Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: фактор стали

Номер 5. Стратегов осенью считают...

Статья посвящена проблемам экономической интеграции на территории бывшего СССР и механизмам ее реализации. Корень проблемы, по мнению автора, заключается в несовпадении интересов коммерческих предприятий с народнохозяйственными интересами. Наглядным отражением этого являются трудности, возникшие на пути экспорта украинской стали в Россию.

Олег Чуркин
Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: фактор стали
"Экономические стратегии", 2000, №5, стр. 75-82

Политика глобальной экономики

Прошедшее десятилетие выявило основные проблемы и трудности экономической интеграции на постсоветском пространстве в рамках конструкции Содружества независимых государств (СНГ). Они связаны, прежде всего, с тем, что изменились внешние и внутренние условия хозяйствования в регионе. В рамках глобализации увеличилась взаимозависимость экономик различных стран вследствие роста транснациональных перемещений товаров, услуг и капитала, а также интенсивного обмена информацией и технологиями. Сформировалось такое мировое экономическое пространство, где отраслевая структура и география размещения производительных сил определяются с учетом глобальной конъюнктуры, а экономические подъемы и спады постепенно приобретают всемирные масштабы. Новые информационные технологии, революция в средствах телекоммуникаций, либерализация рынков товаров, услуг и финансов ускорили процессы формирования единой планетарной экономики. Однако наряду с тотальной глобализацией экономической деятельности, в системе международных отношений определяющим также стало формирование и развитие мощных региональных союзов, имеющих, в первую очередь, общие экономические интересы.

Региональная экономическая интеграция является процессом, параллельным глобализации. Это качественно более высокая ступень сотрудничества между отдельными странами, когда достигается органическое единство в осуществлении процесса воспроизводства. При этом в условиях сохранения их суверенитета и существования между ними рыночных отношений особую роль приобретает согласованное развитие сфер сотрудничества. Количественным признаком интеграции может служить доля взаимного товарообмена между странами в их общем внешнеторговом обороте. Говорить о реальной интеграции можно тогда, когда взаимный обмен преобладает в структуре внешнеторгового оборота. Так, в Европейском Союзе (ЕС) доля поставок между странами-членами достигла 62% экспорта и 61% импорта. Страны Западной Европы давно уже поняли, что сегодня, в эпоху глобальной регионализации, экономическая конкуренция смещается от борьбы "страны против стран" к борьбе "регионы против регионов".

В связи с развалом СССР Россия и другие страны СНГ столкнулись с проблемой создания нового экономического организма на новых основаниях. Создание СНГ, казалось бы, создало благоприятную среду для реинтеграции постсоветского пространства. Выгоды интеграции как для России, так и для других стран СНГ были очевидны:

  • восстановление торговых и производственных отношений;
  • свободное перемещение капитала и рабочей силы внутри Содружества;
  • стабильное и дешевое использование транзитных путей на территории стран Содружества;
  • оптимизация денежных потоков между банками;
  • защита внутренних рынков против третьих стран через единую таможенную политику и так далее.

Между тем после развала СССР до 45% производственных мощностей общего машиностроительного комплекса оказались за пределами России. Дезинтеграция единого хозяйственного комплекса привела к тому, что некоторые бывшие республики стали монопольными производителями отдельных комплектующих изделий и технологического оборудования, необходимых другим республикам, или единственными обладателями некоторых видов сырья и полуфабрикатов. Поэтому объективная экономическая заинтересованность стран СНГ друг в друге осталась. Но преградой на пути перехода от заинтересованности к интеграции является то, что многие компоненты национальных хозяйств оказались под контролем внешнего капитала, действующего согласно логике глобализации. Следовательно, сегодня в борьбе за экономическое выживание Россия и другие страны региона должны будут пойти на полную перестройку системы межгосударственных отношений, чтобы противостоять транснациональным корпорациям.

Экономическая интеграция региона: проблемы и трудности

В результате образования суверенных государств на месте бывшего СССР общее экономическое пространство региона было разрушено, произошла дезинтеграция хозяйственного комплекса. Оборвались многие экономические связи, что выразилось, в первую очередь, в почти пятикратном сокращении объемов взаимного товарооборота, который в 1990 г. составлял 70% экспорта. Кроме того, оказалась нарушенной система научно-производственной специализации и кооперации, а это в первую очередь ударило по оборонному комплексу каждой страны и выполнению оборонных заказов.

Дезинтегрированные хозяйственные комплексы входящих в регион стран базируются на остатках существовавшего прежде единого народнохозяйственного комплекса СССР, в то время как многие экономические сообщества мира, такие, как ЕС, представляют собой объединения цельных хозяйственных комплексов изначально суверенных государств. Унаследованная производственно-технологическая, культурная, национальная и духовная общность до сих пор остаются важнейшими интегрирующими факторами государств бывшего СССР. В этом смысле их интеграционный процесс носит характер реинтеграции.

Этот процесс стал медленно, но верно нарастать после достижения состояния максимального распада в 1994 году. Однако на его пути стоит ряд проблем:

  • отсутствие эффективной союзной политической структуры, хотя бы аналогичной ЕС;
  • прогрессирующий спад производства и экономический кризис в большинстве стран региона;
  • низкое качество производимой продукции по ряду наименований экспортного ассортимента в связи с технологической отсталостью производства и низкой дисциплиной;
  • кризис неплатежей, инфляция и сокращение платежеспособного спроса имеющихся и потенциальных импортеров;
  • неустойчивость и неконвертируемость многих национальных валют региона;
  • структурная несбалансированность взаимного товарооборота наряду с дефицитом торгового баланса;
  • переориентация экспорта на рынки дальнего зарубежья с целью получения твердой валюты и установления контроля над товарными потоками иностранных трейдеров;
  • приближение внутренних цен на товары взаимного товарооборота к мировым, что стимулирует ориентацию на импорт из дальнего зарубежья;
  • значительный рост транспортных тарифов;
  • блокирование ряда транспортных артерий в Кавказском и Таджикском регионах в связи с возникшими вооруженными конфликтами.

Вместе с тем реинтеграция постсоюзного экономического пространства не имеет альтернативы. В то же время она не означает восстановления прежней структуры хозяйственных связей, характерной для союзных республик СССР, когда эти связи во многом строились на системе неэквивалентных отношений. В тот период, исходя из задач максимизации интегрального конечного результата экономики СССР, неверной национальной политики и ставки на сближение уровней развития республик, осуществлялось межреспубликанское перераспределение значительной части их национального дохода. Активную донорскую роль играла Российская Федерация, передавая другим союзным республикам до 60% своего национального дохода. Определенные донорские функции выполняли Белоруссия, Узбекистан и Украина.

Несмотря на то, что в некоторых странах региона начался робкий экономический подъем, экономика большинства из них пережила значительный спад, тогда как формирование таких образований мирового сообщества, как Европейский Союз, происходило, как правило, в условиях стабильного и равновесного состояния экономик интегрирующихся государств.

В условиях продолжающегося экономического спада в регионе в целом интеграция вряд ли может иметь какие-либо перспективы. Между тем она могла бы стать одним из мощных факторов, содействующих преодолению стагнационной депрессии и переходу к фазе подъема.

Хотя экономическая интеграция отвечает коренным интересам всех стран региона, в настоящее время по-прежнему преобладают дезинтеграционные тенденции. Во внешнеторговом обороте государств Содружества доля ближнего зарубежья сократилась с 70% в 1990 году до 25% в 1999 году. В большинстве стран указанный процесс носит достаточно устойчивый характер. Чем же объяснить данное противоречие?

Корень противоречия заключается в несовпадении интересов коммерческих предприятий с народнохозяйственными, в разрушительном влиянии местных кланов. В современных условиях основные экономические процессы, в том числе и развитие связей между странами, определяются поведением коммерческих предприятий, которое диктуется, прежде всего, стремлением получения максимальной прибыли, желательно в твердой валюте с последующим вывозом капитала за границу. Развитие интеграционных процессов едва ли совместимо с этой экономической установкой.

Несовпадение интересов коммерческих предприятий с народнохозяйственными проявляется в инвестиционной сфере, где, несмотря на объективную необходимость поддержания достаточно высокого уровня активности, фактическая незаинтересованность коммерческих предприятий (а точнее, многих их владельцев) в капиталовложениях привела к их резкому падению во всех государствах СНГ.

Аналогичные процессы происходят и в сфере экономических связей с дальним зарубежьем. При объективной предпочтительности сбалансированного развития экспорта и импорта по большинству стран региона наблюдается быстрый рост положительного сальдо внешнеторговых балансов с государствами дальнего зарубежья. Это вызвано незаинтересованностью коммерческих предприятий в сбалансированном развитии экспортно-импортных отношений. Спад оказался значительно меньшим в тех странах, где социально-экономическая трансформация осуществлялась более умеренными темпами и был сохранен более высокий уровень управляемости экономикой.
Из этого следует важный вывод: активизация процессов интеграции не может быть сведена только к формированию механизмов, устраняющих препятствия для эффективного взаимодействия коммерческих предприятий. Интеграционная политика должна быть направлена, прежде всего, на гармонизацию интересов коммерческих предприятий с интересами народнохозяйственными. Более того, она требует создания и включения таких механизмов, которые подчиняли бы интересы коммерческих предприятий общенациональным. В современных условиях при ориентации стран на национальный суверенитет и рыночные критерии хозяйственной деятельности система экономических отношений между ними должна строиться преимущественно на эквивалентной основе.

Украинская сталь как отражение проблем интеграции региона

Ярким примером "ненормальных" экономических отношений внутри региона, помимо вопроса о нефтегазовых поставках, является проблема украинской стали. Как уже говорилось, несмотря на разрыв многих экономических связей и межгосударственные трения, Россия и Украина продолжают оставаться близкими хозяйственными партнерами (1). В советские времена Украина производила до 1/3 всего металла. Украинская сталь по-прежнему занимает важное место на российском строительном рынке. Однако среди строителей нет единого мнения по поводу украинского проката. Многие неохотно используют украинскую сталь на крупномасштабных стройках из-за якобы "несоответствующего качества". С другой стороны, украинская сталь является главным конкурентом российскому прокату по качеству и, что еще более важно, по цене. Она дешевле и, в то же время, не уступает российскому эквиваленту по техническим параметрам, о чем свидетельствуют различные международные и российские сертификаты соответствия. Так в чем же проблема?

Поставки с Украины составляли почти одну треть от всего производства металла в советский период. В результате "перестройки" добыча руды и прокат металла на Украине, как и везде по региону, сократились. Были остановлены некоторые станы и даже заводы. Однако современные масштабы производства по-прежнему впечатляют. За 1998 год Украина произвела 24 085 тыс. тонн стали, из которых более трети было экспортировано. За 1999 год было произведено 26 994 тыс. тонн (рост на 12%). В текущем году также около одной трети общего объема проката уходит зарубежным поставщикам. На российский же рынок в 1999 году было экспортировано из Украины 1 073 тыс. тонн металлопродукции (3,6%).
Увеличить выход готового проката на 10-15% позволит применение способа непрерывной разливки стали. В Украине на долю стали, выплавляемой кислородно-конвертерным способом, приходится 47%. Вложение капитала, предполагающее структурную перестройку всего производства, со временем может принести ощутимую прибыль (на уровне прибыльности крупных металлургических комплексов Западной Европы), во-первых, за счет дешевизны рабочей силы, и во-вторых – в случае корректировки украинских налогов.
Первое обстоятельство заметно сказывается на конкурентоспособности украинской стали, что серьезно беспокоит западные компании. Так, антидемпинговый комитет министерства торговли США официально уведомил департамент торговых ограничений и контроля за внешнеэкономической деятельностью министерства экономики Украины о начале антидемпингового расследования в отношении импорта из республики стального проката и арматуры в 1999 году. В сентябре 2000 года до завершения антидемпингового расследования на продукцию этих предприятий будут установлены прелиминарные (предварительные) антидемпинговые пошлины при ввозе ее на американский рынок. Всего убытки украинских предприятий от антидемпинговых расследований за период 1992-1999 года составили от 1 до 1,5 млрд долларов.

Статистика наглядно демонстрирует желание Запада покупать и строить на украинском прокате, так как он сочетает в себе соответствующее международным стандартам качество и невысокую стоимость. Общая тенденция такова, что Россия из-за определенного нежелания идти на интеграцию внутри региона лишает себя надежного источника дешевой и хорошей стали, в то время как Европа активно использует украинскую арматуру.

Почему так происходит – вопрос очень сложный, ибо он затрагивает политическую расстановку сил. По словам доктора технических наук, заведующего лабораторией арматуры НИИ железобетона Сергея Матодяна, вопрос о плохом качестве украинской стали вообще является "надуманным и искусственно созданным". Россия, естественно, заинтересована в большем производстве именно российской стали и поддержке отечественных производителей. Но при этом нарушаются элементарные принципы международного распределения труда и, тем самым, наносится экономический вред как украинским, так и российским производителям стали – псевдозащита рынка ведет к тому, что российское производство продолжает организационно и технологически стагнировать из-за отсутствия здоровой конкуренции. Но больше всего страдает рядовой строитель, преследующий прежде всего собственные интересы – это оборачивается дороговизной, и в итоге, как всегда, страдает потребитель.

Помимо международных сертификатов (таких как международный стандарт ИСО-9002, евростандарт ЕМ 10080, для труб – технический свод правил АD-WO/TRD 100), большинство украинских поставщиков металла имеют и российские сертификаты соответствия, что значительно облегчает использование украинской стали на территории России. Постепенно, все больше российских строительных компаний, в том числе и государственных, переходит на использование украинской стали, так как экономический эффект очевиден, а по качеству она ничем не уступает российскому металлу.

Один из сотрудников "Росконтракта" (бывший ГОССНАБ СССР) прокомментировал ситуацию следующим образом: "Для меня не существует такого понятия как "украинский прокат". У нас есть металл, который соответствует ГОСТам и имеет сертификацию. С ним мы и работаем". Если украинская сталь имеет российский сертификат, то получается, нет никаких причин избегать ее использования.

Проблемы сбыта украинской стали тесно связаны с изменением общей ситуации в регионе с производством, потреблением и экспортом черных металлов. Как видно из графика, за последние пять лет после кратковременного спада производства, внутреннего потребления и экспорта в 1998 году, вызванного дефолтом, начался новый рост. При этом эксперты отмечают, что в ближайшие годы рынок черных металлов претерпит радикальные изменения в связи с тем, что значительная часть международных трейдеров черного металла утратит свои контрольные позиции на рынке сбыта. Они станут неотъемлемой частью производственно-сбытовой цепочки каждого металлургического комбината. Это облегчит путь от комбината к заказчику, позволит понизить цены и избавиться от докучливой опеки трейдеров, имеющих свои интересы, далекие от народнохозяйственных.

Механизмы реализации экономической интеграции региона

Пример украинской стали является не единственной и, возможно, не самой большой "несправедливостью" на постсоветском экономическом пространстве, но он наиболее ярко показывает, что создание неестественных барьеров на пути экономической интеграции внутри региона в конечном счете ухудшает положение как производителей, так и потребителей.

Сегодня процесс экономической интеграции в регионе должен быть поставлен на новые политические рельсы. Назрело создание нового Союза, начало которому положило объединение России и Белоруссии. Пример Евросоюза показывает, что без решения политических проблем (создание Парламента, Правительства, органов юстиции и так далее) экономическая интеграция невозможна. А надежды на включение в ЕС отдельных стран СНГ иллюзорны.

Процесс интеграции должен принять нормальный вид взаимных инициатив многих сторон при более активной роли самой России. Первые шаги в этом направлении уже дали плодотворные результаты. В последнее время заключены Договор об экономическом союзе, Соглашение о таможенном и платежном союзах, свыше 1300 соглашений о сотрудничестве в производственной, социальной и гуманитарной сферах, создавших правовую основу взаимоотношений, включая вопросы коллективной безопасности.
Удалось создать крупные интеграционные и организационные структуры взаимного сотрудничества. Это объединение 11 государств (с Исполнительным секретариатом и Межгосударственным экономическим комитетом); объединение четырех государств – России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии (с Межгосударственным советом и Интеграционным комитетом); сообщество Россия – Белоруссия с общими органами управления. Сформировано более 60 различных отраслевых советов, межгосударственных комиссий и комитетов по сотрудничеству. Однако во многих случаях эти структуры слишком бюрократизированы и заняты больше документооборотом, чем реальными делами.
Важнейшим для России является определение кардинальных путей интенсификации интеграционного сотрудничества между странами региона в настоящее время и на ближайшую перспективу. Конечно, решение проблем и преодоление трудностей на пути интеграции займет не один год, а может быть и десятилетие, и потребует значительных усилий и твердой воли от политических и экономических деятелей, однако положительные тенденции в этом направлении уже наметились, что выразилось в росте объема взаимной торговли в среднем на 10% в год, начиная с 1995 года.

Обобщение противоречивого опыта и проявившихся в последнее время тенденций позволяет назвать в качестве приоритетных три решающих аспекта интеграции: сферы ее действия, структурные формы, практические механизмы.

Если говорить о сферах действия, то следует признать, что политическая межгосударственная интеграция в рамках СНГ не дала ожидаемых результатов. Ныне основополагающим становится создание новой политической структуры и в ее рамках осуществление новой экономической интеграции, объединение хозяйствующих субъектов. Речь идет о всемерном содействии взаимной экономической деятельности стран региона с целью более быстрого создания общего экономического хозяйственного и научно-технологического пространства. Стратегически важной задачей для России, а также других ведущих стран региона – Белоруссии, Украины и Казахстана (на их долю приходится около 90% совокупного взаимного товарооборота) – является сотрудничество в топливно-энергетическом, транспортно-коммуникационном и металлургическом комплексах, представляющих наиболее интегрированные системы в регионе.

Первостепенное внимание следует уделять сохранению единой энергетической системы, системы железнодорожного транспорта, добычи и транспортировки газа и нефти, созданию общей транспортной системы и единой системы связи, а также созданию новых транспортных коридоров через территории стран региона для транзита российских и иных грузопотоков. Целесообразно поэтапно усиливать тесное хозяйственное сотрудничество. Например, в интеграции России и Белоруссии выстраивается такая цепочка: энергосистема, транспорт, граница, таможня, налоги и на последнем этапе – денежное обращение.

Структурные формы сотрудничества и интеграции весьма разнообразны, но пока наиболее оперативны и эффективны двусторонние связи. Хорошо работает и четырехстороннее объединение России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. На их базе интеграция расширяется до все более многосторонних экономических, социальных, гуманитарных взаимоотношений. Весьма остро обсуждается вопрос о создании наднациональных органов интеграции. Некоторые опасаются, что они ограничат политический суверенитет стран. Но речь идет об экономических наднациональных органах по энергосистемам, транспорту, связи, отраслям экономики. В создании таких наднациональных органов уже сделаны первые шаги. Президентами всех государств Таможенного союза подписано решение о создании Исполкома Таможенного союза. Это означает, что решения четырех государств-участников данного соглашения будут теперь приниматься совместным органом, а не самовольно отдельными странами. Эффект от этого будет намного выше. И политическому суверенитету он никак не повредит.

