Ch. Kutarna // Finance & Development. 2017. № 54 (September). pp. 46–49.

18.  Минс Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке / Г. Минс, Д. Шнайдер; Пер. с англ. Москва: Альпина, 2001. 263 с.

19. Трансформация бизнес-модели / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2021. 170 с.

20.  Паркер Д. Революция платформ: как сетевые рынки меняют экономику – и как заставить их работать на вас / Д. Паркер, М. ван Альстин, С. Чаудари; пер. с англ. Е. Пономаревой. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 302с.

21. Ли Кай-Фу. Сверхдержавы искусственного интеллекта. Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок / Кай-Фу Ли; пер. с англ. Н. Константиновой. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 233 с.

22. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу.  M.: ИЭ РАН, 2015. 344 c.

23. Gómez Prieto J. Smart Specialisation in the world, an EU policy approach helping to discover innovation globally / Gómez Prieto J., Demblans A., Palazuelos Martínez M. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019.


Доступ к этой части архива журнала платный.

Вам нужно оформить и оплатить подписку на журнал и зарегистрироваться на сайте.

После получения нами сообщения об оплате Ваш аккаунт будет активирован, и Вы получите доступ ко всему архиву.

Спасибо за интерес к нашим публикациям.


[ Вход для подписчиков ] [ Регистрация для подписчиков ]
Следить за новостями ИНЭС: