Качество банковских активов станет главным фактором доверия инвесторов

Номер 4 - ЦА. Заемная западня

Финансовый сектор Казахстана представлен полным набором финансовых организаций, существующих в мире, которые в состоянии оказать весь спектр финансовых услуг

Арман Дунаев
Качество банковских активов станет главным фактором доверия инвесторов

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №4-2007, стр. 74-79

В Казахстане эффективность и независимость системы консолидированного надзора финансового рынка обеспечивается Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которое было создано 1 января 2004 года. О стабильности финансового рынка, политике регулирования АФН и процедурах надзора – в интервью главному редактору журнала "Экономические стратегии" Александру Агееву и генеральному директору "ИНЭС – Центральная Азия" Ануару Байшуакову рассказал председатель АФН Арман Галиаскарович Дунаев.

Арман Галиаскарович, сегодня в Казахстане появились определенные опасения по поводу текущей стабильности финансового сектора. Как Вы считаете, в чем сейчас заключаются основные трудности для казахстанских банков? Ваш прогноз относительно дальнейшего развития ситуации?

Как показывает мировая практика, ни одна страна не застрахована от финансовых и иных кризисов. В то же время, я полагаю, сегодня правильнее говорить не о кризисе финансовой системы в целом, а скорее об определенных трудностях отдельных банков, которые они могут преодолеть самостоятельно. На сегодня есть проблемы рефинансирования текущих обязательств банков. Ситуация осложнилась, поскольку международные рынки капитала, которые составляли основу фондирования для большинства отечественных банков, сейчас для них фактически закрыты. Вероятно, банки увлеклись возможностями, открывшимися на мировых финансовых рынках, и взяли на себя слишком много обязательств. В предстоящий краткосрочный период инвесторы, принимая во внимание понижение рейтингов банков, могут финансировать их только по увеличенной стоимости. При этом надо понимать, что средства у банков есть, но они нужны банкам в первую очередь для того, чтобы расплатиться с будущими обязательствами перед внутренними и внешними кредиторами. В целом можно отметить, что во внешней среде сложилось более осторожное отношение к казахстанским банкам. Те времена, когда доверие к ним было безоговорочным, вероятно, уже прошли. По нашим оценкам, мировые рынки откроются не раньше, чем летом-осенью 00 года. Но и в этом случае отечественным банкам нужно будет сделать очень много, чтобы восстановить доверие инвесторов. Я имею в виду качественную перестройку работы. Теперь риск-менеджеры, рейтинговые агентства, инвесторы и, разумеется, регуляторы будут уделять самое пристальное внимание качеству отечественных банковских активов. Это станет хорошим уроком для банковской системы. Что касается прогнозов, то на предстоящий краткосрочный период можно с уверенностью предположить снижение темпов роста кредитного портфеля. Первостепенное значение будет уделяться качеству активов и кредитного портфеля. Банки будут вынуждены диверсифицировать свои ссудные портфели, переключаясь с высокодоходных проектов, связанных с недвижимостью, на более стабильные, такие как малый и средний бизнес, торговля, производственные сектора. Думаю, что в целом качество активов и ссудного портфеля станет определяющим. Раньше, в условиях доступного фондирования, в банковских активах значительную долю занимала недвижимость. Теперь сами банки будут переоценивать риски, связанные с данным сектором. В этих условиях прекращение финансирования определенных проектов в строительстве и сделок с недвижимостью – адекватная реакция со стороны банков. Важно понимать, что факт кредитования банками проектов в недвижимости обусловлен тем, что любой банк и его акционеры заинтересованы в получении максимальной прибыли. Соответственно менеджмент ориентирован на высокодоходные сектора, которые, с нашей точки зрения, являются рискованными. Хочу еще раз подчеркнуть, что в целом ситуация не является критической. На 1 октября 2007 года агрегированный показатель текущей ликвидности составлял 1,36 (при минимальной норме для отдельного банка 0,3), а показатель краткосрочной ликвидности – 0,99 (при норме 0,5). Налицо способность и возможность банков ответить по обязательствам.

Какие ключевые меры Агентство будет принимать в текущей ситуации?

Прежде всего необходимо отметить, что все ранее введенные нами ограничения, такие как требования к размеру внешних краткосрочных обязательств (введены с 01.07.06) и валютной позиции банков (введены с 01.09.06), сыграли свою позитивную роль, что в определенной мере позволит минимизировать потери отечественного банковского сектора в результате коррекции на мировых рынках. В начале текущего года были приняты меры, направленные на дополнительную капитализацию банков при увеличении внешних обязательств (введены коэффициенты капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами – к8 и к9). Иными словами, чем больше банк занимает денег за границей, тем больше должен быть размер его собственного капитала.

Вместе с тем позиция регулятора – сохранить взвешенную политику. Мы оставляем банкам "окно" для внешних заимствований, но только в исторических рамках: эта возможность дается исключительно для рефинансирования имеющихся обязательств, но не для наращивания новых долгов. В случае отсутствия адекватной реакции со стороны банков регуляторы будут вынуждены применять другие санкции, имеющие целью ограничение внешних займов.

Я считаю, что у банков есть целый спектр мер, с помощью которых можно минимизировать последствия имеющихся проблем. Например, я бы рекомендовал тем казахстанским банкам, которые доминировали на рынке недвижимости, не дожидаясь итогов года, начинать формировать как общие, так и специальные провизии по рискованным сегментам. Это станет позитивным сигналом для клиентов и инвесторов, свидетельствующим об уверенности банка.

Что касается других мер, направленных на обеспечение собственной финансовой стабильности, то это проведение жесткой консервативной политики по отношению к своим заемщикам, адекватная оценка собственных рисков и высокий уровень корпоративного управления. К тому же помимо внешних займов есть как минимум два других способа увеличения капитала банка: либо за счет средств акционеров, либо за счет реализации внешних активов.

Вообще, приобретение внешних активов и трансграничное кредитование составляют еще одну серьезную проблему для казахстанских банков, потому что эти активы и операции часто связаны с недвижимостью и девелоперской деятельностью за рубежом. А инвестиции в недвижимость за рубежом также связаны со значительными рисками – мы уже много наслышаны о рисках, которые несут mortgage-backed securities и кредиты класса subprime. Здесь необходимо отметить, что нами в Правилах классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них (№ 296), утвержденных постановлением Правления Агентства от 5 декабря 2006 года, установлена норма, в соответствии с которой кредит, имеющий обеспечение в виде товаров, недвижимого, движимого имущества, находящегося (зарегистрированного) за пределами Республики Казахстан, считается необеспеченным.

Вы упомянули о снижении темпов роста кредитования. Отразится ли это на экономике в целом? Будет ли государство замещать банки в этом смысле?

Безусловно, инвестиционная функция государства должна расти. В частности, должно многократно увеличиться значение Фонда "Казына". Государственные институты развития исторически не выступали как инвесторы в банковской системе, но их задача заключается не в том, чтобы помочь отдельным банкам, а в том, чтобы совместно с банками продолжить кредитование важных сегментов реального сектора экономики, а также реализацию инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики Казахстана, выполнение программы 30 корпоративных лидеров. Кроме того, банки ведь пользовались и внутренней базой фондирования (средства населения и пенсионных фондов). И с этой базой ничего не случилось, она сохранилась. Кстати, депозиты существенно не сократились, если и был зафиксирован отток депозитов, то только в отдельных банках. Поэтому денег в Казахстане много, и мелкие, и индивидуальные инвесторы с удовольствием приобрели бы акции банковского сектора, а это, кстати, дополнительный стимул для развития внутреннего фондового рынка. Ведь население пока ограничено в выборе инструментов – недвижимость, депозиты и отчасти инструменты коллективного инвестирования. Население будет инвестировать только в понятные инструменты, и это делает приоритетными вопросы корпоративного развития.

Какие шаги АФН намерено предпринять, например, для оценки финансовой стабильности и вообще мониторинга финансового рынка Казахстана?

Полагаю, что для мониторинга финансового рынка надлежит использовать механизмы ранней диагностики состояния поднадзорных субъектов, регулярно проводить широкое оповещение потребителей финансовых услуг. АФН предпринимает меры по сокращению потенциальных рисков начиная с 2005 года. Еще в конце 2004 года в целях обнаружения кризисных явлений и урегулирования системных рисков нами была утверждена Схема оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке. Структура этой схемы предусматривает показатели стабильности каждого из секторов финансового рынка (банковского, страхового, пенсионного и рынка ценных бумаг), а также комплекс оперативных (экстренных) шагов, которые могут быть предприняты органом регулирования и надзора при нарастании системных рисков. Согласно схеме, проводятся постоянная диагностика финансовой системы, мониторинг и оценка финансового и экономического состояния финансовых организаций. При выявлении проблемной ситуации определяется ее характер и степень риска возникновения системного кризиса. Рассматриваются пути решения проблемы, предполагающие проведение оздоровительных мероприятий с участием частного сектора или государства. В ходе разработки схемы для выявления индикаторов стабильности финансовых рынков и определения комплекса мер финансового оздоровления использованы рекомендации и документы Международного валютного фонда, Всемирного банка, Банка международных расчетов, Международной ассоциации страхового надзора, USAID, а также практика урегулирования финансовых кризисов, накопленная в странах, испытавших негативное влияние системных рисков. В настоящее время в большинстве стран мира проводится мониторинг финансовой стабильности на основе определенных индикаторов, отражающих состояние финансовой системы. В нашей стране выявление индикаторов финансовой стабильности также весьма актуально. В связи с возрастающей взаимозависимостью и опасностью взаимного "заражения" мировых финансовых рынков особый интерес представляет анализ предкризисных ситуаций, позволяющий своевременно отследить возможное наступление кризиса и предусмотреть меры выхода из него. В конце прошлого года Национальным банком Республики Казахстан совместно с Агентством впервые был подготовлен отчет о финансовой стабильности Казахстана и размещен на веб-сайте Национального банка. Данный отчет обеспечивает национальных экономических агентов, международных инвесторов, государственные надзорные и контролирующие органы и прочие организации информацией, необходимой для принятия стратегических решений. Следует также отметить, что основные индикаторы, отражающие состояние финансовой системы, с учетом проведенной работы по формированию отчета по финансовой стабильности, в настоящее время определены. На данном этапе Агентство совместно со Всемирным банком приступило к практическому применению данных индикаторов в оценке финансовой стабильности. Помимо этого вопросы укрепления стабильности финансовой системы будут рассматриваться в рамках соответствующего меморандума, подписанного Национальным банком, Агентством и Правительством РК.

Как Вы охарактеризуете сотрудничество АФН и банков второго уровня?

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" Агентством создан экспертный совет, в рамках которого все нормативные правовые акты, направленные на развитие финансового рынка и принимаемые Агентством, согласовываются с Ассоциацией финансистов Казахстана, представляющей интересы отечественных финансовых организаций. В настоящее время в Агентстве существует практика обсуждения с представителями финансовых организаций всех значимых вопросов, нацеленных на совершенствование финансового рынка. Можно сказать, что в данном направлении ведется активная работа, налажено тесное сотрудничество.

Достаточно ли национальный банковский сегмент защищен от интервенций иностранных финансовых сетей? Стоит ли, на Ваш взгляд, ужесточать законодательные нормы, чтобы ограничить присутствие зарубежных финансовых организаций?

На 1 октября 2007 года в Казахстане работают банка второго уровня, из которых 14 банков с иностранным участием, в том числе 10 дочерних (или 42% от всех банков, функционирующих в Казахстане), и 5 представительств банков-нерезидентов. Сегодня доля участия иностранного капитала в основном секторе финансового рынка – банковском – незначительна. Учитывая возрастающую глобализацию и перспективу вхождения Казахстана в ВТО, думаю, что в Казахстане процессы поглощения, в том числе иностранными компаниями, отечественных финансовых организаций будут иметь широкое распространение. Иностранные инвестиции, помимо экономического эффекта, в определенных случаях могут нести и риск ослабления национальной безопасности. Поэтому они имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить применительно к сектору финансовых услуг, то, с одной стороны, это приход новых технологий и продуктов, повышение уровня конкуренции, а значит, и качества финансовых услуг, и многое другое, а с другой – это уход капитала за границу (например, через каналы перестрахования, трансграничное кредитование и пр.), рост уязвимости отечественного рынка и другие дестабилизирующие факторы. В целях защиты финансового рынка мы намерены поэтапно открывать доступ на него нерезидентам. В частности, предусматривается введение переходного периода для открытия филиалов банков и страховых организаций, осуществления ряда финансовых услуг, например трансграничных поставок и потребления за рубежом (страхование рисков в сфере международных морских и воздушных перевозок, космическое страхование и пр.). Кроме того, будут введены такие дополнительные требования, как депозит в Национальном банке Республики Казахстан для филиалов иностранных банков и страховых организаций; минимальный размер депозита, который может принять филиал иностранного банка; минимальный размер совокупных активов иностранного родительского банка и страховой организации и др. В настоящее время в законодательстве Казахстана, регулирующем финансовый рынок, существует ряд преград для иностранного участия в его работе. В частности, нерезидент Республики Казахстан для приобретения статуса крупного участника финансовой организации и открытия дочерней финансовой организации должен обладать соответствующим рейтингом рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается Агентством. Кроме того, между государственным надзорным органом страны происхождения претендента и Агентством должно быть заключено соглашение об обмене соответствующей информацией. Юридические лица – претенденты не должны быть зарегистрированы в офшорных зонах, перечень которых также устанавливается Агентством. Существуют ограничения по доле уставного капитала, составу совета директоров и работников для пенсионных фондов с участием иностранного капитала. Необходимо отметить, что помимо вышеперечисленных законодательных ограничений есть и другие инструменты минимизации рисков, связанных с иностранными инвестициями. Чрезмерное участие иностранного капитала может привести к росту чувствительности рынка к внешней конъюнктуре и инвестиционным предпочтениям инвестора. Вместе с тем у Национального банка республики имеются рычаги (в части ограничения по вывозу капитала) на случай возможного одновременного вывода иностранного капитала из финансовых организаций Казахстана.

Считаете ли Вы финансовую систему Казахстана полноценной?

В целом сегодня финансовый сектор Казахстана представлен полным набором финансовых организаций, существующих в мире, которые в состоянии оказать весь спектр финансовых услуг. Финансовые продукты совершенствуются, усложняются, по мере их развития может измениться структура финансового рынка. В перспективе возможно усиление влияния фондового и страхового рынков на фоне умеренного роста банковского сектора.

И последний вопрос, традиционный для "ЭС": Ваши принципы управления?

Мне кажется, управление любой организацией должно быть основано на базовых и абсолютно необходимых принципах: это честность и взаимодоверие. Наше Агентство часто оказывается под огнем критики, но я считаю это очень полезным. Открытость для объективной критики – это третий важный принцип управления.

Следить за новостями ИНЭС: