Принятие Россией председательства в Евразийском экономическом союзе в 2018 г. позволяет сформулировать и вынести на широкое обсуждение комплекс инициатив, направленных на укрепление интеграционного объединения и достройку выпавших звеньев интеграционной повестки. Как показала практика функционирования ЕАЭС в условиях внешних ограничений и отсутствия четко сформулированных совместных приоритетов развития, Союз нуждается в конкретизации целеполагания и подкреплении прагматических устремлений государств-членов серьезной научно-исследовательской и практической работой по актуализации совместного культурно-исторического и духовного наследия народов Евразии. Иначе говоря, необходимо придать новый импульс Евразийскому союзу, который призван стать конкурентоспособным экономическим объединением государств, имеющих общую картину мира, систему представлений и ценностных ориентиров. Одним из таких цементирующих общее экономическое целое начал является сеть научно-образовательных учреждений государств — членов ЕАЭС, которые при правильной постановке дела могут превратиться в самодостаточную рентабельную отрасль, продукт которой (современные знания) может успешно экспортироваться в третьи страны, повышая престиж и капитализацию Союза, а также укрепляя внешнеполитические позиции России. Для этого необходимо уже сейчас предпринять деятельные шаги по выращиванию кластеров науки и образования на основе обмена передовыми опытом и практиками между профильными учреждениями стран Союза, поднять планку квалификационных требований для всех участников евразийского научно-образовательного обмена. В статье предлагаются контуры подхода по всемерному стимулированию кооперации в этой сфере в целях как самообеспечения интеграционных процессов современными кадрами, так и для предложения вовне.
Продолжить чтение