VII Глобальный стратегический форум

Номер 7. … + дороги …

Выдержки из доклада «Глобальный рейтинг интегральной мощи 50 ведущих стран мира», сделанного на состоявшейся 25 октября 2007 года в конференц-зале отеля «Савой» Московской сессии VII Глобального стратегического форума «Россия и ВТО на фоне сценариев будущего».


VII Глобальный стратегический форум

"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 56-61

25 октября 2007 г. в конференц-зале отеля "Савой" прошел VII Глобальный стратегический форум "Россия и ВТО на фоне сценариев будущего" (Московская сессия). Форум организован Международной Лигой стратегического управления, оценки и учета (МЛСУ), Международной Академией исследований будущего (МАИБ), Центром социально-консервативной политики (ЦСКП), Консорциумом "Независимый инвестиционно-стратегический центр" (НИСЦ) при участии Федерального собрания РФ, Администрации Президента РФ и Российской академии наук.

В приветствии участникам форума Председатель Государственной думы РФ Б.В. Грызлов отметил: "Экономическая глобализация способна принести благо человечеству только тогда, когда она не будет разрушать культурно-нравственные основы бытия отдельных стран, народов, других человеческих общностей, семей и каждого отдельного человека… Вступление России во Всемирную торговую организацию – не цель, а средство поднять уровень и качество жизни граждан России. Поэтому вступать в эту организацию Россия должна на максимально выгодных для себя условиях, о которых надо вести переговоры столько времени, сколько необходимо для их достижения. Экономические успехи России в последние 7-8 лет достигнуты без участия в ВТО, и членство в ВТО может быть ценно для нас, только если способно дать новый стимул для развития наиболее важных для нас отраслей хозяйства".

На форуме с докладами выступили председатель МЛСУ, профессор Герхард Менш (Германия), президент МЛСУ профессор Робин Мэтьюз (Великобритания), директор по инновационному маркетингу МЛСУ профессор Пол Громбалл (Германия), министр связи и информационных технологий Азербайджанской Республики академик А.М. Аббасов. С российской стороны в работе форума приняли участие Л.И. Абалкин (Институт экономики РАН), А.И. Агеев (МАИБ, Институт экономических стратегий РАН), С.Ю. Глазьев (Государственная дума РФ), Е.В. Попова (Администрация Президента РФ), В.В. Овчинников (14-я Комиссия Центра глобальных индустрий Всемирного экономического форума в Давосе), С.А. Мезенцев (Торгово-промышленная палата РФ), И.В. Бестужев-Лада (МАИБ), В.В. Перская (РАГС при Президенте РФ), А.А. Бойко (Центр развития экономики), М.М. Мусин (Экспертная группа по проблемам борьбы с коррупцией), П.А. Гваськов (Союз военных китаеведов России), О.Е. Жуковский (Банк ВТБ), М.В. Царев (КПМГ в России и СНГ), Т.В. Черторицкая (Росзарубежцентр при МИД России), И.В. Давиденко (Академия прогнозирования), В.К. Городков (Национальный инвестиционный комитет), Е.Б. Коган (инвестиционная компания "Антанта Капитал"), Н.И. Кротов (АНО "Экономическая летопись") и другие.

В рамках форума состоялась также панельная дискуссия "ВТО: бонусы и риски" с ведущим Первого канала Максимом Шевченко.

Ключевым событием форума стала презентация и последующее обсуждение доклада МЛСУ и МАИБ "Глобальный рейтинг интегральной мощи 50 ведущих стран мира", подготовленного экспертами девяти стран – России, Казахстана, Азербайджана, Болгарии, Великобритании, Германии, Италии, Китая, США.

Сегодня мы публикуем выдержки из доклада "Глобальный рейтинг интегральной мощи 50 ведущих стран мира". В первой половине 2008 г. будет обнародован доклад, содержащий рейтинги 100 ведущих стран мира по интегральному показателю государственной мощи.


Из доклада "Глобальный рейтинг интегральной мощи 50 ведущих стран мира" (1)

Определение позиции страны в мировой "табели о рангах" – важная задача для государственной политики и корпоративного стратегирования. Рейтинг страны по тому или иному показателю учитывается в формулах инвестиционных решений игроками глобального рынка, влияет на ее репутацию, на ее самоидентификацию и представление о своем настоящем и будущем.

Рейтинги, формируемые рядом организаций, имеют всемирное признание. Однако проблема ранжирования остается сложной и по методологии разрешения, и по технологиям информационного обеспечения. Кроме того, глобальный рынок оценок, очевидно, более чувствителен к целенаправленным или случайным искажениям, нежели, например, рынки биржевых товаров (2). Лучший способ повысить качество предлагаемой потребителю продукции – исключить монополизм на данном рынке и стимулировать надлежащий уровень и добросовестность конкуренции рейтингов, гарантируя тем самым свободу "потребительского выбора" для лиц, принимающих решения, и лиц, воспринимающих рейтинги как руководство к действию. Именно этими мотивами продиктован проект МЛСУ и МАИБ, нацеленный на системное определение текущего и прогнозного статуса ведущих стран мира по интегральному показателю их мощи (ИПМ)…

Исследование рейтингов 50 ведущих государств мира, проведенное на основе методологии стратегической матрицы, дало следующие основные результаты.

1. Тройка лидеров мирового развития, включающая США, Европейский союз и Китай в соответствии со сценарием умеренной глобализации останется к 2025 г. неизменной, хотя ИПМ США и ЕС несколько уменьшатся.

2. Состав сегодняшней "Большой десятки" по ИПМ наиболее мощных стран и их объединений (США, ЕС, Китай, Россия, Индия, Германия, Франция, Бразилия, Япония, Великобритания) к 2025 г. также останется неизменным. Великобритания опустится на две позиции до 10-го места, пропустив вперед Бразилию (8-е место) и Японию (9-е место).

3. Россия по рейтингу ИПМ сегодня занимает 4-е место в мире и в соответствии со сценарием "Умеренная глобализация" сохранит его к 2025 г. Причем по этому интегральному показателю Россия к 2025 г. вплотную приблизится к Китаю. Однако следует подчеркнуть, что существует и риск приостановления экономического роста России в среднесрочной и долгосрочной перспективе, если она не сможет обеспечить его сбалансированность и диверсификацию. Кроме того, оптимистический прогноз развития России определяется возможностями совместного геополитического и геоэкономического сотрудничества России с Китаем и России с Индией.

4. По результатам прогнозной динамики страны мира разделились на шесть групп по состоянию на 2025 г. (сценарий "Умеренная глобализация"):
a) страны с сильным абсолютным и относительным ростом ИПМ – Казахстан, Вьетнам,
Таиланд;
b) страны с заметным абсолютным и относительным ростом ИПМ – Индонезия и Мексика;
c) страны с абсолютным ростом ИПМ, сохраняющие сегодняшний статус, – Россия, Индия, с менее заметным по относительным характеристикам – Китай. К ним близки страны с существенным ростом ИПМ и позитивным прогнозным сдвигом рейтинга – Бразилия и Иран;
d) страны с абсолютным и относительным падением ИПМ –
Израиль, Пакистан, Турция, Норвегия;
e) страны с абсолютным падением ИПМ, сохраняющие рейтинговый статус, – США, ЕС и Франция;
f) страны, чьи ИПМ и рейтинг изменяются незначительно.

5. Исследование показывает, что появились некоторые признаки того, что мировая экономика возвращается к ситуации, которая имела место в течение нескольких тысяч лет до середины XIX в. После короткого перерыва продолжительностью в 150 лет Китай и Индия в XXI в. вновь заявляют о себе и восстанавливают свое положение крупнейших мировых экономических держав. В настоящем прогнозе наибольшую тревогу вызывает то, что бедные страны, скорее всего, останутся бедными. Динамизм современного глобального капитализма, отраженный в стратегической матрице, означает: богатые страны останутся богатыми в результате процесса развития с обратной связью, создающего круг удачи, в котором взаимодействия между развивающимися экономикой, управлением, образованием, наукой, технологиями и культурой усиливают друг друга; в это же время бедные страны оказываются в порочном круге, в котором переменные факторы стратегической матрицы взаимно угнетаются, и бедность порождает бедность. Существенный продукт бедных стран – наркотики и терроризм – будет по-прежнему дестабилизировать мировую экономику. Геополитические факторы связывают порочный круг и круг удачи, приводя к риску возникновения хаоса.

6. Развитие мировой экономики в конце ХХ в. во многом зависело от США. В XXI в. оно будет зависеть от двух факторов: а) США и б) экономик группы BRIC, особенно Индии и Китая. Снижение значимости объемов потребления США в мировом спросе в последние годы компенсировалось ростом инвестиций Китая и Индии. Рост мировой экономики был сохранен на исторически высоком уровне, и Россия извлекла выгоду из экономической ренты, полученной в результате беспрецедентного повышения цен на нефть и другие виды сырья. На экономическую и торговую деятельность влиял рост населения в Азии. В экономике Китая в последнее время наблюдаются признаки чрезмерного ускорения экономического развития. Но в ближайшем будущем рост мировой экономики будет замедляться из-за ограничений спроса в Китае.

7. Все сценарии глобального развития обременены рисками. Следует особо отметить три глобальных группы риска.
а) Ресурсы и экология

Риски экологии в ближайшее 20-летие состоят не только в глобальном потеплении, которое является важной, но разрешимой проблемой. Более опасно непримиримое соперничество за обладание дефицитными ресурсами, особенно водой. Так, темпы экономического роста на 8-10% в год предполагают удвоение мирового производства и (при увеличении населения) удвоение использования дефицитных ресурсов к 2025 г.

б) Марксизм в среднем классе

В странах "Большой восьмерки" (3) можно ожидать радикализации среднего класса из-за относительного снижения уровня его доходов и возможности повторного усиления марксистских (левых) движений в этой среде (4).

в) Перепроизводство и долги

Риск, заключающийся в чрезмерной производительности капитализма, является определяющим. Капитализм производит все возрастающие объемы товаров и услуг, для которых необходимо найти рынки. Опасность состоит в том, что, несмотря на рост мировых доходов и населения, спрос не может догнать предложение. Возникают два источника нестабильности:
1) нестабильность из-за перепроизводства, приводящая к безработице;
2) нестабильность, возникающая из-за долгов.

Эти два фактора взаимозависимы. Не случайно недавний период быстрого экономического роста сопровождался увеличением задолженности. Если для продуктов капитализма необходимо найти рынки, то обязательно создается огромная задолженность для финансирования спроса. Большая задолженность богатых экономических держав (США – лишь один из примеров) финансируется высоким уровнем сбережений в Азии; это возможно благодаря скачкообразному росту новых финансовых инструментов. Финансовые рынки, как отметил Кейнс (5), подобны казино. Таким образом, схема казино является основой глобального капитализма. Как известно, в казино некоторые игроки выигрывают, а некоторые проигрывают, но казино всегда получает прибыль за счет игроков.

В целом настоящий доклад подтверждает выводы доклада группы BRIC(S), но делает это не так упрощенно. Группа BRIC(S) (6) опирается на простую модель роста, предсказывая появление 4-5 стран в качестве доминирующих экономических держав в последующие 35 лет, которые займут место большинства нынешних членов "Большой восьмерки", но не вытеснят США. Рост этих стран подкрепляется увеличением мировых ресурсов рабочей силы, сконцентрированных в Азии, и мобильностью финансового капитала в результате глобализации. Обобщенные данные по текущему и прогнозному рейтингам 50 ведущих государств приведены в табл. 1. Выборка стран преследовала цель охватить основные страны всех континентов. Европейский союз рассматривается как государственное образование, несмотря на то что в рейтинге присутствуют также государства, являющиеся его членами.
На рис. 1 дана прогнозная динамика ИПМ и рейтинга 50 ведущих стран мира. Из четырех базовых сценариев глобальной динамики наиболее реалистичным в настоящее время признан сценарий "Умеренная глобализация".


ПЭС 235/25.10.2007

Примечания

1. С полной версией доклада можно ознакомиться на сайте МАИБ /links.php?go=http://www.maib.ru/netcat_files/Image/50_contries_global_rating.pdf, а также на сайте РО МЛСУ /links.php?go=http://www.russtrategy.ru/rates/50countiesrating/
2. Ретроспективный анализ популярных и влиятельных рейтингов показывает значительную неточность оценок и их зависимость от сиюминутных колебаний симпатий составителей рейтингов. Так, прогнозисты журнала Fortune в спецвыпуске "Путеводитель для инвестора на 1993 год" не рекомендовали для инвестиций не только страны бывшего СССР и Африки, но и Китай. Журнал Euromoney тогда же в обзоре рисков по 169 странам поместил Китай на 42-е место, Бразилию на 66-е, Россию на 149-е. Любопытно, что Кыргызстан, Заир, Ливан и Кения представлялись экспертам Euromoney менее рискованными, нежели Китай.
В 1995 г. в том же журнале по "индексу успеха" Россия заняла уже 29-е место, а Бразилия – 49-е. В 2007 г. агентство Freedom House обнародовало свой рейтинг, в котором Россия по степени развития демократии занимает 143-е место, а Грузия, например, 79-е. Помимо этих откровенно манипулятивных оценок, безусловно, формируются и более взвешенные подходы. К ним, например, относится глобальный рейтинг конкурентоспособности, формируемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Однако проблема обоснованности и/или добросовестности методологии по-прежнему остается актуальной. Так, в начале 2007 г., по оценке экономистов ВЭФ, Франция и Германия считались лидерами по инновационным возможностям. В то же время по индикаторам инновационного потенциала (Германский институт экономических исследований) у Германии было гораздо менее престижное положение (7 из 17).
3. "Большая Восьмерка" (G8) – международный форум правительств Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, России, Великобритании и США.
4. Например, министерство обороны Великобритании (2007); Программа глобальных стратегических тенденций Центра развития, концепции и доктрин (2007-2036). www.prisonplanet.com/articles/april2007/strat_trends_23jan07.pdf
5. Кейнс Дж.М. Общая теория трудоустройства и денег (1936).
6. Голдман Сакс. Мечтая с BRIC(S): дорога в 2050 год (2003); имеются в виду Бразилия, Россия, Индия, Китай плюс ЮАР. См: http://www.gs.com/insight/research/reports/99.pdf

Следить за новостями ИНЭС: