Заключение по итогам общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России

Номер 5. Стратегов осенью считают...

Сергей Глазьев, Дмитрий Львов, Сергей Батчиков, Алексей Мелентьев.  

Сергей Глазьев, Дмитрий Львов, Сергей Батчиков, Алексей Мелентьев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по итогам общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 43-47

Заслушав и обсудив итоги общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России*, в том числе доклад Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа "Об основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", доклады директора Института международных экономических и политических исследований РАН академика А.Д. Некипелова, председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству С.Ю. Глазьева, заместителя председателя Координационного совета отечественных товаропроизводителей В.К. Гусева, участники дискуссии констатируют:

1. Наличие объективных возможностей устойчивого и быстрого развития российской экономики в среднесрочной перспективе с темпами 5-7% прироста ВВП в год до 10% прироста промышленного производства на основе активизации имеющегося научно-производственного потенциала. Реализация этих возможностей предполагает создание необходимых макроэкономических условий для роста производства и вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся ресурсов.

Поддержание быстрого и устойчивого роста российской экономики в долгосрочной перспективе требует многократного повышения инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройки экономики на основе опережающего развития производств нового технологического уклада, обладающих высоким потенциалом роста на мировом рынке.

2. Согласие ведущих российских ученых и представителей деловых кругов, принявших участие в дискуссии, в отношении основных направлений экономической политики государства, которые должны проводиться для реализации имеющегося потенциала российской экономики.

1). Обеспечение благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, включая:

  • снижение процентных ставок и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, приведение денежного предложения в соответствие со спросом на деньги со стороны производственной сферы;
  • снижение налогов на производственную деятельность и заработную плату, освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий;
  • поддержание обменного курса рубля и таможенных тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность российских товаропроизводителей;
  • регулирование цен на услуги естественных монополий и продукцию высокомонополизированных отраслей экономики в целях пресечения злоупотреблений монопольным положением на рынке и обеспечения благоприятных ценовых пропорций для обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, предотвращения инфляции издержек.

2). Создание условий для развертывания механизмов добросовестной конкуренции, активизации предпринимательской деятельности, эффективной работы рыночных механизмов:

  • декриминализация хозяйственных отношений;
  • активизация антимонопольного регулирования;
  • упорядочение процессов ценообразования и устранение всех форм ценовой дискриминации покупателей, пресечение сговоров в целях завышения цен;
  • устранение излишних бюрократических барьеров для развития предпринимательской деятельности;
  • обеспечение полноценной защиты законно приобретенных прав собственности.

3). Многократное повышение инвестиционной и инновационной активности, структурная перестройка российской экономики на основе широкого распространения современных технологий:

  • создание институтов развития, включая Банк развития, способных обеспечить привлечение инвестиций в производственную сферу при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка;
  • принятие действенных мер по пресечению нелегального вывоза капитала;
  • формирование процедур выбора и механизмов реализации приоритетов структурной перестройки экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада, создания современных производственно-технологических структур с высоким потенциалом роста на мировом рынке;
  • всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на НИОКР от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики;
  • создание современной информационной инфраструктуры научно-исследовательской и предпринимательской деятельности;
  • обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, поддержка импорта новых технологий и защита российской интеллектуальной собственности за рубежом.

4). Опережающее повышение оплаты труда, ее относительного и абсолютного уровня, преодоление вынужденной безработицы:

  • установление нового порядка индексации минимального размера оплаты труда, постепенное приближение его к прожиточному минимуму;
  • повышение ставок и окладов работников бюджетной сферы одновременно с повышением минимального размера оплаты труда;
  • усиление государственного регулирования рынка труда, пресечение попыток его монополизации со стороны предпринимательских структур;
  • принятие мер по переводу теневой занятости в легальное русло;
  • совершенствование отраслевой и профессионально-квалификационной структуры работающих в увязке с реализацией комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;
  • налоговое стимулирование создания рабочих мест на предприятиях всех форм собственности;
  • осуществление региональных программ создания и сохранения рабочих мест;
  • формирование эффективных механизмов содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам и безработным, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с руководителями предприятий и организаций;
  • развитие конкурентной среды, поддержка малого и среднего предпринимательства, традиционных промыслов, народных предприятий и кооперативов;
  • становление муниципальной собственности, расширение занятости в коммунальном обслуживании;
  • поддержка самозанятости социально уязвимых групп населения, а также трудоустройство молодежи, впервые выходящей на рынок труда;
  • развитие институтов социального партнерства, усиление роли трехсторонних комиссий, расширение прав трудящихся в управлении предприятиями.

5). Преодоление бюджетного кризиса на основе повышения доходов федерального бюджета за счет:

  • пресечения нелегального вывоза капитала;
  • природной ренты с добываемых и экспортируемых сырьевых товаров;
  • прибыли государственных монополий, включая принадлежащие государству естественные монополии, Центральный банк Российской Федерации;
  • резкого повышения эффективности использования государственного имущества при кардинальном усилении ответственности и прозрачности деятельности назначаемых от имени государства управляющих;
  • усиления государственного контроля над рынком алкогольной продукции, введения госмонополии на оборот этилового спирта;
  • отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве, введения налогообложения импорта услуг.

Одновременно с рационализацией системы налогообложения и расширением доходной базы государственного бюджета должны быть приняты меры по кардинальному повышению эффективности государственных расходов. Бюджетная политика должна строиться на основе программно-целевого подхода при соблюдении законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы, образования, науки и культуры. Конкурсную систему осуществления государственных закупок следует надежно защищать от коррупции и злоупотреблений. Использование бюджетных средств на цели импорта в ущерб отечественным товаропроизводителям должно быть прекращено.

3. Наличие серьезных изъянов и недостатков в проекте "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу":

  • отсутствие необходимых мер по формированию благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций;
  • сохранение дискредитировавших себя методов планирования денежного предложения и денежно-кредитной политики, повлекших за собой демонетаризацию производственной сферы, расстройство системы денежного обращения, отток капитала из производственной сферы и финансовый кризис;
  • недостаточность мер по повышению инвестиционной и инновационной активности, игнорирование необходимости формирования институтов развития, проведения активной научно-технической и промышленной политики, стимулирования научно-технического прогресса;
  • ошибочная стратегия структурной политики, игнорирующая закономерности современного экономического роста и недооценивающая возможности имеющегося в России научно-технического потенциала;
  • непонимание роли государства в обеспечении развития современной экономики и недооценка его роли в организации и стимулировании научно-технического прогресса, создании условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики;
  • недооценка возможностей повышения доходов государственного бюджета, ориентация на дальнейшее сокращение государственных расходов на цели развития и обеспечения условий для роста производства и инвестиций при необоснованном повышении расходов на обслуживание государственного долга.

Без устранения этих изъянов невозможно рассчитывать на достижение целей, декларируемых в "Основных направлениях".

Согласно сценарным расчетам различных вариантов долгосрочного развития российской экономики, прогноз реализации "Основных направлений" характеризуется следующей динамикой макроэкономических показателей:

  • среднегодовой прирост ВВП за период с 2000 по 2010 годы составит около 1,5% (вместо как минимум 5%, заявленных в "Основных направлениях"). Конъюнктурное оживление производства со среднегодовым приростом ВВП 3-3,5% в первые годы прогнозируемого периода сменится во второй половине десятилетия депрессией со среднегодовым приростом ВВП не более 0,5% вследствие массового выбытия устаревающих производственных мощностей. Всего же прирост ВВП за период с 2000 по 2010 годы не превысит 20% (в отличие от 70% по "Основным направлениям");
  • прирост потребления домашних хозяйств за весь период до 2010 года – 12% (вместо 82% по "Основным направлениям");
  • прирост инвестиций в основной капитал – 70% (вместо 171% по "Основным направлениям").

Содержащиеся в "Основных направлениях" меры не позволяют нейтрализовать наиболее опасные угрозы будущему развитию страны:

  • ожидаемое выбытие основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа;
  • деградация научно-технического и интеллектуального потенциала страны вследствие многократного недоинвестирования в НИОКР и образование;
  • дестабилизация и кризис финансовой системы под влиянием возникновения и разрушения новых финансовых "пирамид" вследствие необеспеченной эмиссии государственных обязательств Центрального банка и Правительства Российской Федерации в условиях крупномасштабных флуктуаций международного спекулятивного капитала.

В случае формирования экономической политики государства в соответствии с "Основными направлениями" ожидаемые результаты социально-экономического развития страны к 2010 году будут характеризоваться:

  • сокращением совокупного производственного потенциала на 25-30%;
  • необратимым разрушением большей части научно-технического потенциала и, соответственно, исчерпанием важнейшего источника современного экономического роста – способности генерировать и осваивать новые технологии, определяющие глобальное экономическое развитие;
  • стагнацией уровня жизни, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума стабилизируется на уровне 23-27%;
  • переходом прав собственности на прибыльные российские предприятия с ликвидными акциями к иностранцам;
  • углублением дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности населения и фактической ликвидацией социальных гарантий в большинстве из них, включая весь Дальний Восток, Крайний Север, Восточную Сибирь, Северный Кавказ и большинство областей европейского Нечерноземья.

Окончательно закрепится зависимое положение России на периферии мировой экономики в качестве источника дешевого сырья и рабочей силы без достаточных внутренних резервов для самостоятельного развития. Объективно существующие сегодня возможности вывода российской экономики на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста с темпом 5-7% в год будут безвозвратно упущены.

Исходя из изложенного выше, участники общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России считают необходимым:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации переработать "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", включив в нее необходимые меры по обеспечению благоприятных макроэкономических условий для роста производства и инвестиций, многократному повышению инвестиционной и инновационной активности, структурной перестройке российской экономики на основе широкого распространения современных технологий.

2. При доработке "Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" учесть предложения и рекомендации, содержащиеся в "Программе развития реального сектора экономики", принятой Вторым Всероссийским съездом товаропроизводителей 25 апреля 2000 года, Предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по выводу страны из экономического кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту (Приложение к Постановлению Совета Федерации "О программе стабилизации экономики и финансов Правительства Российской Федерации" от 10 июля 1998 года № 313-СФ), докладах Отделения экономики Российской академии наук, рекомендациях парламентских слушаний Государственной Думы "О перспективах социально-экономического развития Российской Федерации в 2000 году и на период до 2002 года", "Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год" (проект рекомендаций Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству), "Экономическая политика в области государственного антимонопольного регулирования: практический опыт и задачи совершенствования законодательства", рекомендациях слушаний Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству на тему "О Федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2001-2015 годы", замечания и предложения к проекту "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года" (письмо Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Министру экономического развития и торговли Российской Федерации от 08.06.2000 г. № 3.8-568), других предложениях по формированию политики экономического роста, заявленных в ходе общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России, проводившейся Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству совместно с Отделением экономики РАН, Российским торгово-финансовым союзом и "Российским экономическим журналом".

_________________

Глазьев Сергей Юрьевич – председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ,
Львов Дмитрий Семенович – академик-секретарь Отделения экономики РАН,
Батчиков Сергей Анатольевич – председатель правления Российского торгово-финансового союза,
Мелентьев Алексей Юрьевич – главный редактор "Российского экономического журнала".

 

Следить за новостями ИНЭС: