“Разумная стратегия”

Номер 5. Стратегов осенью считают...

Анализируя стратегическое планирование, автор рассматривает его как искусство адаптации, успешное овладение которым требует творческого подхода и постоянного приращения совокупного объема профессиональных знаний.   

Робин Мэтьюз
Разумная стратегия
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 63-66

Схемы и таблицы к статье, pdf, 50 K

Я поставил себе целью проанализировать стратегию планирования как непрерывный процесс, в основе которого лежит творческое начало, умение адаптироваться и постоянно учиться. Сегодня экономика России на подъеме, однако все может измениться. В этой связи представляется интересным рассмотреть стратегию как искусство приспосабливаться, позволяющее организации быстро реагировать на новые и часто неожиданные события. Если взглянуть на эту проблему под другим углом зрения, то становится ясно, что речь идет о поддержании стабильности экономических показателей (конкурентное преимущество, конкурентоспособность или просто способность выживать) в долгосрочной перспективе.

Ф.А. Хайек так определил слабые места централизованной системы сбора информации для планирования спроса и предложения товаров и услуг в современной экономике: практическая невозможность собрать такую информацию и огромная стоимость подобных работ (1). Он предложил решить проблему посредством децентрализации: позволить индивидам, знакомым с особенностями местных рынков, осуществлять балансирование спроса и предложения на товары и услуги через рыночные механизмы.
Проблема рынка имеет два аспекта. Во-первых, его нормальное функционирование обусловлено наличием соответствующих капиталистических общественных институтов. Для их создания необходимо время. Они не могут появиться сами по себе в результате приватизации, как наивно полагали иностранные советники российской перестройки (5). Россия до сих пор расхлебывает последствия этой наивности. Во-вторых, рынок, который на языке информационных технологий определяется как распределенная информационная система, иррационален. Поэтому организации должны осознанно планировать свою стратегию. Как этого достичь?

Я определяю стратегию как неустанные попытки организации (коммерческой фирмы, правительства и любой другой организации) привести свои цели в соответствие с:

1) перспективами, открывающимися в бизнес-среде;
2) собственными возможностями.

Результатом этого процесса является развитие экономики. Схема 1 иллюстрирует такое понимание стратегии.

Бизнес-среда может быть описана как системное состояние организации, характеризующее ее stаtus quo с учетом влияния различных факторов (экономических, социальных, политических и технологических) как в прошлом, так и в настоящем. Возможности организации складываются из:
1) имеющихся в наличии ресурсов;
2) способности эффективно объединять в единое целое эти ресурсы (человеческий потенциал, оборудование, сырье, неосязаемые ресурсы: деловая репутация, торговые марки и имидж), представляющие собой склад активов.

Связи превращают эти активы в единое целое – распределенный интеллект, под которым подразумевается постоянное приращение совокупного объема профессиональных знаний сотрудников. В современном системном состоянии глобальной экономики присутствует распределенный интеллект, обусловливающий способность организации к адаптации и развитию. "Единственное, что дает организации преимущество в конкурентной борьбе – это знания, а также методика использования этих знаний и способность быстро обучаться новому" (4). Это утверждение справедливо и для коммерческих организаций, и для правительств, причем, не только сегодня. Я подозреваю, что так было всегда. Как учиться новому? Как мотивировать и популяризировать самообразование в организации? Эти вопросы требуют отдельного рассмотрения. Для начала мне хотелось бы проанализировать состояние российской экономики – макроэкономические аспекты российской бизнес-среды или ее системное состояние.


Состояние российской экономики

В России налицо экономический подъем. Несмотря на недавнее повышение тарифов российских естественных монополий, инфляция в ближайшее время составит 15-16% как следствие стабильного обменного курса российского рубля. Из-за положительного внешнеторгового баланса и высокого спроса на внутреннем рынке экономический рост ожидается на уровне 4% в год, что является самым значительным показателем за последние десять лет. Важнейшие экономические реформы Правительства – прежде всего, снижение ставки подоходного налога и изменение системы социального страхования – должны внести свой вклад в создание институтов, необходимых для рыночной экономики. Все это, вероятно, получит одобрение Международного валютного фонда и Всемирного банка, что создаст условия для притока в Россию иностранных инвестиций.
Скептическое отношение к российскому Правительству все еще сохраняется, особенно после событий августа 2000 года, но, в общем и целом, мнение международного сообщества позитивно. Президент Путин активно поддерживает переход к радикальным реформам. Главные факторы, определяющие состояние российского фондового рынка, – резко выросшие цены на нефть, международная поддержка реформ российского Правительства, реструктуризация долга Лондонскому клубу и имманентное повышение кредитного рейтинга России. Доверие к российской экономике отражается в показателях фондового рынка, особенно в повышении котировок акций телекоммуникационных компаний и естественных монополий.

Некоторые статистические макроэкономические величины отражены в таблице 1. Понижающаяся ставка рефинансирования отражает низкие инфляционные ожидания. Растущие показатели прибыли на акцию (earnings per share) и прибыли к цене акций (price earning ratios) отражают достаточно оптимистичные прогнозы как для российских компаний, так и для российской экономики в целом. В ближайшее время ожидается позитивный внешнеторговый баланс и сдержанный рост прямых иностранных инвестиций.

Будущее

Конечно, не существует конкретных инструкций для формулировки и реализации будущей стратегии. Однако нет оснований сомневаться в непредсказуемости развития событий. Российский фондовый рынок все еще будет зависеть от политической нестабильности и состояния важнейших мировых фондовых рынков. Вполне возможно, что высокие цены на нефть понизятся. Они могут также вызвать экономический кризис в высокоразвитых странах, как это было в начале 1970-х. Цены основных котирующихся акций, как представляется, сильно завышены в отношении прибыли к цене акций, инвестиции в акции составляют значительный компонент личных сбережений, особенно в США. Поэтому падение рынка корпоративных акций, вероятно, спровоцирует снижение спроса, уменьшение объемов торговли и замедление темпов экономического роста. С другой стороны, если оптимисты правы, инновации и рост новой экономики (информационные и телекоммуникационные отрасли) могут положить конец экономическим циклам. Навряд ли, но возможно.

Подводя итог вышесказанного, приходим к выводу, что существует несколько сценариев. При этом мы можем дать достаточно точный краткосрочный прогноз. Предполагаемые показатели, отраженные в таблице 1, верны, по крайней мере, на год вперед. Изменчивая реальность требует от организаций умения учиться и адаптироваться, необходимого для усиления конкурентоспособности и экономического роста.

Энниаграмма

Невозможно сформулировать точный план действий на все случаи жизни. По мнению А.Н. Колмогорова, ценность текущей информации о состоянии системы и, соответственно, прогнозов и планов, построенных на ее основе, уменьшается в геометрической прогрессии с увеличением временного горизонта планирования (3). Практический опыт советской системы централизованного планирования – наглядный тому пример.

Процесс формулирования и реализации стратегии может быть разбит на несколько стадий:

  • определение целей;
  • решение проблемы финансирования;
  • рассмотрение альтернативных вариантов стратегии;
  • выбор адекватного варианта стратегии;
  • реализация стратегии;
  • адаптация стратегии по мере изменения обстоятельств.

Очевидно, что по поводу каждой стадии можно написать целую статью или даже серию книг. Сложность внутренней структуры организации и окружающей среды, находящихся под воздействием взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, обусловливает нелинейность и непредсказуемость событий. Поэтому стратегическое планирование должно опираться на потенциал, который дает обучение и адаптация.

Для того чтобы графически изобразить этот процесс, целесообразно использовать энниаграмму (схема 2). Ее следует рассматривать как креативный инструмент, определяемый динамической моделью, выраженной последовательностью: 1,4,2,8,5,7,1,4,2… Я вписал треугольник стратегии (схема 1) в эту фигуру. Заметьте, что последовательность включает иррациональные числа, полученные при делении числителя на знаменатель дробей 1/7 (0,14285…), 2/7 (0,28571…), 3/7 (0,4285714…) и так далее. Фигура поделена на два сегмента, связанных между собой (1,4,2 и 8,5,7). Первый из них олицетворяет осознание потенциала через соотнесение реализуемых целей с различными сценариями стратегии. Второй – реализацию потенциала через выбор варианта стратегии, практическое осуществление и адаптацию. Контакт между двумя частями осуществляется через связки адаптация-альтернативные сценарии (8-2) и реализация-цели (7-1). Со временем обучение потребует адаптации к альтернативным вариантам стратегии; корректировка целей происходит по мере реализации стратегии.

Английское слово intelligent (разумный) происходит от латинского intellegere (понимать, воспринимать, познавать, постигать). Отбросив приставку intel, получим латинский глагол legere, одно из значений которого – "выбирать". В данном случае речь идет о выборе между целями и сценариями.

Часто энниаграмма использовалась для изображения мандалы, являясь моделью для осмысления единства Бытия как индивидуального и коллективного озарения, и Становления, олицетворяющего перемены. Таким образом, рынки, согласно Хайеку – это распределенные информационные системы, а энниаграмма фокусируется на распределенном обучении и адаптации к новым обстоятельствам.

Литература
1. Hayek, F.A. ‘The use of Knowledge in Society’, in Individualism and Economic Order, Routledge and Kegen Paul, London, 1949.
2. McKelvey, B. ‘Improving Corporate IQ’, in Complexity and Complex Systems in Industry, Ed. Ian P McCarthy and Thierry Rakotobe-Joel, The University of Warwick, Warwick, England, 2000.
3. Prigogine, I. From Being to Becoming: Time and Complexity in the Physical Sciences, Freeman, San Francisco, 1980.
4. Prusak, L. The Knowledge Advantage, Strategy and Leadership, 1996.
5. Sachs, J. ‘What is to be Done?’, Economist,13, January, 1990.
6. Sachs, J. Understanding Shock Therapy, Social Market Foundation, London, 1994.

Примечания
Энниаграмма – окружность с вписанным в него девятиугольником – геометрический символ, используемый в некоторых религиях.
Мандала (др.-инд. "mandala", "круг", "диск", "круглый", "круговой") – один из основных сакральных символов в буддийской мифологии. Мандала принадлежит к числу геометрических символов сложной структуры.

 

Следить за новостями ИНЭС: