Наркотическая субкультура выходит из моды

Номер 7. … + дороги …

С недавних пор в политических докладах, а равно и в средствах массовой информации все чаще муссируется проблема здоровья нации, актуальная не только сама по себе, но и в контексте внешней политики и авторитета государства на международной арене. Но в предлагаемом Вашему вниманию интервью речь идет не об усовершенствовании системы здравоохранения. Проблема борьбы с распространяющейся в обществе наркоманией стоит не менее остро. Не секрет, что наркомафия может похвастаться четко организованной структурой, которой может позавидовать любое государственное формирование. Подобному монстру должна противостоять не менее серьезная сила. В эксклюзивном интервью Игорю Смыкову, ответственному за реализацию общественных проектов, Анатолий Валентинович Куприн — генерал-майор полиции, начальник управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области — рассказывает об особенностях построения работы своего ведомства.

Анатолий Куприн
Наркотическая субкультура выходит из моды

"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 36-43

С недавних пор в политических докладах, а равно и в средствах массовой информации все чаще муссируется проблема здоровья нации, актуальная не только сама по себе, но и в контексте внешней политики и авторитета государства на международной арене. Но в предлагаемом Вашему вниманию интервью речь идет не об усовершенствовании системы здравоохранения. Проблема борьбы с распространяющейся в обществе наркоманией стоит не менее остро. Не секрет, что наркомафия может похвастаться четко организованной структурой, которой позавидует любое государственное формирование. Подобному монстру должна противостоять не менее серьезная сила. В эксклюзивном интервью Игорю Смыкову, ответственному за реализацию общественных проектов, Анатолий Валентинович Куприн – генерал-майор полиции, начальник управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области – рассказывает об особенностях построения работы своего ведомства. .

Анатолий Валентинович, какими особыми полномочиями наделены сотрудники службы наркоконтроля в отличие от сотрудников других правоохранительных органов?

Руководитель Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, что само по себе является свидетельством высокого статуса нашего ведомства и важности возложенных на него полномочий.

Подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел, которые существовали до создания Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, были нацелены на узкоспециальную задачу – борьбу с наркопреступностью. Но со временем пришло понимание того, что борьба с наркоугрозой – это задача комплексная, многоплановая. Только за счет сокращения предложения на черном рынке наркотических средств эпидемию наркомании не одолеть, нужно сокращать и спрос. В конечном счете, и это самое главное, необходимо устранить причины и условия, способствующие распространению наркомании в нашей стране. Здесь одних правоохранительных мер оказалось мало, потребовалось упорядочение и ужесточение контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пришлось задействовать возможности институтов государственной власти и органов местного самоуправления, развивать межведомственное взаимодействие, общественные связи и контакты на международном уровне.

Ныне действующие органы наркоконтроля были созданы Указом Президента России № 306 от 11 марта 2003 г. Им в обязанности была вменена координация деятельности всех субъектов профилактики наркомании. Таким образом, можно сказать, что органы наркоконтроля – правоохранительное ведомство, наделенное политическими полномочиями. Практически это выражается в том, что служба наркоконтроля является координатором исполнения федеральной антинаркотической программы на 2005-2009 гг., директор ФСКН России генерал полиции В.В. Черкесов возглавляет Федеральную антинаркотическую комиссию. Руководство нашего ведомства заключает международные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактики наркомании, реализует совместные координационные планы работы.
На уровне регионов проводится аналогичная работа. Например, у нас на Тамбовщине по инициативе нашего Управления и администрации области межведомственные антинаркотические комиссии созданы во всех районах. Сотрудники органов наркоконтроля введены в их состав в ранге заместителей председателей и ответственных секретарей. В 2006 г.
удалось добиться стопроцентного финансирования исполнения областной антинаркотической программы на 2006-2010 гг. В Тамбовской области заключено и действует более 30 межведомственных соглашений в сфере борьбы с наркопреступностью, профилактики наркомании и информационного обмена, реализуется 3 координационных плана.
Немаловажно и то, что, в отличие от наших предшественников из подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел, одной из основных функций наркоконтроля, наряду с пресечением наркопреступлений и контролем за легальным оборотом наркотиков, является профилактика наркомании. В структуре ФСКН России и его территориальных подразделений созданы для выполнения этой работы специальные подразделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики.

Какие принципиально новые эффективные методы противостояния криминальным наркогруппам Вы применяете?

Методика борьбы с преступностью, в том числе и организованной, в целом едина для всех правоохранительных органов и определяется Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности". Она проверена десятилетиями правоохранительной работы. Поэтому правильнее ставить вопрос не об эффективности самих методов, а об эффективности их применения.

Если говорить об общих показателях работы, то с каждым годом мы наращиваем ее эффективность. Если в 2004 г. всеми правоохранительными органами Тамбовской области было зарегистрировано 957 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, то в 2005 г. – уже 1360, а в 2006 г. – 1636 преступлений. Это намного больше, чем убийств, грабежей, разбойных нападений, изнасилований и преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов.

С 2003 г. на Тамбовщине было привлечено к ответственности более 100 крупных наркоторговцев. Возможно, сама по себе эта цифра ни о чем не говорит, но дело в том, что добрая половина этих людей была известна в среде наркоманов с середины – конца 1990-х гг. и делала свой бизнес на профессиональной основе.

Особое внимание мы уделяем межрегиональной и международной преступности. К настоящему времени в Тамбовской области перекрыто более полусотни каналов наркотрафика, в том числе из других государств: Афганистан – Таджикистан – Тамбов, Казахстан – Тамбов – Москва – Санкт-Петербург, Узбекистан – Тамбов. В этой сфере совместно с нашими коллегами из других регионов, а также работниками иных правоохранительных органов мы стали активнее применять возможности так называемых "контролируемых поставок" наркотиков, т.е. отслеживание всей цепи перемещения наркотических средств от изготовителя до потребителя.

Вот один из недавних примеров: 25 декабря 2006 г. были задержаны наркокурьеры, перевозившие наркотики из республики Узбекистан. Гражданка Жарикова, жена военнослужащего, везла в Тамбовскую область 75 г гашиша для сбыта своему подельнику Авакяну. Зная об активной работе правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, она избрала сложный и запутанный маршрут транспортировки незаконного груза. Из Узбекистана в Екатеринбург она долетела самолетом военно-транспортной авиации, из Екатеринбурга в Москву доехала поездом, из Москвы в Тамбов – рейсовым автобусом. Однако нам удалось отследить весь маршрут наркокурьера, задокументировать ее преступную деятельность и успешно провести задержание с поличным. В июне 2007 г. суд приговорил Жарикову к 11 годам лишения свободы, Авакяна – к 4 годам.
Мы ведем большую работу по ликвидации наркопритонов как неотъемлемого звена организованного наркобизнеса. Это целая сеть преступной коммерции наркоторговцев, предоставляющих услуги наркоманам, как паутина опутывающая область. К настоящему времени выявлено и ликвидировано порядка полутора сотен наркопритонов. До 2003 г. случаев их выявления и привлечения содержателей к уголовной ответственности практически не было.

С самого начала существования нашего ведомства мы активно ставили и решали вопрос о ликвидации местной сырьевой базы наркомании. Заросли конопли и мака в Тамбовской области были таковы, что она сама могла бы служить наркотическим донором для других регионов. В результате проведения операции "Мак" за три года общая площадь посевов этого растения, служившего сырьем для местных наркоманов, уменьшена как минимум вдвое.

С 2003 г. в Тамбовской области вновь введена ответственность за такие правонарушения как легализация наркодоходов, реклама и пропаганда наркотиков, вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотиков.

Иначе говоря, наступление на наркобизнес и наркопреступность развернуто не на одном, а на многих направлениях. И это тоже новшество в подходах к решению проблемы.

Умиляет устоявшееся словосочетание: "незаконный оборот наркотиков". Напрашивается вопрос – неужели существует их "законный" оборот? Если да, то кто его контролирует?

Наркотические и психотропные средства действительно имеют легальное хождение в медицинских и фармацевтических учреждениях, а их прекурсоры (вещества, используемые при изготовлении наркотиков) включаются в производственный цикл многих промышленных предприятий. Сфера легального оборота требует повышенного внимания, так как бывают случаи утечки наркотических средств, психотропных веществ из легального оборота в нелегальный. Иногда это случается по элементарной халатности, иногда – по злому умыслу. В целях предотвращения нарушений и преступлений в данной сфере в нашей службе созданы специальные подразделения по контролю за легальным оборотом наркотиков. В своей работе они используют самый широкий спектр методов – от ревизий и проверок до оперативных мероприятий.

Всего за годы работы отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков проверено более тысячи предприятий, вынесено 300 представлений об устранении нарушений, более чем 40 специалистам отказано в допуске к наркотическим медпрепаратам. Выдано более 150 заключений на помещения, в которых могут проводиться легальные операции с наркотическими средствами. Отделом по контролю за легальным оборотом наркотиков выявлено более полутысячи преступлений, окончено производство также более полутысячи уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 70 кг наркотических средств и психотропных веществ, около 800 кг сильнодействующих веществ, более
3 т прекурсоров.

Один из примеров работы подразделения за текущий год – возбуждение уголовного дела, в ходе расследования которого из оборота было изъято 6477 упаковок биологически активной добавки ГУО, поставлявшейся в Россию из Китая. В химическом составе данного препарата содержались сильнодействующие вещества, опасные для здоровья граждан. Между тем эта биологически активная добавка находилась в легальном обороте.

За наркобизнесом стоят колоссальные деньги и, следовательно, весьма влиятельные силы. Не делает ли это обстоятельство – в глобальном смысле – борьбу с "наркозлом" бессмысленной?

Действительно, ежегодные доходы российского наркобизнеса оцениваются в 15 млрд долл. Это примерно в 40 раз больше годового дохода Тамбовской области и сопоставимо с доходами такой крупной компании, как "Газпром". Но наркодилеры, пусть и влиятельные, находятся в подполье, торговля наркотиками запрещена. Да, к сожалению, через законодательные органы время от времени у нас еще можно "пролоббировать" сомнительные нормативные акты, как это было недавно с печально известным Законом о средних разовых дозах (1). Но и в него в настоящее время внесены позитивные коррективы. Кстати, одним из инициаторов этого шага выступила Тамбовская областная дума, депутаты которой в 2004 г. обратились к Федеральному собранию Российской Федерации с призывом пересмотреть сомнительный и даже вредный законодательный акт. Тамбовских депутатов поддержали народные избранники некоторых других регионов России, и их голос был услышан. Значит, государство, общественное мнение, закон сильнее. Просто нужно не прекращать борьбу с наркоманией и наркопреступностью.

Зачастую правоохранительные органы задерживают "пешек" в цепочках сбыта и распространения наркотических веществ. Это не наносит принципиального урона наркобизнесу – такие "элементы" цепочки быстро заменяются. Как Вы считаете, не лучше ли было бы создать мощную ветвь, в компетенции которой будут исключительно проблемы трафика и транзита наркотиков, и отделы, которые станут заниматься "рядовыми" задержаниями?

Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков создавалась именно для борьбы с крупным наркобизнесом, организованными преступными группами наркоторговцев, а также для перекрытия каналов международного и межрегионального наркотрафика. Об эффективности борьбы с крупным наркобизнесом обычно судят по тяжести выявляемых наркопреступлений, которая напрямую зависит от объемов нарокторговли и ее организации. В Тамбовской области доля тяжких и особо тяжких преступлений в общей структуре выявляемых составляет ежегодно в среднем 60-70%.

В качестве характерного недавнего примера разоблачения организованной межрегиональной преступной группы можно привести совместную операцию УФСКН и УФСБ по Тамбовской области, в результате которой в 2007 г. был перекрыт устойчивый канал поставки в нашу область из Санкт-Петербурга нового для Тамбовщины наркотика "экстази". В преступную группу входили жители Санкт-Петербурга, Тамбова, Саратова, Челябинска. Поэтому операция требовала тщательной подготовки и длилась несколько месяцев. В марте 2007 г. в г. Мичуринске был снят с поезда и задержан житель Тамбова, у которого изъято несколько таблеток "экстази", 6 г иных амфетаминов (особо крупный размер – свыше 1 г) и
16 г психотропного вещества – оксибутирата натрия.

В апреле 2007 г. оперативно-следственной группой УФСКН и УФСБ области на 408-м км трассы "Каспий" (Москва – Астрахань) задержан с поличным при транспортировке синтетических наркотиков – 42 таблетки "экстази" и 50 г других амфетаминов – житель Саратовской области.

12 мая 2007 г. наркополицейскими и контрразведчиками на 435-м км автодороги "Каспий" при транспортировке около 600 таблеток экстази и 94 г амфетаминов задержаны с поличным житель г. Тамбова и житель Челябинской области.

В конечном итоге было изъято 700 таблеток синтетического наркотика MDMA, известного под названием "экстази", свыше 230 г амфетаминов и почти 3 л оксибутирата натрия. Интересно, что большинство членов группы занимались организацией подпольных собачьих боев в разных регионах России и торговлей наркотиками.

Что касается Вашего предложения о разделении функций органов наркоконтроля, то подобная специализация уже существует, но на уровне правоохранительных органов. ФСКН России координирует всю антинаркотическую деятельность, ФСБ России ориентирована прежде всего на наркоугрозу извне, антинаркотические подразделения в составе Управлений по борьбе с оргпреступностью органов внутренних дел нацелены на наркобизнес организованных преступных кланов. Уличными торговцами и мелкими распространителями занимается милиция общественной безопасности. Гораздо важнее новых реформ осуществление тесного взаимодействия между перечисленными силовыми структурами при координирующей роли органов наркоконтроля. Провести предлагаемое Вами четкое разграничение внутри органов наркоконтроля нельзя по той причине, что разработка крупных наркоторговцев часто начинается с задержания представителей низового звена наркобизнеса, а иногда даже потребителей наркотиков. Дальше отслеживается вся цепочка: мелкие распространители – оптовые продавцы – перевозчики – изготовители. Важно ликвидировать всю цепь, так как не только крупные наркодилеры будут искать себе новых уличных торговцев в случае провала низовых звеньев, но и мелкие распространители, заинтересованные в существовании "работодателей", в случае их задержания найдут себе других поставщиков.

Сильнодействующие и наиболее дорогостоящие наркотики – героин, кокаин и их производные – попадают в Россию из стран Центральной Азии. Какие методы противодействия Вы бы предложили для пресечения каналов их поставки в Российскую Федерацию?

Меры по борьбе с поставками наркотиков на территорию России из стран Центральной Азии принимаются с первых дней существования органов наркоконтроля. Прежде всего они заключаются в развитии международного сотрудничества в правоохранительной сфере. В частности, при Организации договора о коллективной безопасности создана международная антинаркотическая структура, в основу которой входят представители правоохранительных органов. В 2005 г. к ней присоединились Иран, Пакистан, Китай, Узбекистан и ряд других стран. Таким образом создан пояс безопасности вокруг Афганистана, который является поставщиком на мировой рынок 90% опиатов. Мероприятия по борьбе с наркотрафиком реализуются в рамках выполнения Программы сотрудничества стран СНГ. С 2003 г. проводится международная операция "Канал", которая как раз и направлена на пресечение наркотрафиков.

Известно, что, к примеру, в Китае, Малайзии, Сингапуре, Таиланде за уличение в распространении или даже употреблении наркотиков предусмотрена смертная казнь. Подобная мера позволяет серьезно противостоять преступности в этой сфере – статистика тому свидетельство. Как Вы полагаете, достаточно ли законодательно ужесточены наказания за распространение и сбыт наркотиков в нашей стране?

Я считаю, что наказание в первую очередь должно быть адекватным тяжести совершенного проступка. Дело суда – оценить общественную опасность преступления, соразмерить ее с определенными законом санкциями, учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства и вынести справедливый приговор.

Тех мер, которые в настоящее время предусмотрены законодательством для наказания виновных в наркопреступлениях, вполне достаточно. Вопрос в том, насколько эффективно они используются. В России суды часто дают крупным наркоторговцам условные сроки лишения свободы либо назначают наказания ниже низшего предела, предусмотренного законодательством.

В определенной мере это относится и к Тамбовской области. Вот лишь один из характерных примеров: 17 ноября 2000 г. Бондарский районный суд за незаконное культивирование наркотикосодержащих растений вынес приговор гражданину Коптенко в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев условно с испытательным сроком 3 года. Коптенко испытательный срок не выдержал, совершил новое преступление и 21 марта 2002 г. тем же судом был приговорен к 4 годам лишения свободы. Однако через 2 года по постановлению Рассказовского суда он был досрочно освобожден из мест лишения свободы и… 30 августа 2005 г. вновь совершил преступление – покушение на сбыт наркотического средства в особо крупном размере. Лишь в марте 2006 г. снова по приговору Бондарского районного суда наркоторговец получил по заслугам:
9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Чем руководствовался суд, на протяжении нескольких лет проявляя ничем не оправданную снисходительность по отношению к наркоторговцу? Повторные нарушения закона среди наркоторговцев встречаются сплошь и рядом. Это особенно характерно для так называемых "условников", т.е. лиц, получивших за наркопреступления условные сроки лишения свободы и не вставших на путь исправления. Таких условно осужденных в 2004 г.
было 86 человек, в 2005 г. – 194, в 2006 г. – порядка 130. Приведу пример. 17 августа 2004 г. Советским районным судом г. Тамбова был вынесен приговор в отношении ранее судимого гражданина Денисова, обвинявшегося в тяжких преступлениях (4 эпизода сбыта героина). Суд приговорил его к 5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет. Денисов, находясь на свободе, вновь совершил преступление: незаконное приобретение героина общим весом более 40 г и хранение без цели сбыта. 19 октября 2004 г. Октябрьский районный суд г. Тамбова за это преступление приговорил Денисова к 2 годам лишения свободы и без учета приговора Советского районного суда г. Тамбова также применил условную меру наказания.

Однако и на этот раз Денисов на путь исправления не встал. 11 ноября 2005 г. в отношении него вновь было возбуждено уголовное дело. Лишь после этого наркоторговец оказался за решеткой. Положительные сдвиги в подходе судов к рассмотрению дел о наркоторговле наметились лишь в 2006 г. в связи с тем, что органы наркоконтроля постоянно анализировали судебную практику по делам о наркопреступлениях, информировали о ней руководство областного суда, администрации области, будоражили общественность через средства массовой информации. Однако совершенно нормальной ситуацию в этой сфере нельзя назвать и по сей день. Как пример можно привести освобождение Ленинским районным судом г. Тамбова в августе 2007 г. под подписку о невыезде гражданина М., у которого нашими сотрудниками весной этого года был изъят килограмм героина (!). Дело здесь не только в тяжести совершенного преступления и в общественной опасности вброса на рынок такой партии наркотика (примерно 20 тыс. разовых доз). На момент задержания гражданин М. являлся действующим сотрудником милиции, наркотик он украл из партии героина, изъятого незадолго до этого органами внутренних дел. Вдумайтесь: в России следственные изоляторы переполнены людьми, совершившими мелкие кражи, хулиганства. А суд Ленинского района выпускает на свободу человека, который, сумей он сбыть весь наркотик, мог бы спровоцировать значительный всплеск наркомании и смертей от передозировок на Тамбовщине. На свободе, используя прежние связи, он был бы вполне в состоянии оказать давление на свидетелей, скрыться от правосудия. Я говорю об этом в сослагательном наклонении и в прошедшем времени, так как благодаря позиции, занятой в данном вопросе органами наркоконтроля и прокуратуры, обвиняемый через несколько дней вновь оказался за решеткой.

Эти факты являются наглядным свидетельством того, что снисходительное отношение к наркоторговцам, которое встречается в практике работы судов, служит одним из факторов, негативно влияющих на наркотическую и криминогенную ситуацию, в частности на рост преступности в сфере незаконного оборота наркотиков и распространение наркомании.

Хотелось бы знать Ваше мнение как профессионала: может ли быть повержена система наркоторговли на территории РФ или это утопия? Если да, то сколько времени потребуется, чтобы решить эту задачу?

А можно ли раз и навсегда прекратить убийства, кражи, избавиться от коррупции? Наркоторговля – это такая же преступность. Но я не работал бы в органах наркоконтроля, если бы не был уверен в перспективности своего дела. Разрушить организационную и финансовую структуру наркобизнеса, перекрыть каналы его подпитки из-за рубежа, нацелить общество на идеалы здорового образа жизни – это не только выполнимая задача, она уже решается, уже есть конкретные результаты. Приведу такой пример: с 2003 г. в России стали активно сокращаться темпы прироста численности людей, употребляющих наркотики. В 2005 и 2006 гг. их количество увеличивалось в пределах 0,2-
0,5%, тогда как за предыдущие 15 лет наркомания возросла в 15 раз. Мы перешли от позиционной войны с наркоманией к наступательной, причем не только в правоохранительной сфере, но и в идеологии. Наркотическая субкультура выходит из моды у молодежи. Новые поколения россиян понимают, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.

Какие тенденции характерны для современного наркорынка?

Характеризуя ситуацию на черном рынке наркотиков, необходимо сделать важное замечание. Если раньше правоохранительные органы вынуждены были оперативно реагировать на все новые и новые "сюрпризы", то в последние год-два они перехватили инициативу. Теперь уже наркорынок вынужден приспосабливаться к тем условиям, в которые ставит его работа силовых ведомств. Практически повсеместно наблюдается рост цен на основные виды наркотических средств. В Тамбовской области, например, по сравнению с 2003 г. на основные виды зелья (марихуану, героин, гашиш) она увеличилась в два-три раза. Это говорит о том, что налицо определенный дефицит наркотиков. Однако сам по себе этот факт не может быть прямым свидетельством эффективности борьбы с наркоманией, так как снижение предложения не влечет автоматического снижения спроса. А если есть спрос на наркотики, наркорынок будет стараться его удовлетворить путем перестройки и адаптации к новым условиям.

В первые годы нашей работы в Тамбовскую область мешками везли марихуану. А героин поступал очень низкого качества. Так, в партии этого наркотика весом более 1 кг, изъятого в 2003 г. у курьера из Татарстана гражданина Палменкова, содержалось всего 6 г чистого наркотика. Наркоманы из-за высокого количества примесей потребляли наркотик большими дозами. Если случался "вброс" на территорию области партий чистого героина, сразу же наблюдалось увеличение случаев передозировки у наркоманов и как следствие увеличение числа летальных исходов.

Сейчас в целом по России на фоне снижения темпов распространения наркомании наблюдается увеличение смертности от передозировки и отравления (Тамбовская область здесь пока является исключением: у нас снижается и смертность). Причина такого роста не только в вымирании наркоманов "со стажем". Наркоторговцы поняли, что в условиях жесткого прессинга, оказываемого на наркорынок правоохранительными ведомствами, перевозить, хранить и сбывать выгоднее сильнодействующие и синтетические наркотики. У них выше цена за меньший вес. Эти перемены в полную силу ощутила на себе и Тамбовская область: если до 2005 г. здесь не было ни одного случая изъятия наркотика МДМА ("экстази"), то в 2007 г. состоялись крупные изъятия этого наркотика. Кроме того, в этом же году впервые в истории Тамбовской области в Рассказовском районе был изъят триметилфентанил, или, в просторечии, "белый китаец", – наркотик, который в несколько раз сильнее героина. Этот наркотик ранее на Тамбовщине тоже не встречался.

Как Вы считаете, достаточно ли среди населения пропагандируется вред и опасность употребления наркотических средств?

Антинаркотической пропаганды не может быть слишком много, главное, чтобы она была грамотной. Не секрет, что среди специалистов в области психологии, наркологии, PR-технологий бытует мнение, что акцентирование внимания на проблеме наркомании дает обратный эффект и вызывает интерес к наркотической субкультуре. С другой стороны, замалчивать данную тему тоже нельзя: общество должно знать, на каком расстоянии от края пропасти оно находится, чтобы однажды не оступиться и не оказаться в состоянии полной наркотической деградации.

СМИ должны затрагивать глубинные струны души читателя, зрителя, слушателя, особенно из молодежной среды, вызывать адекватный эмоциональный отклик. Сегодня мало написать: "Нет наркотикам!" Современный подросток плохо воспринимает нравоучения, он не поймет, если ему постоянно говорить, что наркотики, алкоголь – это плохо. Нужны конкретные примеры: этот человек не пил, не курил, и сегодня он имеет семью, работу, квартиру, машину. А этот человек употреблял наркотики, и его труп нашли в наркопритоне.

Выбирайте себе судьбу! Одна такая публикация стоит сотни бездушных и бездарных.
Кроме того, важная задача СМИ – помогать правоохранительным органам, пропагандировать работу телефонов доверия, на примере героев публикаций повышать правовую грамотность населения.

Наконец, особая тема – актуализация проблемы через средства массовой информации. Со страниц прессы, с экранов телевизоров в адрес глав администраций должны звучать конкретные нелицеприятные вопросы: когда в районе появятся врачи-наркологи и наркологические кабинеты? Почему не принимаются меры к уничтожению дикорастущих мака и конопли? Почему не финансируется антинаркотическая программа? Кто в районной администрации отвечает за профилактику наркомании, и по какой причине она не проводится? И т.д.

Какие страны добились наибольших успехов в борьбе с наркобизнесом?

Большой практический опыт по борьбе с наркотиками имеется в Соединенных Штатах Америки. К 70-м гг. прошлого века наркокоррупция стала одной из основных бед государственного механизма США: огромные прибыли Медельинского и Кальийского наркокартелей позволяли использовать любые средства для подкупа должностных лиц всех уровней. В связи с этим в 1973 г. при министерстве юстиции США было создано управление по контролю за соблюдением законодательства о наркотиках (DEA).
С 1984 по 1994 г. был принят ряд важных законов по борьбе с преступностью и наркотиками.

В 1984 г. DEA заинтересовалось деятельностью кокаинового короля Пабло Эскобара, под чьим контролем с 1970-х гг. оказался весь колумбийский наркобизнес. Главные усилия управление сосредоточило на Медельинском картеле. Был сделан упор на сотрудничество с зарубежными правоохранительными органами. Хрестоматийной стала операция "Динеро" (1992 г.). Результатом двухлетней совместной работы международных правоохранительных органов явились 116 арестов на территории США, Испании, Италии и Канады, изъятие 9 т кокаина и 90 млн долл. наличными. Ежегодно DEA проводит до десятка крупнейших операций по борьбе с наркотиками.

В результате деятельности DEA потребление наркотических веществ подростками сократилось за последние два года на 21%, а в целом за последние два десятилетия употребление наркотиков уменьшилось на 50%, число убийств на почве наркотиков и их распространения сократилось на 25%.

Как Вы считаете, насколько жестко коррупция и наркобизнес сплетены между собой?

Связь между такими видами преступности, как коррупция, наркобизнес, терроризм, давно очевидна. Организация каналов наркотрафика, утечка наркотикосодержащих медпрепаратов из легального оборота, прекурсоров из промышленной сферы не возможна без участия коррумпированных элементов. Наркоторговля и торговля оружием – основные статьи финансирования террористических бандформирований. Например, сегодня уже ни для кого не секрет, что война в Афганистане подпитывается производством наркотиков. В этих условиях борьба с их незаконным оборотом становится борьбой с терроризмом и коррупцией.

Как эффективно противостоять государственным схемам отмывания и легализации денег, полученных в результате сбыта наркотиков?

Думаю, что задержание наркодилера должно давать фискальным структурам предусмотренные законом основания для обстоятельных, если нужно повторных, проверок источников доходов его родственников, всех лиц, с которыми он был связан, а также финансово-хозяйственной деятельности принадлежащих им предприятий. Такая мера, кроме того, послужила бы профилактикой возможного сращивания законного бизнеса с наркоторговлей, так как многие предприниматели осторожнее относились бы к контактам с теми, кто торгует наркотиками.

Насколько важна интуиция в Вашей профессиональной деятельности? Ведь довольно сложно распознать признаки причастности к наркобизнесу тех или иных лиц.

Всякая организация работы начинается с планирования, в основе планирования лежит прогноз, который, в свою очередь, базируется на двух составляющих – опыте, возможности предвидеть результат, т.е. интуиции, и оперативной удаче, которая в конечном счете и предопределяет успех. Так что без интуиции не обойтись не только в правоохранительной работе, но и в любом другом серьезном деле.

Не могли бы Вы сформулировать Ваше жизненное кредо?

Большая часть моей профессиональной деятельности приходится на период перестройки и рыночных реформ, когда многие в стране были заняты разрушением экономики, идеологии, морали. Я рад, что не стал участником этого процесса, наоборот, мне довелось с нуля создавать два правоохранительных ведомства: в 1990-х гг. – Управление налоговой полиции, а в новом веке – органы наркоконтроля Тамбовской области. Поэтому, пожалуй, мое жизненное кредо – это созидание.

ПЭС 189/24.09.2007

Примечание
1. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. № 231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1, 229 Уголовного кодекса РФ".

Следить за новостями ИНЭС: