Страница автора: Олег Бочкарев

Сетецентрическая система повышенной живучести управления энергетикой России в сложнопрогнозируемых критических условиях

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.6-17

Энергетика, как и оборонный комплекс, является одной из ключевых отраслей, на которых базируются процессы жизнеобеспечения страны и вытекающая отсюда устойчивость конструкции государства. Мировая практика четко выявила ключевую зависимость внутриполитической и социальной стабильности от надежности и устойчивости энергоснабжения. Многофакторную живучесть энергетической суперсистемы в обычных и критических условиях природного и техногенного характера можно обеспечить за счет формирования сетецентрической системы повышенной устойчивости управления, опирающейся на распределенную сеть межкорпоративных катастрофоустойчивых дата-центров по обработке и хранению сверхбольших массивов данных. Предлагается использование дата-центров как базы для цифровых «двойников» энергетических объектов и процессов с целью итогового выхода на новое качество управления на основе цифровой топологии в рамках единой цифровой модели энергетической суперсистемы с возможностью защищенного сбора, хранения, обработки, обмена данными, необходимыми для управления энергетическими объектами различных отраслевых подсистем ТЭК России, а также для региональных и муниципальных властей. Использование цифровой топологии позволяет при локальных взаимодействиях осуществлять поиск и реализацию решений по продвижению к локальным и сете- и полицентрическим ресурсно-операционным оптимумам для минимизации затрат (ценовой нагрузки на потребителя) отдельных компаний и всей отрасли с целью поддержания надежности и устойчивости энергоснабжения, включая затраты на безопасность систем критической информационной  инфраструктуры

Пакетный отраслевой заказ как эффективный инструмент управления импортозамещением, созданием новых технологий и модернизацией энергетики

DOI: 10.33917/es-3.169.2020.6-17

Импортозамещение в энергетике требует формирования в России группы новых производств и модернизации имеющихся. Для этого необходима интеграция структур фундаментальной и прикладной науки, образования, энергомашиностроительного производства, энергогенерации и транспортировки электроэнергии в рамках полного инновационного цикла. Ключом к решению проблемы является формирование комплексного механизма планирования и управления научно-исследовательскими, а также энергомашиностроительными и электроэнергетическими сегментами как звеньями единой технологической цепочки работ и закупок — от фундаментальных исследований до утилизации оборудования. Результатом НИОКР должен быть пакетный отраслевой заказ по оборудованию и технологиям — новый инструмент планирования и координирования в рыночной среде российской энергетики и энергомашиностроения.

Предлагается выстраивание нового информационного контура управления в энергетике России для формирования основы пакетного заказа в рамках отрасли с целью налаживания средне- и долгосрочного научно-технического планирования для замещения выбывающего оборудования, сопровождения выполнения договоров и мониторинга результатов их исполнения.

Источники:

1. Импортозамещение уйдет в нацпроекты. Правительство определит цели по закупкам у российских поставщиков [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 2 марта. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4275034.

2. Грабчак Е., Медведева Е., Голованов К. Импортозамещение как драйвер развития отрасли // Энергонадзор. 2016. № 8. С. 28–29.

3. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Романова Ю.А. Проблемы замены изношенного оборудования в электроэнергетике России: приоритеты модернизации в контексте обеспечения надежности и безопасности // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2019. № 5. С. 38–43.

4. Положихина М.А. Санкции и импортозамещение: что стало с промышленностью? // Интеллектуальный капитал. 2017. № 1. С. 31–36.

5. Бушуев В.В. Когнитивный энерготехнологический форсайт // Энергетическая политика. 2015. № 4. С. 3–10.

6. Курбанов А.Х., Наружный В.Е. Импортозамещение в технологическом обеспечении производства продукции военного назначения: теоретические и прикладные аспекты // Вооружение и экономика. 2017. № 2. С. 69–77.

7. Стертюков К.Г., Стародубцева О.А. Проблемы внедрения новых технологий и технических средств с целью увеличения КПД в энергетической отрасли // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии,
системы управления. 2018. № 25. С. 58–73.

8. Черезов А.В., Грабчак Е.П. Проблемы и перспективы развития производства газотурбинных установок высокой мощности в Российской Федерации // Надежность и безопасность энергетики. 2017. № 2. С. 92–97.

9. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Трансформация механизмов управления ТЭК России для снижения рисков и угроз: Кремль-2018 в условиях сложной экономической реальности // Экономические стратегии. 2017. № 6. С. 30–39.

10. Госдума приняла поправки о смягчении норм закона о госзакупках в составе закона о мерах при ЧС // Интерфакс. Нефть. Ежедневный обзор. 2020, 1 апреля.

12. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Формирование организационных и информационных механизмов управления построением в России цифровой экономики // Экономические стратегии. 2018. № 3. С. 56–67.

13. Агеев А.И., Смирнова В.А. Адаптивность высокотехнологичного комплекса к цифровым вызовам // Экономические стратегии. 2018. № 1. С. 164–166.

14. Агеев А.И., Радина В.А. Методология формирования плана на основе инструментария цифровой экономики // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 6–17. DOI: 10.33917/es-4.162.2019.6-17.

15. Логинов Е.Л., Райков А.Н. Оптимизация внедрения сквозных технологий в энергетическую критическую инфраструктуру на основе когнитивного моделирования: Материалы одиннадцатой международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» (MLSD’2018). Москва, ИПУ РАН, 1–3 октября 2018 г.: В 2 т. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2018. С. 247–250.

16. Борталевич С.И., Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Адаптация стратегий развития компаний для работы на будущих мировых рынках, которые будут созданы при развитии ключевых научно-технических трендов в условиях цифровой революции // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 229–233.

17. Макаров В.Л., Агеев А.И., Зеленский В.А., Логинов Е.Л. Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России // Экономические стратегии. 2013. № 2. С. 108–117.

18. Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации: Научные сессии общего собрания членов РАН и общих собраний отделений РАН. 2019 г.: В 2 т. Т. 2. М.: Российская академия наук, 2019. 632 с.

19. КНТП ЭБМНП. М.: МЭИ, 2019. 57 с.

20. Комплексная научно-техническая программа «Энергетика больших мощностей нового поколения» (паспорт КНТП ЭБМНП). М., 2019. 112 с.

21. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Ефремов Д.Н. Государственный комитет по научно-технической политике: центр сетевой концентрации научно-технических связей в ключевых областях знания для интегрированного управления в сфере науки и техники // Экономические стратегии. 2014. № 8. С. 12–21.

22. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Госплан — основные подходы к планированию социально-экономического развития России // Экономические стратегии. 2013. № 8. С. 100–112.

23. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок // Экономические стратегии. 2016. № 1. С. 16–27

Жизненный цикл деятельности организаций ОПК: от фискальной экономики к мотивационной

DOI: 10.33917/es-7.165.2019.6-25

В статье рассматривается проблематика совершенствования государственного регулирования экономики предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Отмечено усиление экономики фискального типа. На практических примерах показано влияние существующих подходов государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) на эффективность жизненного цикла предприятий. Особое внимание уделено анализу последствий немотивирующего подхода — «запаздывающего» планирования, «заведомых» штрафных санкций, роста налоговой нагрузки, нормативно закрепленного дефицита оборотных средств, увеличения кредитной нагрузки, сокращения прибыли реального сектора экономики и отсутствия условий у организаций ОПК к совершению экономического прорыва. Сделаны выводы, что фискальная экономика — это следствие несогласованности правил и норм и отсутствия обоснованных технико-экономических моделей управления оборонно-промышленным комплексом с учетом баланса интересов всех заинтересованных сторон. В качестве решения проблемы предложено создание сводного государственного документа, содержащего единые для многочисленных органов власти государственного регулирования ФХД организаций ОПК нормы и правила. Такие правила должны быть непротиворечивыми по терминологии и алгоритмам, связанными и обязательными к исполнению. Также предложена организация постоянной площадки для конструктивного диалога между органами власти и представителями оборонной промышленности по вопросам формирования единой политики государственного регулирования ФХД организаций ОПК

Life Cycle of the Military-Industrial Complex Organizations: the Shift from Fiscal to Motivational Economy