Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «жилищное строительство»


Степень обеспеченности жильем населения регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-4.123.2025.84-94

Рассмотрены показатели (критерии) реализации национальных и федеральных проектов Российской Федерации, принятых к исполнению Указами Президента РФ в 2014 г. и 2024 г., направленных на повышение степени обеспеченности населения, проживающего на территории Арктической Зоны Российской Федерации, жилыми помещениями. Проанализирована динамика таких взаимосвязанных показателей в четырех регионах Арктической Зоны за период в 10 лет, как: степень обеспеченности населения жилыми помещениями; развитие жилищного строительства, определяемое показателем; численность экономически активного населения.

Источники:

1. Babkina L.N. Skotarenko O.V. Developmental dynamics of the construction industry in the north-west region of the Russian Federation. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018. Том 2. №2(25). С.18-30.

2. Клевцов В.В., Петрова Т.В. Повышение жилищной обеспеченности населения на основе ипотечного кредитования: теоретико-методологический аспект. Фундаментальные исследования. 2013. № 6-3. С. 684-687.

3. Минтранс раскрыл ключевые цели до 2030 года. Новостной RSS канал Метадсервис. URL: https://mc.ru/news/nw/news_id/15614

4. Национальный проект «Инфраструктура для жизни»: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.11.2024 №530-СФ. URL: https://coiruk.nso.ru/sites/coiruk.nso.ru/wodby_files/files/page_6485/

5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 // Официальное опубликование нормативных актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/

6. Паспорт Федерального проекта «Жилье». Минстрой России. 22.10.2024. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/139874/

7. Паспорт федерального проекта «Новый ритм строительства». Минстрой России. 01.02.2022 г. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/139873/

Экономическая эффективность и финансовые риски проектного финансирования в жилищном строительстве

DOI: 10.33917/mic-2.91.2020.23-28

В статье исследовано влияние изменения схемы финансирования жилищного строительства на экономическую эффективность, финансовые риски и сроки реализации проектов. Оценены факторы снижения экономической эффективности при переходе на проектное финансирование. Выявлено повышение финансовых рисков вследствие роста рыночных, инфляционных и кредитных рисков. Сделан вывод об уменьшении эффективности инвестиционных проектов, особенно на основе расчетов чистого дисконтированного дохода при реализации проектного финансирования в жилищном строительстве. Предложен ряд первоочередных мер, способствующих переходу на проектное финансирование жилищного строительства.

Источники: 

1. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

2. Официальный сайт ПАО Сбербанк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sberbank.ru/ru/legal/res (дата обращения: 25.01.2020).

3. Официальный сайт Центрального банка РФ. Информационно-аналитические материалы. Финансирование долевого строительства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/analytics/finansirovanie-dolevogo-stroitelstva/2019-12-02/ (дата обращения: 25.01.2020).

4. Минстрой России, ЦБ РФ, АО «ДОМ.РФ». Рекомендации в целях определения оптимальных процедур взаимодействия уполномоченных банков и застройщиков при переходе на проектное финансирование объектов долевого жилищного строительства с использованием счетов эскроу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minstroyrf.ru/docs/18195/ (дата обращения: 25.01.2020).

Жилищная политика и национальное проектирование: эскиз дорожной карты

DOI: 10.33917/es-8.166.2019.83-93

Одной из острых социальных проблем в России продолжает оставаться обеспечение нуждающихся россиян достойным жильем. Отсутствие возможностей у населения удовлетворить свои жилищные потребности препятствует полноценному развитию личности, снижает демографическую активность, что в итоге приводит к замедлению экономического роста страны. Противодействовать нарастающей негативной тенденции можно и нужно совершенствованием жилищной политики, положив в ее основу объединение усилий государства, науки и бизнеса путем активного внедрения современных организационных форм и инструментов управления. Системным решением накопившихся проблем может стать национальный проект «Жилье и городская среда». Его реализация требует развития современной концепции жилищного строительства, дополненной преимуществами, средствами и профессионализмом государственной и корпоративной систем управления на базе партнерских отношений, законодательно закрепленных как государственно-частное партнерство.

Источники:

1. «Регуляторная гильотина» оказалась не для всех [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 27 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4013526.

2. Нацпроектам не хватает песка и щебня [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2019. 7 мая. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3962486.

3. Водолазский С.В., Щукин Е.Ю. Государственно-частное партнерство как основа формирования кластеров [Электронный ресурс] // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/archive/39/4665/

 

Управление инвестиционной стоимостью земельных участков при жилищном строительстве на основе государственно-частного партнерства

Номер 3. Без пользы, или Невидимая угроза
Управление инвестиционной стоимостью земельных участков при жилищном строительстве на основе государственно-частного партнерства

В статье рассмотрен предмет исследований, ориентированный на изучение экономико-организационных отношений и процессов, связанных с управлением инвестиционной стоимостью земельных участков при жилой застройке территории на стадии лэнд-девелопмента на основе применения моделей государственно-частного партнерства. Актуальность данной проблематики обусловлена важностью решения такой проблемы, как увеличение объемов ввода жилья. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 2018 г. предусмотрены стратегические планы наращивания среднегодовых объемов ввода жилья с 80 млн до 120 млн м2. Это возможно только за счет применения экономического инструментария прогнозирования инвестиционной стоимости земельных участков и управления ею. Целью исследования является разработка концептуальных теоретико-методических и практических моделей оценки и управления инвестиционной стоимостью земельных участков на стадии земельного девелопмента применительно к жилищному строительству с приоритетом комплексного освоения территорий на основе оптимизации государственно-частного партнерства. В качестве методов исследования использовалась совокупность системных взаимосвязанных методических подходов, основанных на применении теории оценочной деятельности, экономико-математического моделирования, технико-экономического, логического анализа, а также теории рисков, экспертных оценок, ситуационного анализа и прогнозирования. В статье показана как авторская методика, так и полученные результаты, позволяющие осуществлять моделирование процессов управления инвестиционной стоимостью проектов комплексной жилой застройки территории для перевода ее из отрицательной величины в положительную. Такие управленческие решения рекомендуется реализовывать на основе многовариантных параметров государственно-частного партнерства применительно к выполнению технических условий, объемам участия в социальных объектах, транспортной и инженерной инфраструктуре строительства. Статья демонстрирует ценность выполненных исследований как с позиций развития теории и методологии в области теории оценки применительно к категории «инвестиционная стоимость», так и для научно-практического развития процессов государственно-частного партнерства в области управления увеличением объемов ввода жилья для корпоративного инвестиционного менеджмента и органов государственного и муниципального управления.