Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «рейтинг регионов»


О целевой направленности региональной стратегии социально-экономического развития

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.6-15

Когда знакомишься со стратегиями регионов, видишь, что их авторы обычно стараются сформулировать несколько задач, охватывающих все стороны жизни общества. Например, повышение конкурентоспособности региона или подъем уровня культуры и т.д. Между тем в каждой стратегии всегда в центре внимания повышение уровня жизни населения региона. Но почти никогда мы не видим в стратегии конкретных задач по повышению вклада этого региона в социально-экономическое развитие страны. Он не сводится к увеличению удельного веса региона, например, в создании внутреннего валового продукта страны, а обычно намного его превышает благодаря тем отраслям и сферам специализации, в которых регион играет существенную роль. Многие считают крайне важным каждую из этих задач, которые они перечисляют в обычной региональной стратегии, разбить на подзадачи, а те, в свою очередь, на более мелкие задачи. В результате формулируется несколько десятков задач региона, излагаемых обычно не конкретно применительно к какому-то крупному предприятию или организации этого региона, а применительно к направленности деятельности. Например, выделяется задача по развитию физкультуры или улучшению питания населения и т.д. Такой подход с точки зрения системного анализа представляется вроде бы очень важным, но на самом деле он довольно формальный. И эта формальность отодвигает на второй план аналитику — главный метод, необходимый для серьезной разработки стратегии.
Опираясь на значительный опыт по разработке стратегии регионов России — Владимирской, Костромской, Иркутской
областей и Забайкальского края, Санкт-Петербурга, а также региональных стратегий для Казахстана — для Кызылординской
области и столичной Акмолинской области, автор статьи предлагает методику разработки стратегии региона с учетом его
вклада в социально-экономическое развитие страны