Журнал «Экономические стратегии»

2019 Номер 8. Постправда




О целевой направленности региональной стратегии социально-экономического развития

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.6-15

Когда знакомишься со стратегиями регионов, видишь, что их авторы обычно стараются сформулировать несколько задач, охватывающих все стороны жизни общества. Например, повышение конкурентоспособности региона или подъем уровня культуры и т.д. Между тем в каждой стратегии всегда в центре внимания повышение уровня жизни населения региона. Но почти никогда мы не видим в стратегии конкретных задач по повышению вклада этого региона в социально-экономическое развитие страны. Он не сводится к увеличению удельного веса региона, например, в создании внутреннего валового продукта страны, а обычно намного его превышает благодаря тем отраслям и сферам специализации, в которых регион играет существенную роль. Многие считают крайне важным каждую из этих задач, которые они перечисляют в обычной региональной стратегии, разбить на подзадачи, а те, в свою очередь, на более мелкие задачи. В результате формулируется несколько десятков задач региона, излагаемых обычно не конкретно применительно к какому-то крупному предприятию или организации этого региона, а применительно к направленности деятельности. Например, выделяется задача по развитию физкультуры или улучшению питания населения и т.д. Такой подход с точки зрения системного анализа представляется вроде бы очень важным, но на самом деле он довольно формальный. И эта формальность отодвигает на второй план аналитику — главный метод, необходимый для серьезной разработки стратегии.
Опираясь на значительный опыт по разработке стратегии регионов России — Владимирской, Костромской, Иркутской
областей и Забайкальского края, Санкт-Петербурга, а также региональных стратегий для Казахстана — для Кызылординской
области и столичной Акмолинской области, автор статьи предлагает методику разработки стратегии региона с учетом его
вклада в социально-экономическое развитие страны

В ожидании роста инвестиций

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.16-23

В настоящее время перед Россией стоит задача увеличения темпов экономического роста до среднемировых. Поскольку экономика страны в течение нескольких лет находилась в кризисном и послекризисном состоянии, действенные меры следует принимать во всех ее отраслях. Конечно, на первый план выходит вопрос стимулирования инвестиционной активности. Несмотря на ускорение роста экономики по итогам 2018 г., согласно официальным данным, инвестиции в России в условиях высокой внешней и внутренней неопределенности еще не восстановились до докризисного уровня. В статье поднимается вопрос о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата и принятия специальных мер и программ с целью привлечения отечественных и иностранных инвесторов и увеличения объема и качества инвестиций, которые будут способствовать экономическому росту России

Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности“» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/files/1gqVAlrW8Nw.pdf.

2. Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития РФ в 2016 году» [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/2017070204.

3. Аганбегян А.Г. Главная причина стагнации России // Вольная экономика. 2017. № 1. С. 19.

4. Финансовая стабильность [Электронный ресурс] // Центральный банк РФ. URL: https://cbr.ru/analytics/fin_stab/

5. Об индексе потребительских цен в декабре 2018 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/1.htm.

6. Aghion P., Howitt P. A model of growing through creative destruction // Econometrica. 1992. N 2. Vol. 60. P. 323–351.

7. Bahmani-Oskooee M., Hajilee M. On the relation between currency depreciation and domestic investment // Journal of Post Keynesian Economics. 2010. N 4. Vol. 32. P. 645.

8. Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=126363.

9. Экономисты ВШЭ и МГУ поспорили о вкладе россиян в ускорение экономики [Электронный ресурс] // Ведомости. 2019. 9 апреля. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/09/798697-vshe-posporili-vklade-ekonomiki.

10. Гимпельсон В.Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129–143.

11. Любимов И. От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? // Вопросы экономики. 2017. № 8. С. 5–23.

12. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz.

13. Нордеа Банк [Электронный ресурс] // Facebook. URL: https://www.facebook.com/nordea.bank.russia/?hc_ref=ARSeEDehQd1DZX0TYU4nosUh6o3vzjZmihYpfSOc-FLdiEMnZmAESup1ErRfNFNPW2A&fr.

14. Обзор и прогноз для рынка розничной торговли России в 2018–2019 [Электронный ресурс] // Promdevelop. URL: https://promdevelop.ru/obzor-rynka-roznichnoj-torgovli-v-2018-2019-v-rossii/

15. Бюджетная политика [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/

16. Кусек П., Силва А. Чего хотят инвесторы. Восприятие и опыт транснациональных корпораций в развивающихся странах [Электронный ресурс] // Вестник международных организаций. 2018. № 4. С. 160–194.

17. 88% российских руководителей отмечают, что вести бизнес в России сложно [Электронный ресурс] // PwC в России. URL: https://www.pwc.ru/ru/press-releases/2018/businessin-russia.html.

 

Анализ современных подходов к стимулированию развития национальной экономики с помощью финансовых инструментов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.24-29

Российская Федерация нуждается в выработке адекватной финансовой политики в условиях активного использования зарубежными странами мер финансового стимулирования, направленных на активизацию их экономического развития, а также мер финансового протекционизма для защиты их внутренних рынков. Современные меры финансового протекционизма часто не подпадают под международные конвенции и компетенцию институтов, которые повышают прозрачность межгосударственных границ для торговли и движения капиталов. Конкуренция заставляет государства использовать антирыночные механизмы для поддержки «своего» бизнеса против «чужого». Использование таких механизмов влечет за собой определенные риски и выгоды как для государств, так и для представителей бизнеса, в первую очередь крупного. Российским регуляторам целесообразно более тщательно учитывать меры, предпринимаемые в ведущих странах, и расширять применяемый инструментарий

Источники:

1. The Global Plan for Recovery and Reform [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. 2009. 2 April. URL: http://en.kremlin.ru/supplement/177.

2. Ершов М.В. Промышленная политика в условиях кризисов и санкций // Труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 211. С. 93–107.

3. Ершов М.В. Механизмы роста российской экономики в условиях обострения финансовых проблем в мире // Вопросы экономики. 2016. № 12. С. 5–25.

 

Современные тенденции регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.30-37

Статья посвящена актуальным тенденциям регулирования деятельности субъектов рынка аудиторских услуг, обусловленным особенностями современного этапа развития рынка аудиторских услуг в России. В качестве субъектов аудиторской деятельности рассматриваются аудиторы и аудиторские организации, в частности компании, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым хозяйствующим субъектам: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, государственным компаниям, государственным корпорациям, организациям с долей государственной собственности выше 25%, а также компаниям, раскрывающим консолидированную финансовую отчетность. В числе основных дисфункций рынка аудиторских услуг, оказывающих влияние на регулирование субъектов аудиторской деятельности, автор выделяет снижение привлекательности аудиторской профессии для молодых специалистов, ежегодное сокращение количества аудиторов и аудиторских организаций, неравномерное распределение количества клиентов и доходов на рынке аудита, демпинг цен на аудиторские услуги. По результатам анализа автор предлагает пути совершенствования регулирования аудита в России, уделяя отдельное внимание необходимости усиления взаимодействия субъектов регулирования аудиторской деятельности — государства и саморегулируемых организаций аудиторов

Источники:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_

doc_LAW_83311.

2. Судаков С.В. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-auditorskoy-deyatelnostiv-rossiyskoy-federatsii-1.

3. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 278–278.

4. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Wolters Kluwer Russia, 2005. 256 с.

5. Митин А.И. Внешний контроль качества аудиторских проверок: проблемы, цели и перспективы развития // Аудиторские ведомости. 2001. № 8. С. 192–204.

6. Анохова Е.В. Перспективы развития системы внешнего контроля качества аудита в России // Аудитор. 2013. № 1. С. 72–76.

7. Бездольная Т.Ю., Вовченко Е.В. Роль контроля качества аудиторских услуг в России: В сб. научных трудов по материалам XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Прогнозирование инновационного развития национальной экономики». Ставрополь, 19 декабря 2016 г. Ставрополь: Институт дружбы народов Кавказа, 2016. С. 19.

8. Бездольная Т.Ю., Кузьминых С.Ю. Внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций: В сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Экономический анализ и аудит: теория и практика». Ставрополь, 21–22 ноября 2013 г. ЛитРес, 2017. С. 52.

9. Васильева Е.А. Контроль качества аудита в России и за рубежом // Регионология. 2013. № 2. C. 32–38.

10. Щепотьев А.В., Белкин А.Н. Саморегулируемые организации — часть государственных контрольных функций // Право и экономика. 2008. № 7. С. 14–21.

11. Баймуратова З.М. Саморегулируемые организации в сфере предпринимательской деятельности: административно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2010.

12. Санникова И.Н. Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 17. С. 8–14.

13. Грачев Д.О. Правила саморегулируемых организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 2. С. 16–21.

14. Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 320.

15. Позднышева Е.В., Синицын С.А. Соотношение методов государственного регулирования и саморегулирования // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 71–79.

16. Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 (ред. от 26 ноября 2001 г.) «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2868/

17. Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп (ред. от 4 мая 1994 г.) «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3080/

18. Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 (ред. от 27 августа 2003 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18110/

 

 

Социально-экономическое развитие России в 2019 г.: угроза рецессии сохраняется

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.38-43

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за 9 месяцев 2019 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Приводятся результаты анализа и прогнозирования динамики макроэкономических показателей

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в январе — октябре 2019 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/oper-10-2019.pdf.

2. Социально-экономическое положение России в январе — сентябре 2019 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 2019. URL: https://gks.ru/storage/mediabank/osn-09-2019.pdf.

3. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Сурков А.А., Тихомиров Б.И. Стагнация: надолго ли? // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 90–96.

4. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития [Электронный ресурс]. 2019. № 15. Октябрь // Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL: http://www.iep.ru/fi les/text/crisis_monitoring/2019_15-98_October.pdf.

5. План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/33243; http://government.ru/meetings/33229.

6. Информация о XI инвестиционном форуме «Россия зовет!» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62073.

 

Потенциал общих рынков энергетических ресурсов ЕАЭС. Ожидания и вызовы

15 октября 2019 года в «Президент-отеле» в Москве прошел Евразийский промышленный конгресс «Интеграция» — новая международная дискуссионная площадка для обсуждения актуальных проблем и перспектив промышленного сотрудничества в ЕАЭС и вопросов движения промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС, а также выработки действенных инструментов с целью эффективной интеграции и развития взаимодействия предпринимателей на пространстве ЕАЭС и дружественных стран. С ключевым докладом выступил заместитель министра энергетики Республики Беларусь Вадим Александрович Закревский, рассказав участникам Конгресса о том, какие вызовы сформировались сегодня в области создания электроэнергетического и газового рынков

Пятилетие евразийской интеграции: статистический анализ основных экономических результатов

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.48-57

За пять лет после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе накоплен опыт интеграции, выявлены ее плюсы и минусы, потенциал и препятствия на пути развития ЕАЭС. Точность оценок пятилетней динамики интеграции влияет на эффективность решений о ее дальнейшем развитии. Полная, достоверная, качественная статистическая оценка экономического состояния Союза является необходимой базой его успешной динамики на новом этапе

Источники:

1. Статистика ЕАЭС [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx.

2. UNCTAD [Сайт]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en.

3. Международные сравнения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/incomparisons.

4. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413569/itia_12042017.

5. Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС [Электронный ресурс] // Правовой портал ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ruru/01420213/ms_10122018.

6. Эффективность аналитики как показатель зрелости государства [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/51522.

7. Окно в Европу: как Китай запустил новый «Шелковый путь» в обход России [Электронный ресурс] // РБК. 2015. 15 декабря. URL: https://www.rbc.ru/politics/15/12/2015/56703a6d9a7947f88a89ae7d.

8. «Шелковый путь»: мимо Москвы в Лондон [Электронный ресурс] // Газета.ru. 2017. 30 октября. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/10/30/10962968.shtml.

 

Актуальные вопросы экономической политики в Европейском союзе

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.58-65

Сегодня Европейский союз сталкивается с многочисленными проблемами в экономической и финансовой сфере. Европейцы все менее доверяют институтам ЕС и менее терпимо относятся к наднациональному вмешательству во внутреннюю политику. В результате процесс европейской интеграции постепенно модифицируется. Предполагалось, что процесс экономической интеграции, делая европейцев более взаимозависимыми, должен был привести также и к культурной ассимиляции и более глубокой политической интеграции. Не был ли этот проект слишком амбициозным, учитывая то, что европейцы достаточно разнородны по своим экономическим интересам, убеждениям и социокультурным ценностям для формирования успешного политического союза? Или нынешние трудности являются следствием неэффективности наднациональных институтов? И как процесс европейской экономической интеграции повлиял на культурную ассимиляцию? Эти вопросы становятся все более актуальными по мере развития евроинтеграции

Источники:

1. Буторина О.В., Цибулина А.Н. Инфляция в еврозоне: проблемы новой нормальности // Современная Европа. 2018. № 4. С. 90–100.

2. Сухарев О.С., Курьянов А.М. Монетарное правило инновационной экономики // Банковское дело. 2008. № 5. С. 53–57.

3. Чаплыгин В.Г., Курьянов А.М. О валютно-финансовой интеграции // Финансы. 2006. № 12. С. 65–67.

4. Курьянов А.М., Чаплыгин В.Г. Теория и методы регулирования денежно-валютной сферы транзитивной экономики. М.: Высшая школа, 2006. 95 с.

5. Чаплыгин В.Г., Курьянов А.М. Теоретические аспекты формирования денежно-валютной политики // Деньги и кредит. 2004. № 8. С. 42–45.

6. Buchanan J.M., Musgrave R.A. Public Finance and Public Choice: Two Contrasting Visions of the State. Cambridge, MA: MIT Press, 1999.

7. Fiscal Federalism in the European Union. London: Taylor & Francis e-Library, 2005.

 

Внешняя торговля и инвестиции как факторы политического развития (на примере Западных Балкан)

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.66-75

В статье представлен анализ динамики и структуры внешнеэкономических связей стран Западных Балкан, рассмотрена специфика зарубежных инфраструктурных инвестиционных проектов, дана оценка степени значимости внешнеэкономических отношений для социально-политических институтов. Научная новизна исследования определена применением методов наименьших квадратов и гравитационного моделирования. Для выявления факторов, определяющих вектор экономического сотрудничества, были проанализированы макроэкономические данные, а также динамика торговых потоков: за основу была взята гравитационная модель внешней торговли. Авторы исходят из того, что многие проблемы современного социально-экономического и политического развития региона обусловлены его прошлым, а именно воспроизводством как отдельных элементов, так и системных характеристик исторических моделей. В частности, проведенный анализ подтвердил историческую фабулу зависимости политического и экономического развития Западных Балкан от внешних игроков. Исторический детерминизм внешнеполитического курса (определенный через институциональный анализ) сосуществует с экономическими факторами, обусловленными стимулами неоклассической экономической теории

Источники:

1. Павловский Г. Система РФ. Источники российского стратегического поведения. М.: Европа, 2015. С. 130.

2. Вишняков Я.В., Пономарева Е.Г. Сербия на Балканах: изобретение «порохового погреба Европы» // Современная Европа. 2018. № 7. С. 115.

3. The World Factbook. Central Intelligence Agency [Сайт]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

4. Demirtaş B. Turkey and the Balkans: Overcoming Prejudices, Building Bridges and Constructing a Common Future // Perceptions. 2013. Vol. XVIII. Т 2. Р. 173.

5. Bulent A. Turkey and the Balkans: New Policy in a Changing Regional Environment [Электронный ресурс] // SCRIBD. URL: https://ru.scribd.com/document/111688725/Turkey-and-the-

Balkans-New-Policy-in-a-Changing-Regional-Environment.

6. Priest B. Turkish and Saudi Involvement in Bosnia-Herzegovina and Kosova. 1990’s to present [Электронный ресурс] // ACADEMIA. URL: https://www.academia.edu/12253308/Turkish_and_Saudi _Involvement_in_Bosnia-Herzegovina_and_Kosova_-_1990_s_to_the_present/

7. Blagovčanin P. ARAPI U BiH: Poželjni turisti ili nepoželjna prijetnja? [Электронный ресурс] // URL: https://www.tacno.net/novosti/arapi-u-bih-pozeljni-turisti-ili-nepozeljna-prijetnja/

8. Zeneli V. What Has China Accomplished in Central and Eastern Europe? [Электронный ресурс] // The Diplomat. 2017. November, 25. URL: https:// thediplomat.com/2017/11/whathas-china-accomplished-incentral-and-eastern-europe/

9. Китайский фактор в развитии стран российского пояса соседства: уроки для России: Науч. доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. С. 42.

10. China goes to Serbia: infrastructure and politics [Электронный ресурс] // Osservatorio balcaniecaucaso transeuropa. URL: https://www.balcanicaucaso.org/eng/Areas/Serbia/Chinagoes-to-Serbia-infrastructure-and-politics-185401.

11. World Bank Open Data [Сайт]. URL: https://data.worldbank.org.

12. Chaney Т. The Gravity Equation in International Trade: an Explanation [Электронный ресурс] // Toulouse School of Economics. URL: https://www.tse-fr.eu/sites/default/files/medias/doc/by/chaney/distance.pdf.

13. ESCAP Trade Analytics Portal [Сайт]. URL: https://trade.unescap.org/analytics/index.html.

14. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values (2nd ed.). Beverly Hills CA: SAGE, 1984. 327 р.