Журнал «Экономические стратегии»

Номер 7. Король Лир!
2005 Номер 7. Король Лир!




Проблема субъектов в прогнозировании технологического развития

Номер 7. Король Лир!

При прогнозировании технологического развития, как правило, не ставится в центр внимания проблема целостного рассмотрения системы субъектов, имеющих отношение к данному типу развития. В субъектном аспекте затрагиваются в основном проблемы науки и образования, как основы для формирования созидателей технологий. При этом ключевые субъекты, от которых принципиально зависит судьба инноваций, остаются без должного внимания. Это прежде всего государство, общество, конкретные пользователи продуктов и услуг технологического развития, субъекты, чьи интересы затрагивают нововведения, другие государства и цивилизации, виртуальные субъекты мирового сообщества типа финансово-олигархических образований и др.
Составляя подобный прогноз, также необходимо учитывать интересы, потенциал и отношения сложнейшей полисубъектной системы с разнообразными исторически обусловленными связями между ее активными элементами. Это положение может быть оформлено в виде следующего принципа.
Принцип адекватности прогнозов технологического развития системе субъектов, актуализируемой в связи с этими прогнозами с учетом интересов, потенциалов и отношений между элементами актуализируемой полисубъектной системы в контексте формулируемых прогнозов.

Кого позовут на царство?

Номер 7. Король Лир!

Идея власти состоятельного самодержца довлеет над массами и политическими расчетами. В самом деле, не расписать ли всю страну на содержание к олигархии? Не сделать ли обязанность кормить целый регион своеобразным налогом на богатство?..
Как когда-то происходил массовый исход молодых из политики, так сегодня происходит столь же массовый приход. Причем стихийные порывы исключены: процесс отличается завидной организацией и до предела идеологизирован. Из чего можно сделать вывод, что новые молодежные подразделения будут не столько силовой опорой политических баталий, сколько превратятся в инкубаторы идеологии…
Объединение должно происходить на основе позитивной идеи, иначе выборы закончатся одним процентом особо сочувствующих и жалостливых избирателей. В массе своей избиратели не любят откровенных неудачников, прибившихся друг к другу только потому, что в компании проигрывать веселей…

«КрасКом»: эксперимент в красках

Номер 7. Король Лир!

Начало реформирования российского ЖКХ в 1990-х годах характеризовалось повсеместной приватизацией и передачей объектов инженерной инфраструктуры в ведение муниципалитетов. Следующий этап реформы, совпавший с новым тысячелетием, сразу же определил ее путь, по которому устремились Томск, Омск, Кемерово, Пермь, Новокузнецк, Барнаул: создание управляющих компаний. В основном компании организовывались на базе водоканалов. Из общего ряда выбивался Красноярский край, где в 2003 г. — впервые в России — была создана управляющая компания «КрасКом», объединившая жилищный фонд города и предприятия, предоставляющие населению жилищно-коммунальные услуги. Возглавил «КрасКом» тогдашний заместитель губернатора края Анатолий Иванович Матюшенко. За плечами доктора технических наук, профессора Матюшенко — более 20 лет работы в коммунальном хозяйстве, и все тяготы этой, скажем прямо, традиционно не самой престижной сферы деятельности, он знает не понаслышке. Каковы перспективы развития отрасли коммунального хозяйства и пути преодоления навязших в зубах проблем? Как соединить интересы населения, властей и собственной компании? Как в компании решается актуальный кадровый вопрос? Ответы на эти вопросы — в интервью А.И. Матюшенко журналу «Экономические стратегии»

Технические решения на базе комплексного подхода

Номер 7. Король Лир!

Есть в Западной Сибири одно уникальное предприятие. Одни, зная, что в его стенах ведутся многочисленные исследования по геофизике, считают его научно-исследовательским институтом — либо институтом проектным, поскольку там занимаются разработкой проектов строительства скважин и обустройства газовых месторождений и даже отдельных объектов производственной инфраструктуры. Кто-то считает предприятие производственным — ведь расположенный на его территории экспериментальный завод выпускает около 40 наименований элементов оборудования для газодобычи. Идет о данной организации слава и как о консалтинговой, потому что туда часто обращаются за советом по выбору оптимальных технических решений по газодобыче. Речь идет об ООО «ТюменНИИгипрогаз» — дочернем предприятии ОАО «Газпром». В основу самой идеи его создания был положен комплексный подход к разработке и обустройству газовых месторождений. Более 20 лет предприятие возглавляет доктор технических наук, профессор, действительный член Академии инженерных наук Георгий Васильевич Крылов. Как рождалась идея создания комплексного предприятия? Какие наиболее значимые проекты осуществлены за последние годы и какие задачи ставятся перед организацией на ближайшее время? На вопросы журнала «Экономические стратегии» отвечает генеральный директор ООО «ТюменНИИгипрогаз» Г.В. Крылов.
 

Дом, намоленный искусством

Номер 7. Король Лир!

«Женщина-скульптор уже достойна специального поклонения», — сказал о Елене Преображенской вице-президент Академии художеств Юрий Орехов. Представитель династии художников, она в своем творчестве воплощает традиции классической русской скульптуры XX в. Создавая портрет того или иного человека — современника или исторического лица — Елена Борисовна старается проникнуть в его внутренний мир. И если речь идет, например, о деятеле искусства, то этого можно достичь, лишь впитав в себя ауру его произведений.
Как и в какой среде формировалась личность скульптора Елены Преображенской? Кто из окружения семьи оказал на нее наибольшее влияние? Как осуществляется творческий процесс — от идеи до воплощения? Из чего состоят будни скульптора? Какие трудности сегодня встают на пути молодого таланта? Многое, многое хочется спросить у художника, и на множество вопросов пришлось ответить Елене Преображенской в беседе с Ольгой Бардовой, заместителем главного редактора «ЭС». И ответы Елены Борисовны — то лапидарно краткие, то исчерпывающе подробные — были столь же точны и изящны, как и образы создаваемых ею скульптур.

Созидание на пользу людям

Номер 7. Король Лир!

Анастасия Петровна Оситис — заслуженный связист. С ее именем связан не один крупный проект: связь на Олимпиаде-80, создание и развитие уникальных сетей связи «РусАлтай» и «Искра», первых GSM-сетей в России. Г-жа Оситис создавала ЗАО «МТС» и была его первым президентом. Уже 15 лет она руководит компанией АСВТ, одним из наиболее успешных и стабильно развивающихся предприятий связи в России. Анастасия Петровна награждена правительственными наградами, пятью орденами Русской Православной Церкви, имеет многочисленные награды отрасли связи. В этот юбилейный для АСВТ год мы попросили Анастасию Петровну дать интервью журналу «Экономические стратегии».

Pre ABC-Costing, или Методика оценки целесообразности разработки АВС на предприятии

Номер 7. Король Лир!

Pre ABC-Costing — это еще одна наша оригинальная разработка. Она вызвана к жизни естественной потребностью сначала прикинуть, что даст дорогая и хлопотная система АВС, и только потом выработать план ее разработки и внедрения или обосновано отказаться от нее. Особенно это актуально для производственных предприятий и многопрофильных холдингов. Надо отметить, что наша методика для этих двух объектов будет немного отличаться настройками коэффициентного анализа и акцентами качественного анализа потенциала реинжиниринга.

Торговые сети: политика, стратегия и тактика

Номер 7. Король Лир!

Купеческие гильдии издревле были сродни рыцарским орденам, где к главным добродетелям относили не только честность и личную храбрость, но также профессионализм и способность к тактическому и стратегическому мышлению. Действительно, доверие коллег и бесстрашие в деле, а также образованность, помноженная на умение создавать благоприятные ситуации, позволяют достигнуть успеха не только в военной области, но и в сфере торговли. Это дает основание утверждать, что ратная победа и коммерческий успех имеют много общего с точки зрения их интеллектуальной поддержки. Но, как известно, не только тактика боя подчинена стратегии сражения, но и последняя, в свою очередь, зависит от политических решений. Исходя из предложенной аналогии, остановимся на вопросах соотношения тактики, стратегии и политики для владельцев и менеджеров крупного торгового бизнеса, а также на средствах поддержки принятия решений на разных логических уровнях управления торговлей.

Цель группы

Номер 7. Король Лир!

В настоящей работе впервые строго вводятся ключевое в сфере современного бизнеса понятие — цель группы людей. Мы полагаем, что цель группы может отличаться от цели любого члена этой группы людей, от задачи или задания, «спущенного сверху» руководством данной группы. Обычно под целью человека при управлении объектом понимают либо идеальный образ желаемого этим человеком состояния объекта, либо описание состояния объекта управления, к достижению которого стремится этот человек. Два тысячелетия назад Аристотель ввел теологические понятия для объяснения поведения объектов, как одушевленных, так и неодушевленных. Системно мыслящие исследователи сосредоточили свое внимание на телеологических (целеполагающих и целесообразных) системах. Примерами систем, имеющих свои цели, являются люди. При этом известно, что понятие «цель» часто используется в сочетании с понятиями «организм» и «организация» по аналогии со смысловой связкой «цель человека».