Практические механизмы стимулирования и интенсификации интеграционного сотрудничества становятся все более многообразными и эффективными. Возрастающее значение стало придаваться государственному кредитованию Российской Федерацией стран региона.

Большую роль в расширении и углублении интеграции имеет создание финансово-промышленных групп, банковско-промышленных консорциумов, совместных предприятий, транснациональных корпораций. Интеграция наиболее успешна, когда она идет от предприятий, восстанавливая разорванные производственные и научно-технологические связи на постсоветском пространстве. За счет выделенных кредитов будут финансироваться российские предприятия, которые смогут выпускать конкурентоспособную продукцию, необходимую странам региона, тем самым, все более связывая их друг с другом в производственном и хозяйственном отношениях.

В сфере производства стремление к интеграции проявляется наиболее активно. Так, в ряде отраслей созданы межгосударственные координирующие органы, в том числе в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации, агропромышленном комплексе, научно-техническом сотрудничестве, экологии и метеорологии, использовании космического пространства. Положено начало объединению материальных и финансовых ресурсов заинтересованных стран региона для осуществления крупных экономических проектов. Достигнуты многосторонние договоренности о применении в качестве межгосударственных, действовавших в СССР, стандартов и эталонов, о скоординированном проведении сертификации продукции, развитии взаимодействия в области науки, техники, подготовки кадров.

Представляется, что государствам, образующим Союз, целесообразно в первую очередь условиться о применении системы согласованных мер, стимулирующих кооперационные связи и поддержку предпринимательства, особенно международного, включая:

  • отмену импортных и экспортных пошлин, а также количественных ограничений на изделия, поставляемые по кооперации, и услуги производственно-технического характера, оказываемые по прямым связям партнерам;
  • создание единого правового и экономического режима деятельности хозяйствующих субъектов на территории государств-участников;
  • обеспечение для них равных экономических условий инвестирования капиталов, участия в приватизации и акционировании государственной собственности;
  • предоставление льгот в налогообложении и кредитовании, в таможенном обложении при создании совместных предприятий, объединений и других транснациональных структур.

Под тем же углом зрения следовало бы состыковать программы приватизации, имея в виду, прежде всего, закрепление отношениями собственности взаимосвязи участников технологических комплексов и кооперативных производств, расположенных в странах ближнего зарубежья. В практику начинает входить перекрестное акционирование смежных предприятий. О применении такой формы договорились представители России и Казахстана. Россия и Украина намечают перекрестное акционирование как предприятий нефтегазового комплекса, так и сопряженных с ними машиностроительных и металлургических производств.

Такие проекты заслуживают всемерной поддержки со стороны Союза. Они открывают реальный путь к созданию транснациональных объединений, основанных на взаимной заинтересованности участников этого Союза в производственной кооперации.

Потребность в них ощущается все острее, учитывая начавшийся во многих странах региона процесс переориентации и перепрофилирования ряда действующих производств, а также организации новых предприятий с привлечением капиталов и технологий из дальнего зарубежья. Возникает, в частности, вопрос о судьбе предприятий регионального значения, в продукции которых мало заинтересована унаследовавшая их от СССР республика. В то же время такая продукция может быть необходима партнерам в странах ближнего зарубежья.

Очевидно, что здесь, как и во всех остальных случаях, нужна совместная политическая и деловая воля лидеров Союза, которая сломит сопротивление местных кланов и "олигархов" и отстоит общесоюзные интересы. Формы поддержки предприятий, которые воплощают в себе принципы кооперации и специализации, могут быть самыми различными – от выкупа предприятия при его акционировании до включения в состав транснациональных корпораций с соответствующей программой перепрофилирования. В рамках Союза в принципе значительно облегчается процесс структурной перестройки промышленности по общим или согласованным программам, путем инвестиций, создания финансово-промышленных групп смешанной собственности. Особенно целесообразно применение таких форм при конверсии предприятий военно-промышленного комплекса.
Большой взаимный интерес в этом плане представляют и системы инфраструктуры регионального значения (транснациональные железнодорожные магистрали, единая энергосистема, сеть газоснабжения). Важно было бы сохранить их транснациональный характер, восстановив прежнюю четкую диспетчеризацию управления и внедрив новую систему учета затрат и расчетов между участниками из разных республик. Последние должны бы стать совладельцами, а не владельцами отдельных частей, ибо эффективное функционирование таких систем возможно лишь в том случае, если они составляют единое целое.

Нельзя не отметить, что для России судьба бывшей советской промышленности имеет особое значение, так как на большинстве таких предприятий заняты в основном русские. Видимо, было бы предпочтительнее обеспечить им занятость по прежнему месту жительства, чем создавать новые рабочие места и жилье в случае их миграции в Россию. Однако здесь необходима новая национальная политика во всех странах региона.

Весьма актуальный характер имеют проблемы ценообразования, в том числе во взаимной торговле. Не секрет, что в наследство от бывшего СССР регион получил систему цен, отклоняющуюся от мировых пропорций и многоярусную для отдельных товаров в зависимости от каналов обмена ими. Создавая очаги неэквивалентности, такая ситуация приводит к общему расстройству взаимных платежей. Основной проблемой является низкий уровень заработной платы по отношению к производительности труда в сравнении с западноевропейской пропорцией. В то время, как на Западе заработная плата в совокупности составляет около 70% расходов предприятия, в нашем регионе она в десять раз ниже. Это приводит к тому, что приближение цен на товары, услуги и сырье к мировым вызывает неминуемое снижение жизненного уровня большей части населения региона.
Опыт показывает, что ценообразование является экономической проблемой, не имеющей решений вне рамок государственного воздействия на цены в интересах большинства населения.

Как представляется, в сфере ценообразования нужно исходить из следующих постулатов:

  • ценообразование и структура цен в регионе в целом и в каждой его отдельной стране, особенно входящей в рублевую зону, останется искаженной до тех пор, пока при приближении внутренних цен к мировым сохранится долларизация экономики и будет использоваться искусственный, оторванный от стоимостной базы, биржевой курс рубля к доллару. При переплетении биржевых спекуляций и инфляции такой мультипликатор лишь отдаляет расчетный эквивалент внутренних цен от мировых, провоцируя дальнейшую инфляцию в России и ее экспорт в другие страны региона;
  • различие цен на одинаковые товары в разных странах региона вполне обоснованно и, как повсюду в мире, является предпосылкой разделения труда и товарообмена;
  • целесообразно последовательно сокращать зону регулируемого ценообразования во взаимном товарообмене, расширять сферу действия межпредпринимательского обмена, где нарождающаяся конкуренция, биржи, сравнительные издержки и тому подобное могут быстрее приблизить цены товаров к их реальным стоимостным показателям;
  • странам региона пора заняться эффективной борьбой с теневой экономикой, а также демонополизацией, понимая ее не примитивно, а в подлинном смысле, то есть как борьбу с недоброкачественной ограничительной деловой практикой предприятий, в том числе коллективной, на рынке.

Конечно, на пути дальнейшего развития и интеграции стран нашего региона будет встречаться немало конъюнктурных моментов, приводящих к различным сбоям. Не надо воспринимать их болезненно, как какое-то чрезвычайное происшествие. Они в определенном смысле закономерны – вопрос с экспортом украинской стали в Россию, конечно же, будет решен. А контуры будущего Союза уже просматриваются, костяк у него достаточно прочный. Будущее у региона и обновленного Союза есть.

Примечание
1. Россия является главным торговым партнером Украины. В первом полугодии 2000 года наибольший объем украинского экспорта пришелся на Россию – 1436,43 млн долларов, Турцию – 407,683 млн долларов, США – 374,7 млн долларов. По импорту: Россия – 3160,79 млн долларов, Германия – 468,37 млн долларов, Туркмения – 354,97 млн долларов.

Следить за новостями ИНЭС: