Я сторонник «теории малых дел»

Номер 1. Командная игра

Генеральный директор компании Standard&Poor’s EA Ratings Алексей Новиков делится своими мыслями о перспективах развития российской экономики: «Если в России доля ВВП, генерируемая  мелким и средним бизнесом, достигнет 30%, это будет означать, что экономика опирается не на три естественные монополии – «Газпром», МПС и РАО «ЕС России», а на все общество».

Алексей Новиков
Я сторонник "теории малых дел"

"Экономические стратегии", 2003, №1, стр. 22-26.

Рейтинги, как ни удивительно, имеют почти вековую историю.
В 1916 году Standard Statistics Bureau (созданное в 1906 году в США) стало присваивать кредитные рейтинги облигациям компаний, а вскоре после этого – и рейтинги суверенных долговых обязательств. Рейтинги муниципальных облигаций появились в 1940 году.
Рейтинг (от англ. rate – норма, ставка, оценка). Оценивать, сопоставлять можно все, или почти все, по самым различным признакам, смотря что принять за эталон, за точку отсчета. Людей можно сравнивать по росту, по возрасту или должностному окладу; предприятия – по объему продукции, по размеру прибыли, по численности сотрудников и так далее. Порой, одна и та же компания занимает в одном рейтинге 2-е место, в другом – 15, а в третьем вообще не входит в сотню ведущих. Что ж, чем сложнее вопрос, тем интереснее искать на него ответ, тем более, сейчас в России изобилие рейтингов, как объективных, так и субъективных, и тем ценнее рейтинги профессиональные.
Standard & Poor’s берет свое начало от двух известных организаций, занимавшихся сбором информации: Poor’s Publishing, основанной в 1860 году, и Standard Statistics Bureau (1906). Московский офис компании Standard & Poor’s был открыт в 1998 году. Задачей офиса является продвижение на рынок России и стран СНГ услуг, оказываемых Standard & Poor’s в области рейтингов и финансовой информации, поддержание отношений с клиентами и информационная поддержка деятельности Standard & Poor’s. Аналитики агентства проводят исследования в области корпоративных, региональных и муниципальных финансов, а также финансовых институтов. Большое внимание Standard & Poor’s продолжает уделять исследовательским проектам в области региональных и муниципальных финансов, рынка страхования, повышения эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями.
В беседе с корреспондентом "ЭС" Еленой Романовой директор Standard & Poor’s по России Алексей Новиков рассказывает о деятельности компании, путях привлечения инвестиций в Россию и факторах, влияющих на формирование рейтингов.

Расскажите немного о Вашем агентстве.

Standard & Poor’s – это крупнейшее в мире рейтинговое агентство, чья история начинается в США в 1861 году. Сегодня оно работает во многих странах Европы, Азии, Латинской Америки и в России.

В нашей стране имеется не только представительство агентства, занимающееся маркетингом, но и дочерняя компания Standard & Poor’s EA Ratings, мажоритарное участие в которой Standard & Poor’s выкупила у Фонда "Института экономики города" – ведущего аналитического центра в области городской экономики.

Что касается Standard & Poor’s, то мы действуем как единая команда. Все наши аналитики работают в рамках регламента Standard & Poor’s, участвуют в рейтинговых комитетах как по России, так и по другим странам. Standard & Poor’s уникально тем, что оно, в отличие от других международных агентств, имеет в России штат аналитиков. Сейчас это 17 человек, включая аналитиков по банковскому, корпоративному сектору, сектору государственных и муниципальных финансов. Мы работаем из России и это принципиально важное отличие Standard & Poor’s. В России нами присвоено порядка 60-ти рейтингов, в странах СНГ – 86. Кроме рейтингов по глобальной шкале, Standard & Poor’s присваивает рейтинг по специально разработанной российской шкале, которая удобна для рынка рублевых облигаций.

В чем может заключаться инвестиционная привлекательность России? Каковы перспективы повышения ее кредитного рейтинга в ближайшие годы?

Слова "инвестиционная привлекательность России" могут означать все что угодно. Инвесторы разные, и поэтому их интересуют различные аспекты инвестиционного климата. Тем, кто занимается финансовыми спекуляциями в прямом профессиональном смысле этого слова, Россия казалась привлекательной даже в самые тяжелые времена после 1998 года. Для тех же, кого интересуют долгосрочные инвестиции в ценные бумаги Российского Правительства или в ценные бумаги российских компаний, по всей видимости, время еще не пришло, поскольку российский кредитный рейтинг пока не достиг уровня "инвестиционного" (категории "ВВВ"). Вместе с тем, движение в этом направлении очевидно. Недавно Standard & Poor’s объявило о повышении суверенного рейтинга России по обязательствам в иностранной валюте до уровня ВВ (Стабильный), а по обязательствам в национальной валюте до уровня ВВ+ (Стабильный) (!). Так что до инвестиционной категории осталась всего одна ступенька. Более того, за 2002 год в России был повышен рейтинг 18 эмитентам, а понижен всего одному. На фоне совершенно обратного соотношения для Европы (1 : 3) эта тенденция выглядит очень оптимистично.

На пути долгосрочных вложений в Российскую Федерацию на данном этапе существуют следующие препятствия: диверсификация экономики крайне низка, доходы в федеральный бюджет поступают в основном из энергетического и сырьевого секторов, они же отвечают за рост ВВП. До сих пор отмечается жесткая корреляция между ценами на нефть и всеми основными макроэкономическими параметрами. Поэтому, если цена на нефть упадет достаточно резко, и не на короткое, а на длительное время, перед Российской Федерацией встанет серьезная проблема.

Вторая проблема – отсутствие реальных действий в области административной реформы. Сегодня имеет место тяжелый процесс так называемого "негативного отбора" профессионалов в государственный и муниципальный секторы. Уровень оплаты труда в данных секторах делает их абсолютно неконкурентоспособными по сравнению с частным сектором, вследствие чего и происходит "негативный отбор" – служащие либо занимаются "миссионерской" и "благотворительной" деятельностью, либо пытаются добыть себе средства к существованию с помощью теневых схем и т.д. Поэтому уровень коррумпированности российской экономики по-прежнему очень высок; для российского, а в особенности, иностранного капитала этот фактор является ключевым. Если наше правительство решится не просто в разы увеличить зарплату государственным служащим (это необходимое условие), но и привяжет их вознаграждение к достигнутым результатам, то проблему коррумпированности власти можно будет постепенно решить, но пока она – главное препятствие на пути капитала в Россию.

Третья большая проблема – это естественные монополии: "Газпром", РАО "ЕС России", МПС и тарифы, которые не позволяют им выйти на уровень самоокупаемости. Таким образом, происходит субсидирование российской экономики за счет средств налогоплательщиков. Неэффективные предприятия, в результате, остаются на плаву. Данная проблема невероятно политизирована, она решается очень тяжело. Задержка реформы естественных монополий – это фактор, который существенно ограничивает кредитный рейтинг России.

Каковы перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, что необходимо предпринять для "восстановления равновесия" нашей экономики и налаживания отношений с иностранными инвесторами?

Здесь имеют место все перечисленные мною факторы. Однако есть еще один фактор, о котором на правительственном уровне всерьез не задумываются. Я имею в виду положение иностранных специалистов и иностранных граждан в Российской Федерации. Существует бездна мелочей (инструкций, правил, сложившихся традиций), которые делают их жизнь в нашей стране в экономическом, финансовом и просто человеческом смысле чрезвычайно трудной.

Например, выезжая из страны, иностранец должен обменять все свои деньги (превышающие сумму, занесенную при въезде в декларацию) на рубли. Во-первых, ему это совершенно невыгодно (зачем рубли в США или Бразилии?), а во-вторых, осуществить подобный обмен зачастую невозможно, потому что банки или обменные пункты в аэропорту работают не круглосуточно. Таможня, правда, предлагает иностранцу подержать деньги в хранилище до следующего приезда в Россию, но, сами понимаете, – это само по себе уже источник многочисленных сомнений, неудобств и неприятных ощущений.

Есть и другие примеры: многие иностранные специалисты и инвесторы отказываются от поездок в Россию в связи с унизительной процедурой сдачи анализов на СПИД, через которую необходимо пройти, чтобы получить многократную визу и т.п. Многие не желают приобретать здесь квартиры по причине несправедливого, с их точки зрения, налогообложения сделок с недвижимостью (для российских граждан действуют другие правила), в частности, при продаже квартиры в случае выезда из страны иностранный гражданин должен, по сути, повторно заплатить налог на прирост капитала. Нередко в отелях и музеях для иностранных граждан устанавливают специальные тарифы. Этого нет ни в одной другой стране мира. Подобные "мелочи" – едва ли не первое и самое сильное впечатление иностранных инвесторов, приезжающих в Россию, далее следует коррупция, и уж потом с трудом пробивают себе дорогу позитивные перемены.

Если Российская Федерация действительно хочет привлечь не только всем известные компании-гиганты, такие как "Макдоналдс" или "Кока-Кола", но и средние и крупные компании, необходимо радикально пересмотреть систему норм и правил, действующих для иностранных граждан. В противном случае инвесторы могут предпочесть России более привлекательную страну, например, Китай.

Какие радикальные новшества могли бы способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию?

Мне кажется, это, прежде всего, реальное проведение административной реформы. Необходима также дебюрократизация, уравнивание в правах иностранных и российских граждан.

Какова роль Standard & Poor’s в этом процессе?

В данном случае наше агентство фиксирует силу вышеназванных факторов. Объявляя о том или ином кредитном рейтинге, мы проецируем их на возможности страны выплатить долги в срок и в полном объеме.

Сегодня очень многие российские компании жалуются на то, что кредитный рейтинг организации не может быть выше рейтинга России. Как сложилось это правило? Может ли быть рейтинг компании Nestle выше рейтинга Швейцарии или рейтинг компании Nokia выше рейтинга Финляндии?

Кредитный рейтинг России не является ограничителем кредитного рейтинга российских организаций. В России, например, есть страховая компания AIG, рейтинг которой – "ААА", а у Российской Федерации сейчас, как известно, рейтинг "ВВ". Дело в том, что все операции компании AIG гарантируются ее материнской компанией за пределами РФ, поэтому, независимо от того, каково ее финансовое состояние в настоящий момент, она имеет рейтинг более высокий, чем РФ. Само по себе это правило возникло в связи со следующим обстоятельством: когда у Федерального Правительства возникает вероятность дефолта, считается, что оно может провести ряд интервенционистских мер (ограничить конвертацию валюты или ее вывоз из страны), что отрицательно влияет на кредитоспособность компании, находящейся на территории РФ. Так, например, в 1998 году Федеральное Правительство, объявив дефолт, ввело мораторий на исполнение обязательств в валюте для всех юридических лиц, находящихся на территории РФ. То есть, формально говоря, никто, даже если бы и мог, не имел права платить в валюте в течение 3-х месяцев – это было запрещено. А что делать иностранному инвестору, который отдал свои деньги какому-нибудь юридическому лицу? Он знает, что его компания в состоянии выплатить ему деньги вовремя и в полном объеме. Таким образом, здесь присутствует риск прямого суверенного вмешательства в деятельность компании в ситуации, когда есть затруднения с выполнением обязательств самого Федерального Правительства. Собственно на этом и держится идея того, почему рейтинг страны, как правило, всегда выше или равен рейтингу любого эмитента, находящегося на ее территории.

Рейтинг компании Nestle при определенных обстоятельствах мог бы быть выше рейтинга Швейцарии, так же как рейтинг компании Nokia мог бы быть выше рейтинга Финляндии. Однако кредитный рейтинг Швейцарии и Финляндии в настоящее время максимален – "ААА". Как правило, рейтинг компании может быть выше суверенного в том случае, если есть гарантия третьего лица, которое имеет более высокий рейтинг, чем та или иная страна, либо есть дополнительные резервы, обеспечение, находящееся за пределами данного государства и снижающее вероятность непогашения обязательств до нуля. Но это все "эксклюзивные" случаи.

Что же касается глобальных компаний, то у них есть свои собственные факторы кредитоспособности, которые, зачастую, не могут довести их даже до уровня самого суверенного рейтинга. Так, на примере России мы видим, что сейчас на уровне рейтинга страны "ВВ" остаются только три эмитента- это Москва, Санкт-Петербург и "Транснефть". До недавних пор к ним примыкало еще несколько энергетических компаний, в частности, "Газпром", но при последнем повышении его рейтинг оказался ниже. Рейтинг выше суверенного для российской компании – случай эксклюзивный.

Сейчас все говорят о низкой капитализации российских предприятий. Насколько недооценен наш рынок? И что можно сделать как на уровне предприятий, так и на уровне государства для преодоления этой ситуации?

На этот вопрос я ответить не могу, не имею права, так как мы не даем никаких рекомендаций по поводу стоимости ценных бумаг.

Как Вы считаете, может быть, стоит дать рекламу в Business Week и Wall Street Journal: "Инвестируйте в российский фондовый рынок"?

Реклама – это, конечно, хорошо. Однако здесь важны конкретные действия и настроения реальных инвесторов, которых одной рекламой не заманишь. Что касается самого фондового рынка, то он пока еще очень маленький, даже мизерный по сравнению с рынками других стран. Кроме того, часть операций на нем осуществляется госсектором или компаниями, принадлежащими государству (крупных естественных монополий), а их сигналы зачастую носят нерыночный характер.

Насколько агрессивный PR, включая интервью и участие в различных рейтингах, может влиять на котировки акций и кредитный рейтинг компании?

Могу сказать лишь одно: главное, чтобы PR был умным. Совершенно бесполезно "агрессивно" объяснять, что Россия – страна, в которую нужно инвестировать. Думаю, лучший PR для России – административная реформа, реформа естественных монополий и диверсификация экономики.

В условиях политической стабилизации, которая имеет место со времени избрания Президентом РФ В.В. Путина, эти цели являются вполне достижимыми. Хотелось бы надеяться, что новые выборы ситуацию как минимум не ухудшат.

В завершение расскажите, пожалуйста, притчу, которая наиболее ярко характеризует Ваш подход к управлению и бизнесу, а может быть, к жизни и прекрасному?

Я сторонник "теории малых дел". Считаю, что человек в своей деятельности должен непрерывно достигать результатов, пусть и небольших. Мне кажется, такой подход мог бы быть продуктивным и для российской экономики. Ее истинное выздоровление может начаться тогда, когда доля мелкого и среднего бизнеса в стране вырастет примерно до 30-40% ВВП. В Польше этот показатель составляет около 50%, а у нас – 10-12%.

Если в России доля ВВП, генерируемая мелким и средним бизнесом, достигнет 30%, это будет означать, что экономика опирается не на три естественные монополии – "Газпром", МПС и РАО "ЕС России", а на все общество.

Следить за новостями ИНЭС: