Страница автора: Константинова Любовь Андреевна

Анализ подходов к оценке цифрового неравенства систем образования

DOI: 10.33917/mic-1.90.2020.32-49.

В условиях глобализации, информационной революции и растущих потребностей в высококвалифицированной рабочей силе страны все больше отдают приоритет образованию. Цифровизация, как современный тренд развития мировой экономики и общества, оказывает влияние и на систему образования. При этом проводить межстрановые сопоставления в области цифровой конкурентоспособности затруднительно в силу отсутствия единых подходов к оценке цифрового разрыва, который смещается от разрыва в доступе и подключении к ИКТ к разрыву в знаниях. Для рассмотрения различных аспектов цифровизации систем образования важно выделить страны, наиболее продвинутые в этом вопросе. С учетом этого для определения мировых тенденций цифрового развития систем образования целесообразно провести их классификацию по признакам, отражающим цифровые различия этих систем. Однако отсутствие таких системообразующих признаков затрудняет классификацию. Поэтому важно определить факторы, которые могут служить основой для проведения классификации систем образования мира по уровню их цифровизации. В международной практике отсутствуют методологические подходы к измерению цифрового неравенства систем образования. Работа представляет собой попытку выявить индикаторы, которые позволили бы сравнивать мировые образовательные модели с точки зрения создания условий для обучения с использованием ИКТ. В результате определена взаимосвязь цифрового разрыва в доступе и подключении к ИКТ и цифрового неравенства национальных систем образования, а также проведено сопоставление национальных систем образования с использованием индикаторов цифрового разрыва.