Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «платформа»


Процесс формирования стоимости бизнеса как система экономических взаимодействий

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.134-141

В статье процесс формирования стоимости современного бизнеса рассматривается как система экономических взаимодействий хозяйствующих субъектов. В исследовании представлена авторская концепция типологии экономических взаимодействий. Автор выделяет атомистический, органический и гармонический типы экономических взаимодействий и приходит к выводу о том, что каждому из них соответствует определенная модель взаимодействия (традиционная индустриальная модель, сетевая модель). В рамках каждой из них формируется свой механизм взаимодействия, ожиданий, разрешения конфликтов. Различные типы экономического взаимодействия сосуществуют одновременно и не всегда согласованно. Имеет место их переплетение. Экономические субъекты используют дифференцированный подход при взаимодействии друг с другом. Фокус стратегии бизнеса смещается с внутренних процессов оптимизации на координацию внешних взаимодействий, с повышения потребительской ценности на максимальное увлечение ценности экосистемы.

Источники:

1. Цзэн М. Alibaba и умный бизнес будущего: Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию. М.: Альпина Паблишер, 2019. 320 с.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии: В 3 т. Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 55 т. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1960. Т. 23. С. 351, 430.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1955. Т. 3. С. 480.

4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко; Предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с. (Современная институционально-эволюционная теории.)

Сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости современного бизнеса

DOI: 10.33917/mic-6.107.2022.32-42

В статье анализируются сетевые взаимодействия как фактор формирования стоимости бизнеса в цифровой экономике. В ходе исследования автор анализирует преимущества и особенности сетевых взаимодействий в рамках платформенных бизнес-моделей и деловых экосистем. Автор приходит к следующим выводам. Сетевые взаимодействия между участниками платформы продуцируют сетевые эффекты. Использование преимуществ сетевых эффектов обусловливает изменение способов создания стоимости бизнеса. Данные становятся главным активом, обеспечивающим рост капитализации цифровых компаний. Звенья цепочки создания стоимости трансформируются в модули и встраиваются в сети. Под воздействием цифровых технологий стоимость бизнеса создается на всех уровнях экономической системы (включая наноуровень), компании превращаются из статичных иерархических структур в динамичные сети взаимосвязанных игроков, меняется роль руководства компаний в создании стоимости бизнеса.

Источники:

1. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. Москва: Изд-во политической литературы, 1973. Т. 27. С. 299–426.

2. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. Избранное. Москва: Эксмо, 2008. 1200 с.

3. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. Москва: ТЕИС, 2002. 356 с.

4. Портер М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? / М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара; Пер. с англ. Москва: Альбина Бизнес букс, 2005. 262 с.

5. Беляева И.Ю. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика / И. Ю. Беляева, М. А. Эскиндаров. Москва: ИНФРА-М, 2001. 399 с.

6. Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. Москва: Республика, 1999. 366 с.