Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «Северный морской путь»


Развитие и экологическая безопасность территорий Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.59-71

В статье рассмотрены основные направления создания новой и совершенствования существующей инфраструктуры на территориях Арктической зоны Российской Федерации, обеспечивающих круглогодичное функционирование Северного морского пути как перспективной международной морской магистрали. Проанализированы строящиеся на побережье морей Северного ледовитого океана заводы по производству сжиженного природного газа, порты, железные дороги, позволяющие увеличить объемы морских перевозок, суда ледокольного флота, обеспечивающие повышение скорости доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.   Кроме того, приведены факторы, позволяющие улучшить условия и качество жизни населения регионов исследуемой территории, к которым относятся объекты, улучшающие энергоснабжение. Проводится анализ основополагающих документов развития Арктической зоны, утвержденных Президентом и Правительством Российской Федерации. Представлена динамика основных показателей из ежегодной государственной статистической отчетности, которые характеризуют изменение уровня загрязнения атмосферы и поверхностных водных объектов и определяют уровень экологической безопасности исследуемых территорий Арктической зоны РФ.

Источники:

1. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73606526/?ysclid=leipxu0360530940135

2. О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645. URL:  https://base.garant.ru/74810556/?ysclid=leiptmnf9732603907

Проблемы развития Северного морского пути и его инфраструктуры в условиях спада экономической активности

DOI: 10.33917/mic-6.101.2021.69-77

В статье отмечается, что развитие Северного морского пути и прилегающих к нему территорий Арктической зоны Российской Федерации является необходимым условием повышения конкурентоспосбности национальной экономики в долгосрочной перспективе, позволяя использовать природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот. Выявляются негативные экономические тренды, ставшие следствием спада экономической активности, вследствие эпидемии коронавирусной инфекции, которые существенным образом влияют на результативность реализуемых инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых в Арктической зоне. Предлагается уточнить и скорректировать существующие прогнозы перевозки грузов по Северному морскому пути, обеспечить максимально эффективное использование ресурсов федерального бюджета на развитие его инфраструктуры. Используя методы сравнительного анализа и системного подхода, авторы делают выводы о том, что в условиях спада экономической активности объем перевозки грузов частными компаниями по Северному морскому пути к 2024 г. будет находиться в диапазоне 47-50 млн тонн, а ряд намеченных проектов в сфере добычи полезных ископаемых реализованы не будут. Даются рекомендации по корректировке существующих планов по развитию инфраструктуры Северного морского пути (включая строительство атомных ледоколов) с целью более эффективного использования средств федерального бюджета.

Источники:

1. Abramov A., Zagorodnikov M., Smirnov A. Management of Innovative Projects In The Arctic Zone. Modern Tools for Sustainable Development of Territories. Special Topic. Project Management in the Regions of Russia Retrieved from. 2019. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.125

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.

На пике арктического вектора

Номер 1. Смена гегемона
На пике арктического вектора

Проблемы Севера связаны прежде всего с условиями проживания людей, экологией, экономикой. Ощутимы сегодня и последствия принятого руководством страны еще в середине 1990-х гг. решения о сворачивании производства на этих территориях. Тогда закрылись золотодобывающие предприятия, был расформирован Северный морской путь, упразднены и многие социальные организации. Но даже несмотря на все эти трудности, люди из привычных мест проживания не ушли, оставшись верными своим корням и традициям. О проблемах Арктики и Крайнего Севера, о том, как забытые территории Крайнего Севера обретают «второе дыхание», зачем сотрудничать с Аляской и каким образом можно значительно сократить путь из АТР в Европу рассказал Глава Республики Саха (Якутия) Егор Афанасьевич Борисов в интервью журналу «ЭС».

Территория будущего

Номер 1. Смена гегемона
Территория будущего

Природный ресурсный и транзитный потенциал Дальнего Востока предоставляет России широкие возможности стать в перспективе одним из лидеров глобальной экономики, а уже сегодня — активным участником динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона. На огромной дальневосточной территории, превышающей площадь всей Европы, сосредоточены богатейшие ресурсы, с освоением и использованием которых связаны планы долгосрочного экономического роста и процветания страны, улучшения жизни граждан России. Об особенностях стратегии развития региона, о приоритете сохранения его трудового потенциала в интервью парламентскому обозревателю журнала «ЭС» Валентине Никольской рассказал председатель Комитета Государственной думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Михайлович Харитонов.

Стратегические тенденции 2012 года. Время красить танки

Номер 2. Ледниковый период

Эксперты Института экономических стратегий по сложившейся традиции определили главные стратегические тенденции минувшего 2012 года по девяти факторам «Стратегической матрицы»: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, наука и образование, культура и религия, вооруженные силы, внешняя политика.