Удастся ли бороться на равных?

Номер 2. (С)Бой часов

Член комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев уверен, что одной из главных задач продолжает оставаться повышение вложений в страховой сектор. «К сожалению, деньги от страховых компаний утекают по «серым» каналам. Необходимо искать новые инструменты для инвестирования страховых резервов».

Владимир ТАРАЧЕВ
Удастся ли бороться на равных?

"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 66-67

Член комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, доктор экономических наук, профессор, Владимир Александрович Тарачев принимал участие в разработке более 50 проектов законов в области страхового, банковского и финансового законодательства. Журнал "Экономические стратегии" поинтересовался его мнением по поводу развития отечественного страхового сектора.


Владимир Александрович, как, на Ваш взгляд, развивается российское страховое законодательство?

С точки зрения законодателя могу сказать, что дела у страховщиков идут просто замечательно. Если вспомнить вал отраслевых законов и законопроектов, можно утверждать, что страхование сегодня в моде. Иногда правительство просто не успевает готовить необходимые подзаконные акты.

Охарактеризуйте, пожалуйста, состояние отечественного страхового сектора?

За прошедшие годы наблюдался многократный рост этого сектора, но мы так и не смогли существенно увеличить его долю в ВВП. А ведь в развитых экономиках этот показатель переваливает за десяток процентов. Значит, нам еще расти и расти.

По-прежнему актуальным является дальнейшее совершенствование страховой культуры населения и бизнеса. Страховщики должны активнее участвовать в пенсионной реформе, всемерно развивать личное страхование. Конечно же, одной из главных задач продолжает оставаться повышение вложений в страховой сектор. Надо создать условия для стимулирования инвестиций самими страховщиками. К сожалению, государственный надзор придерживается в этой части консервативных позиций. В результате деньги от страховых компаний утекают по "серым" каналам. Через перестрахование – за рубеж, через общества взаимного страхования – в никуда. Хорошо известны схемы по обналичиванию и минимизации налогов. Поэтому я не могу согласиться с утверждением, что главным итогом работы страхового рынка является рост страховых платежей. Этого, к сожалению, недостаточно. Не менее важно знать, куда уходят или куда вкладываются собранные страховые резервы. Необходимо искать новые инструменты для их инвестирования. Нельзя сохранить страховые резервы и развивать страхование жизни, если вы можете вкладывать лишь в государственные облигации с доходностью заведомо ниже инфляции. Рынку нужны новые финансовые инструменты – ипотечные ценные бумаги, корпоративные облигации, активная инвестиционная политика.

А если говорить об обязательных видах страхования?

Обязательное страхование является важным фактором, обеспечивающим привлекательность страхового сектора. Введение массовых видов обязательного страхования призвано гарантировать защиту населения от наиболее распространенных рисков. Но помимо собственно защитной функции они играют существенную структурную роль на складывающемся рынке массового страхования в России.

Благодаря закону об ОСАГО уже сегодня выросла привлекательность инвестиций в развитие рынка массового страхования. Это способствует интеграции российских финансовых институтов, ранее действовавших в различных сегментах рынка. Уверен, что объединение под одной крышей страховщиков и профессиональных управляющих приведет к значительному повышению эффективности инвестирования страховых резервов, что в перспективе позволит во все большей степени ориентироваться на национальных инвесторов.

Насколько это важно для страховой отрасли?

Это принципиальный вопрос. Ориентация на национальных инвесторов даст возможность, во-первых, сократить отток российского капитала за рубеж и повысить капитализацию экономики страны, во-вторых, обеспечить преимущественное инвестирование страховых резервов, а также прибыли от страхового бизнеса в российскую экономику, в-третьих, предотвратить доминирование транснациональных страховых корпораций на российском рынке, в-четвертых, обеспечить доступность страховых услуг для всех групп населения, в том числе для тех, у кого небольшие доходы. И, конечно, это повысит устойчивость российской финансовой системы к колебаниям конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Вы упомянули об опасности доминирования иностранных страховых корпораций. Что Вы думаете по поводу поправки к новой редакции закона "Об организации страхового дела в РФ", предусматривающей расширение для иностранцев доступа на российский страховой рынок?

В связи с ее принятием у отечественного страхового рынка остается мало шансов на успешное развитие. Неважно, что доля зарубежных страховщиков на российском рынке сейчас невысока. Может прийти одна или две компании с уставным капиталом, равным чуть ли не сумме всех капиталов российских страховщиков, и сразу захватить весь рынок. Уже сегодня ясно, что страхование жизни придется уступить иностранцам, так как, по традиции, население с большим доверием относится к западным брендам. Здесь есть еще одна проблема. По моему глубокому убеждению, массовая экспансия зарубежных страховых компаний может потеснить и российский банковский сектор, взяв на себя значительную часть функций по инвестированию.

Вы затронули проблему уставного капитала, минимальный размер которого должен увеличиться.

Я бы назвал это нововведение попыткой административного давления, нацеленного на вытеснение с рынка очевидных аутсайдеров. В случае массового наплыва иностранцев на наш рынок российским страховщикам волей-неволей придется увеличивать размеры капитала, если, конечно, они намерены бороться на равных.

Следить за новостями ИНЭС: