Вавилонская башня менеджмента

Номер 4 - ЦА. Заемная западня

Вместо того, чтобы полагаться на свою власть и силу, следует использовать свое влияние

Ицхак Адизес
Вавилонская башня менеджмента

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №4-2007, стр. 140-141

Адизес Ицхак — профессор Школы менеджмента Калифорнийского университета.
Пер. с англ. — Н.Н. Мальцева.

Поскольку мы учимся распознавать и диагностировать доминирующие стили управления других людей, а также пришли к выводу, что организационная структура должна поддерживать их развитие и способствовать ему, следующий шаг – научиться эффективно общаться с представителями каждого стиля.
Все мы знаем, как легко сбиться с правильного пути, когда что-либо объясняешь другим, и как другому человеку может показаться, что он услышал нечто абсолютно отличное от того, что ты хотел сказать. Неправильная коммуникация – основной источник организационного конфликта. Лучший путь избежать этого – просто привести свой стиль в соответствие со стилем того человека, с которым разговариваешь.

Вы – тот, кто должен адаптироваться к окружающим

Слишком часто мы ожидаем, что другие люди адаптируются к нам. Но если Вы действительно хотите быть понятым, адаптироваться должны Вы. Предприниматели глобальны в своих взглядах, ориентированы на результат, быстро принимают решения, но не структурированы. Производители также ориентированы на результат и быстро действуют, но они локальны или ориентированы в своих взглядах на решение конкретных задач; они структурированы и вникают в детали. Администраторы разделяют интерес производителей к деталям и к достижению немедленного результата, но, в отличие от производителей, они стремятся быть организованными; медлительны; ориентированы на процесс. И, наконец, интеграторы, как и предприниматели, обладают глобальным взглядом на вещи и не структурированы. Но, как администраторы, они ориентированы на процесс и медлительны.

Они ждут, пока другие проложат путь. Я не учу Вас чему-то новому. Например, если Вы пытались взять ссуду в банке – даже если Вы высоко парящий эзотерического типа предприниматель – Вы вряд ли наденете джинсы и футболку на встречу с представителем банка, не правда ли? Скорее всего, Вы оденетесь консервативно, будете ходить медленно, сидеть тихо, разговаривать с банкиром спокойно, вежливо, точно выражая свои мысли. Почему? Потому что Вы пытаетесь соответствовать его стилю. Вы стремитесь действовать как банкир. Для того чтобы управлять, Вы должны убедить других в необходимости сотрудничества. По сути, менеджмент представляет собой продажу, реализацию Ваших идей. Если Вы не можете продать идеи, Вы не в состоянии управлять. Таким образом, если Вы не умеете общаться и убеждать, Вы не можете управлять. Затем – для того чтобы продавать свои идеи/эффективно управлять, Вы должны знать, кому Вы продаете. Любой продавец скажет Вам, что для того, чтобы быть успешным, Вы должны знать своих клиентов. Если Вы не знаете, что им нужно и чего они хотят, как Вы можете убедить их купить Вашу идею? Прежде чем разговаривать с людьми, важно спросить себя:
"С кем я разговариваю?" Когда люди к Вам обращаются, Вы должны спросить себя: "Кто со мной говорит?" Тогда Вы сможете правильно интерпретировать то, что они говорят. Также очень важно отдавать себе отчет о своем собственном стиле, Вы должны знать ответ на вопрос: "Кто я такой? Почему?" Потому что Вы также должны уделять внимание тому, какое впечатление Вы производите на окружающих. Если Вы знаете, например, что относитесь к типу предпринимателей, тогда Вы понимаете, что Ваш стиль общения, скорее всего, проблематичен для представителей других стилей. Осознавать свой стиль управления и общения – значит быть готовым компенсировать его недостатки. Например, какова основная рекомендация для предпринимательского стиля в общении с типом администратора? Не спешить.

"Да" не всегда означает "да", а "нет" не всегда значит "нет"

Важно понимать, что нельзя интерпретировать "да" и "нет" в соответствии с вашим личным словарем. Вы должны смотреть на того, кто это говорит. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Во всех религиях – буддизм, иудаизм, христианство, ислам – есть принцип, который известен на Западе как золотое правило: "Поступай с другими так, как ты хотел бы чтобы поступали по отношению к тебе". Его логическое продолжение таково: "Не делай другим того, что ты ненавидишь по отношению к себе". Это замечательное правило в большинстве ситуаций, но в организациях общаться с другими так, как Вы бы хотели, чтобы они общались с Вами, – явная ошибка. Если Вы принадлежите к предпринимательскому типу и разговариваете с другими так, как будто они тоже предприниматели, а они на самом деле не относятся к предпринимательскому типу, Вас будут понимать неправильно; хуже того, Вы можете вызвать антипатию. А это не очень эффективное управление.

Кто босс? Тот, кому Вы пытаетесь продать свои идеи!

Для эффективного общения Вы должны всегда отдавать себе отчет в том, что за человек Ваш собеседник, вне зависимости от того, с кем Вы имеете дело. Правда заключается в том, что не имеет значения, является ли этот человек вышестоящим менеджером или Вашим подчиненным. Является ли он Вашим боссом, или коллегой, находящимся на одном уровне с Вами, или Вашим подчиненным, Вы все равно должны продать ему Вашу идею. Все они Ваши коллеги, и Вы так и должны с ними обращаться. Забудьте об иерархии. Мне нравится история про Винса Ломбарди, известного американского футбольного тренера. Перед каждой игрой он объяснял свой замысел команде, а затем обращался к самому недалекому игроку (я имею в виду – не самому умному) и спрашивал его о том, что он понял и что он думает об этом. В конце концов другие игроки возмутились: "Почему он обращается к самому тупому? Почему не спросить самого умного из нас?" – спрашивали они. "Потому что если он понимает, то и все остальные понимают игру. Если же он не понял мой замысел, в нужный момент он побежит не туда. Вот в чем смысл!"

Обеспечь лидерство – и ты в выигрыше

Много книг написано о том, как управлять подчиненными, как быть лидером. Я говорю сейчас о том, как возглавлять Вашу организацию, а сделать это Вы сможете, только став лидером для всех сотрудников Вашей компании. Как Вы сможете продать свои идеи каждому из тех, в ком нуждаетесь? Общаться со всеми в том стиле, который они легко воспринимают, гораздо важнее (в рамках большого промежутка времени), чем понимать лимиты Вашей власти в отношении каждого человека в иерархии. Старайтесь думать о каждом человеке в своей организации так, как будто он Ваш босс, вне зависимости от того, является ли он таковым или нет. Другими словами, вместо того чтобы полагаться на свою власть и силу, старайтесь использовать свое влияние.

Удивительно, но тяжелее всего эффективно общаться именно с подчиненными. Почему? Потому что мы воспринимаем их подчиненное положение как данность.
С подчиненными мы чувствуем, что не должны очень стараться, поэтому часто не обращаем внимания на то, как общаемся. Мы забываем об их стиле общения и разговариваем с ними так, как если бы разговаривали сами с собой.

В результате мы часто не понимаем друг друга.

Следить за новостями ИНЭС: