Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «социальная политика»


Внутриэкономическая безопасность как фактор повышения конкурентоспособности государства на международной арене

DOI: 10.33917/es-6.192.2023.84-89

За последние несколько десятилетий подход к оценке конкурентоспособности государства менялся: фокус внимания смещался с такого экономического показателя, как ВВП, на такие параметры, как человекоцентричность экономики, повышение качества жизни, упор на инновации и цифровую трансформацию. При этом утверждать, что в комплексной имиджевой оценке государства абсолютно доминируют социальные параметры, пока нельзя. По мнению авторов статьи, такое явление, как конкурентоспособность государства неразрывно связано со стремлением мирового сообщества к международной экономической безопасности, которая в свою очередь неотделима от национальной экономической безопасности отдельно взятых акторов. Исследуются концептуальные рамки, взаимосвязь и взаимозависимость понятий «конкурентоспособность государства» и «экономическая безопасность», определяющие их сущностную неделимость как в экономических, так и в политологических границах.

Источники:

1. The Global Competitiveness Report 2011–2012. World Economic Forum // New York: Oxford University Press, 2002. С. 3, 4.

2. Гордиенко Д.В., Сафонов М.С. Реинтеграция или дезинтеграция. Как защитить национальные интересы? М.: Научная библиотека, 2018. 384 с.

3. Громова Н.В. Роль человеческого капитала в обеспечении конкурентоспособности современных компаний // Современная конкуренция. 2014. № 6. С. 128.

4. Мария Чунихина. Доклад Мишустина Путину о состоянии экономики страны в 2023 году. Главное [Электронный ресурс]. АиФ. 2023. 5 июля. URL: https://aif.ru/money/economy/doklad_mishutina_putinu_o_sostoyanii_ekonomiki_strany_v_2023_godu_glavnoe

5. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://base.garant.ru/3959688/

6. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9261

Бедность, неравенство, национальное богатство: эмпирический анализ и следствия для политики

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.184.2022.70-81

Статья посвящена изучению бедности и неравенства при экономическом росте в наиболее развитых странах с общей направленностью на формирование социальной политики, согласованной с политикой роста. Целью исследования выступает проведение макроэкономического анализа бедности, неравенства и богатства в странах Большой семерки, Китае и России и обоснование по его результатам стратегии социального развития российской экономики. Методологию составляют эмпирический анализ и регрессионное моделирование, позволяющие выявить в сопоставительном ключе связность динамики релевантных показателей социального развития — уровня национальной бедности и богатства, коэффициента Джини и общего неравенства, темпа роста, индекса человеческого развития. Результатом исследования выступает точно подтвержденная эмпирическая связь между уровнем бедности и неравенства для рассмотренных стран — высокому значению одного параметра соответствует высокое значение другого. Следовательно, снижение бедности может предполагать снижение неравенства, причем не только относительного, но и абсолютного. Кроме того, установлено, что для развитых стран высокий уровень бедности и неравенства означает низкие значения индекса человеческого развития. Социальная политика, направленная на развитие человеческого потенциала, невозможна без согласования ее инструментов, в том числе обязательного согласования с проводимой макроэкономической политикой стимулирования роста. Размер национального богатства не гарантирует высокого темпа роста, как и низкой величины неравенства и бедности. Высокий уровень неравенства может сопровождать экономический рост, положительно влияя на темп роста, как это происходит в российской экономике. В связи с этим проводимая политика нуждается в обоснованном подборе мер стимулирования роста и одновременно мер снижения неравенства, которые не только могут и должны не ограничиваться налоговыми изменениями, требующими специального подтверждения влияния, но и предусматривают институциональные изменения, регулирующие создание и присвоение дохода.

Экономический рост и неравенство: пересмотр экономической политики

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.76-87

Исследование посвящено изменению российской экономической политики в условиях «ковидного» кризиса и после него на базе учета предшествующей динамики. Основной задачей выступает запуск экономического роста в России при решении острых социальных проблем, которые присутствовали и до «ковидного» кризиса, — отсутствие роста реальных располагаемых доходов, высокий уровень бедности, сжатое потребление. Кризис значительно обострил указанные проблемы, способствовал увеличению безработицы, создал особый социальный режим дистанционной работы, породил диспропорции в распределении спроса и доходов. Уровень бедности и неравенства возрос, реальные располагаемые доходы и валовой внутренний продукт понизились, что актуализирует задачу определения связи экономического роста и неравенства в докризисный период, решение которой позволит выявить инструменты экономической политики, способные стимулировать рост при снижении уровня неравенства и бедности в стране. Методологию исследования составляет регрессионный анализ, проводимый на базе программного модуля Gretl 2020b, применение которого дает возможность отобрать наилучшие модели связи величины ВВП с неравенством и бедностью, а также выявить влияние набора параметров проводимой макроэкономической политики на темп роста дохода 20% беднейших и самых богатых граждан страны. В качестве таких параметров приняты ключевая процентная ставка, цена на нефть, уровень монетизации экономики, величина инфляции и величина бюджетных расходов. Тем самым удается установить, как изменение одних и тех же инструментов экономической политики влияет на динамику различающихся по уровню доходов слоев населения. Это позволит наметить на будущее возможности экономической политики, необходимые социальные меры поддержки населения в кризисной ситуации, пути обеспечения экономического роста одновременно с решением задачи опережающего темпа роста доходов наименее обеспеченных слоев населения. Перспективу предпринятых изысканий составляет исследование влияния различных институциональных, включая налоговые, изменений на динамику доходов различных групп населения страны

Парадоксы социальной политики в развитии социальной инфраструктуры

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.176.2021.38-44

Ответственность государства за развитие социальной инфраструктуры не подвергается сомнению современными российскими и зарубежными экономистами уже многие годы. Показателем реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. является не только повышение ожидаемой продолжительности жизни  до 78 лет, но и снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с  показателем 2017 г. [1], что говорит о необходимости не только обеспечения дополнительных доходов для пожилых людей, но и снижения их расходов. В условиях ограниченности бюджетных возможностей социальная политика государства сконцентрирована на развитии коммерческого сектора социальных услуг и сектора социально ориентированных НКО, не заинтересованных в развитии капиталоемкого инфраструктурного компонента по социальным тарифам. Частные стационарные объекты ориентированы на богатых и недоступны для большинства пожилых людей, вынужденных обращаться к рынку серых услуг. Излишняя коммерциализация охватила даже объекты государственной собственности, создаваемые или реконструируемые через механизм государственно-частного партнерства. Это обусловливает ограничение доступности общественного блага и конкуренцию за доступ к нему

 

Источники:

1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2020. 22 июля. № 159.

2. Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года // Собрание законодательства РФ. 2016. 15 февраля. № 7. Ст. 1017.

К вопросу о медико-социальной помощи лицам, пострадавшим на производстве и имеющим профессиональные заболевания

Номер 1. Смущение умов
К вопросу о медико-социальной помощи лицам,   пострадавшим на производстве и имеющим профессиональные заболевания

Реабилитация занимает одно из центральных мест в системе мировых медико-социальных проблем. Возвращение к труду, общественно полезной деятельности лиц с временной или стойкой утратой трудоспособности, профилактика инвалидности и улучшение качества жизни лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, а также имеющих профессиональные заболевания или подвергающихся воздействию факторов риска их развития, являются важной государственной задачей. Система медицинской, социальной и профессиональной реабилитации требует совершенствования.

Репродуктивные права человека и вспомогательные репродуктивные технологии: новые формы и виды неравенства

Номер 9. Сохраняя человечность
Репродуктивные права человека и вспомогательные репродуктивные технологии: новые формы и виды неравенства

Статья посвящена рассмотрению влияния вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) на социальные практики, социальные нормы и ценности, а также на социальную структуру общества. Рассмотрены такие аспекты, как воспроизводство новых видов и форм социального неравенства, трансформация института семьи, а также реализация социальной политики. Использование и распространение ВРТ не просто отражает существующую структуру социально-экономической дифференциации, но производит новые конфигурации неравенства как на глобальном уровне, так и внутри отдельных стран, прежде всего в сфере реализации репродуктивных прав и поддержания репродуктивного здоровья. Доступ к ВРТ варьирует в зависимости от социального статуса, гендера, экономического положения, религиозных представлений и региональных особенностей для разных социальных групп. Кроме того, распространение ВРТ трансформирует традиционные системы родства и социальный институт семьи в целом. Мы можем говорить о новых вызовах социальному познанию, обусловленных использованием вспомогательных репродуктивных технологий.

Демографическая волна рождений и будущие колебания численности населения в разных возрастных группах: вызовы для социальной политики

Номер 2. Инерция либеральной лени
Демографическая волна рождений и будущие колебания численности населения в разных возрастных группах: вызовы для социальной политики

Демографические прогнозы — основа для принятия управленческих решений в области социальной политики. Основываясь на среднем варианте прогноза Росстата начала 2014 г. для однолетних половозрастных групп, мы предлагаем анализ динамики численности населения основных социально-демографических групп в 2013—2031 гг. и комментарии на тему социальной политики в ответ на демографические вызовы (изменения в демографической структуре и колебания в численности демографических групп, требующие расширения и сжатия социальной инфраструктуры на протяжении ближайших двух десятилетий). Предложенные меры социальной политики связаны преимущественно с повышением эластичности социальной инфраструктуры и реализацией политики баланса «семья — работа».

Проведение социальной политики государства в области пригородных пассажирских перевозок (на примере железнодорожного транспорта)

Номер 5. Культурная революция

В данной статье сделана попытка рассмотрения проблем проведения социальной политики государства в отношении пригородного сообщения, осуществляемого железнодорожным транспортом. Противоречия, нередко возникающие в этой области, создают значительный общественный резонанс, порождают недовольство людей, приобретающее не только социальное, но и определенное политическое значение.

Преображение и модернизация

Номер 4. 25 000 000: Wo dein

29 марта 2011 г. в Сергиевском зале храма Христа Спасителя состоялось расширенное заседание Клуба православных предпринимателей в формате общественных слушаний по ключевым стратегическим вопросам развития страны, проблемам социальной политики, защиты детства, формирования добросовестной финансовой системы.

Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние

Номер 1. Голливуд как пароль

В статье дается подробный анализ книги Олега Богомолова «Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние (научные и публицистические заметки обществоведов)».