Рейтинги

Номер 1.

В рамках программы «Действующие лица века» специалисты Института экономических стратегий разработали модель взвешенной оценки экономического развития России, которая послужила основой для определения лауреатов по пяти категориям: «Управленец», «Компания», «Экономист», «Государственный деятель», «Экономический прорыв». Начиная с 2001 года, журнал «экономические стратегии» в форме рейтингов будет вести постоянный мониторинг потенциальных номинантов по всем пяти категориям. 

Рейтинговый центр ИНЭС
Рейтинги

"Экономические стратегии", 2001, №1, стр. 22-31.

В рамках экономики основой основ благосостояния выступает, при всем бесспорном значении макро- и мезоуровней, все-таки микроуровень. Экономические блага создаются на микроуровне и зависят от способности физических и юридических лиц эффективно производить товары и услуги, продавать их потребителю, что, в свою очередь, создает ориентиры для объема и структуры производства товаров и услуг. Круг замыкается. Государственные институты могут поддерживать или подавлять экономический рост посредством целенаправленной политики и улучшения/ухудшения общего состояния бизнес-среды.

Взаимосвязь макро- и микроаспектов экономических достижений давно известна. Одну из самых популярных прикладных моделей экономического развития предложил в книге "Международная конкурентоспособность стран" профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (схема 1). Ромб экономического развития описывает взаимосвязь стратегии фирм, их структуры и конкуренции; параметров спроса; смежных отраслей; качества бизнес-среды. Влияние же правительства, согласно Портеру, проявляется через качество бизнес-среды и государственные закупки. Филип Котлер, которого в России хорошо знают как автора учебника по корпоративному маркетингу, в другой своей менее известной книге "Маркетинг стран" подчеркивает, что рост благосостояния страны является результатом партнерских отношений между корпорациями и правительством, проявляющихся через инвестиционную, промышленную, внешнеторговую, макроэкономическую, инфраструктурную и институциональную политику (схема 2). Рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума в Давосе принимает в расчет наряду с политическим, законодательным, макроэкономическим контекстом также и качество корпоративного управления компаниями, базирующимися в той или иной стране (схема 3).

Схема 1. Ромб факторов международного конкурентного преимущества стран (Майкл Портер)

Схема 2. Партнерство между правительством и бизнесом (Филип Котлер)

Схема 3. Модель развития международной конкурентоспособности
(Давосский Всемирный экономический форум)

В рамках программы "Действующие лица века: Номинации ИНЭС/ЭC" специалисты Института экономических стратегий разработали модель взвешенной оценки экономического развития России (схема 4), которая послужила основой для определения лауреатов по пяти категориям: "Управленец", "Компания", "Экономист", "Государственный деятель", "Экономический прорыв". Опыт проведения "Номинаций ИНЭС/ЭС" в 2000 году и отзывы, полученные в адрес этого проекта, подтвердили продуктивность данной модели.

Схема 4. Модель «Действующие лица в экономическом развитии» (ИНЭС)

Начиная с 2001 года для обеспечения непрерывности осуществления "Номинаций ИНЭС/ЭС" журнал "Экономические стратегии" в форме рейтингов будет вести постоянный мониторинг потенциальных номинантов по всем пяти категориям, выбор которых не случаен. Здесь отражены составные части единого динамичного целого: "Экономист" – "Управленец" – "Государственный деятель" – "Компания", в единстве стремящиеся к экономическому прорыву. Своего рода команда единомышленников нового века. В этом, наверное, основная цель программы: понять, что мы в одной команде и почему.

Основное отличие модели экономического развития, разработанной в ИНЭС, в том, что во главу угла ставится качество управленческой деятельности. В модель ИНЭС включен параметр "Экономист", характеризующий насущную необходимость для России повышать качество разработок в области экономики и обмениваться управленческим know-how.

"Управленец" и "Компания"

До сих пор продолжаются споры о роли индивида в экономическом развитии. Одни говорят, что нововведения и экономические прорывы предопределяются процессом взаимодействия большого числа людей и организаций: успех сильнейшим образом зависит от непрерывно приспосабливающихся человеческих и организационных сетей. С другой стороны, Игорь Курчатов, Сергей Королев, Иван Лихачев, Генри Форд, Билл Гейтс, Коносукэ Мацусита и многие-многие другие сыграли решающую роль в развитии не только своих организаций, но и целых отраслей промышленности. Именно поэтому в программе "Действующие лица века: Номинации ИНЭС/ЭС" для оценки как индивидуального, так и коллективного вклада в повышение уровня корпоративного управления, присутствуют две категории: "Управленец" и "Компания".

В категории "Управленец" позиции определяются, исходя из качественной оценки динамики роста и объема продаж возглавляемого руководителем предприятия; выбора направлений и областей роста предприятия; осуществления научно-технических, социальных и управленческих нововведений; реализации инвестиционных проектов; оценки эффективности деятельности предприятия и динамики его развития по сравнению со стратегическими целями и задачами; формирования эффективной команды высших управляющих; применения адекватных способов мотивирования работы персонала; развития предпринимательского духа; создания организационной культуры, благоприятствующей творчеству и новаторству, а также поощрения самосовершенствования и самореализации сотрудников предприятия и обеспечения необходимых для этого условий.

Позиции в рейтинге по категории "Компания" определяются, в первую очередь, количественными показателями хозяйственной деятельности предприятия: темпами развития компании; ростом производительности труда; динамикой уплаты налогов и создания рабочих мест, а также укреплением конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, осуществленнием крупных, социально значимых проектов.

Рейтинги по категориям "Управленец" и "Компания" публикуются в каждом номере журнала "Экономические стратегии". При этом занимающие первые 30 позиций в "ЭС-Лето" (N 4) являются кандидатами в финалисты, а первые 15 в "ЭС-Осень" (N 5) – в лауреаты проекта "Действующие лица".

Известно, что многие великие дела вершатся в тишине, важные решения принимаются в залах заседаний советов директоров, кабинетах членов правления или, по русской традиции, в банях – и так и не дойдут до широкой общественности. Однако все же, если решение было стратегически продумано, то оно обязательно отразится на темпах роста продаж и прибылей. Поэтому позиции в рейтингах определяются как качественными, так и количественными показателями.

"Экономист"

Сегодня Россия конкурентоспособна в основном за счет своих природных ресурсов и низкой заработной платы. Стратегическая задача России – сохраняя преимущества энергетических и сырьевых секторов, повысить долю экспортной продукции с высокой добавочной стоимостью. Однако чем выше этот показатель, тем жестче конкуренция и тем актуальнее совершенствование корпоративного управления. Именно поэтому, в отличие от многих моделей национального развития, модель Института экономических стратегий включает в себя категорию "Экономист" как отражение качества управленческих и экономических идей, их распространения в обществе. В категории "Экономист" позиции определяются в зависимости от уровня теоретических разработок и прогнозов в области корпоративного управления и экономической политики, консультирования государственных деятелей и лидеров бизнеса, публикаций, которые указали обществу на актуальные проблемы, обосновали пути их решения, вызвали общественную дискуссию. Рейтинг "Экономист" публикуется в "ЭС-Весна/Лето" ("ЭС" N 3) и "ЭС-Осень/Зима" ("ЭС" N 6) ("Экономист года"). В рамках этой категории будет также составляться рейтинг бизнес-школ как центров подготовки экономических и управленческих кадров. В подкатегории "Бизнес-школа" позиции определяются исходя из качества преподавательского состава и успешности выпускников. Рейтинг "Бизнес-школа" публикуется в "ЭС-Осень/Зима" (N 6).

"Государственный деятель"

В категории "Государственный деятель" лауреаты определяются в соответствии с достижениями в укреплении политической стабильности как основного фактора совершенствования бизнес-среды, повышении инвестиционной привлекательности России, улучшении законодательства, социальной политики, качества общественных услуг, в регулировании отраслей экономики и макроэкономическом управлении. Так как работа государственных деятелей рассчитана на перспективу и ее результаты проявляются не сразу, то эта категория не имеет рейтингового сопровождения. Лауреаты в номинации "Государственный деятель года" определяются ежегодно в декабре.

"Экономический прорыв"

В категории "Экономический прорыв" основным критерием является факт выдающихся достижений в хозяйственной деятельности: нововведения, выход на новые рынки, коммерциализация НИОКР, развитие высокотехнологических производств, экспортные операции и тому подобное. Рейтинг "Экономический прорыв" публикуется в "ЭС-Весна" (N 2), "ЭС-Лето" (N 4), "ЭС-Осень/Зима" (N 6 – лауреаты).

В России уже существует множество рейтингов управленцев и компаний, которые используют всевозможные критерии: физические и финансовые показатели, мнения экспертов, опросы населения и так далее. Отличительной же чертой рейтингов ИНЭС/ЭС является использование в качестве основного критерия уровня и качества стратегического управления.

Стратегическое управление – это неустанное стремление организации привести свои цели в соответствие с (1) перспективами, открывающимися в бизнес-среде и (2) собственными возможностями. В основе стратегического управления лежит творческое начало, умение адаптироваться и постоянно учиться, нацеленные на достижение конкурентного преимущества, что графически изображается энниаграммой (схема 5), предложенной членом редакционного совета нашего журнала, британским профессором Робином Мэтьюзом (более подробно см.: Мэтьюз Р. Разумная стратегия // Экономические стратегии. – N 5. – 2000).

Схема 5. Энниаграмма стратегического управления

Позиции в рейтингах "Управленец" и "Компания" зависят от стратегических решений, нацеленных на достижение долгосрочной конкурентоспособности путем эффективного управления организациями и через формирование бизнес-среды. Стратегическое управление просматривается наблюдателями через те или иные узлы энниаграммы.

В этом номере мы публикуем в алфавитном порядке по 30 лидеров рейтингов "Управленец" и "Компания", отобранных Экспертным советом проекта "Действующие лица". Это стартовый состав рейтингов, но имеющиеся ранжировки мы пока оставляем за кадром. Также приводится ряд наблюдений о событиях в российском деловом мире в декабре 2000 – январе 2001 года через призму энниаграммы. В следующем номере журнала мы опубликуем проранжированный на начало весны список управленцев и компаний.

Целеполагание
Определение четких целей развития организации является этапом управления, который оказывает колоссальное влияние на все другие узлы энниаграммы. Ошибочные действия, допущенные в определении целей развития организации, будут приумножены на других этапах, что может поставить организацию на грань банкротства. С другой стороны, постановка четких и правильных целей, помогающих перейти от общей формулировки миссии организации к конкретным планам работы, является основой успеха любой организации. Примером сильного целеполагания может стать программа холдинга "НПК" по строительству на заводе "Северная верфь" 10 сухогрузов класса "река-море" для Северо-Западного пароходства. Оба предприятия входят в холдинг. Поставив цели, "НПК" предпринимает серьезные шаги по реализации этого проекта, поддержку которому высказал Патриарх Алексий II, премьер Касьянов и потенциальные клиенты (узел "бизнес-среда"). Необходимы также: обеспечение финансирования в объеме 50 миллионов долларов ("финансы"), изменение механизмов работы "Северной верфи" ("адаптация"), закупка необходимого оборудования и сырья ("ресурсы") и так далее.

Ресурсы
Категория "ресурсы" обозначает цепочку создания дополнительной стоимости, в которую входят закупки, производство, маркетинг, распространение, а также ресурсы организации (человеческий, физический и финансовый потенциал). От того, какими ресурсами владеет компания и как они используются, зависит ее операционная эффективность и возможность выполнения тех или иных контрактов. Так, в середине декабря 2000 года группа "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ), руководимая Кахой Бендукидзе, уступила "СеверСтали" контрольный пакет акций "Ижорского трубного завода" (ИТЗ). Сегодня ИТЗ – это еще не достроенные корпуса без станочного оборудования, но покупка завода "СеверСталью" вполне закономерна. "СеверСталь" уже приобрела у ОМЗ "Стан-5000", способный после переналадки производить заготовки для труб большого диаметра. Приобретя станки для сварки листа, "СеверСталь" через полгода сможет продавать "Газпрому" трубы большого диаметра для магистральных газопроводов, закупаемые сегодня за границей. Партнерами и инвесторами "СеверСтали" в этом проекте будут выступать немецкие компании Europipe и Griff. Видимо, все это и сыграло решающую роль при подписании "СеверСталью" и "Газпромом" контракта на поставку уже в 2001 году 200 тысяч тонн труб большого диаметра.

Сети (соединение ресурсов)
Соединение ресурсов в сети происходит как на организационном, так и на межфирменном уровне. Примерами сетевого подхода к корпоративному строительству стали "АВТОВАЗ" и РАО "ЕЭС России". "АВТОВАЗ" продал контрольный пакет акций АО "АВТОВАЗагрегат", выпускающему более 450 наименований автомобильных узлов и деталей. Ранее руководители ВАЗа заявляли о планах продажи дочерних предприятий, не приносящих прибыли заводу. "Нестандартную" ситуацию также инициировало РАО "ЕЭС России". Энергохолдинг приобретает у "РОСНО" страховую компанию "Лидер", с которой будут заключаться договоры страхования рисков РАО (объем страховых платежей оценивается в 120 миллионов долларов в год). Однако "РОСНО" будет управляющей компанией свой бывшей "дочки", поскольку менеджеры РАО не занимаются страховым бизнесом.

Финансы
Финансирование проектов – один из главных элементов стратегии. Доступность и стоимость финансового капитала частично определяют планы развития организации и их прибыльность. Многие российские нефтяные компании продемонстрировали примеры стратегического управления финансами, начав переход на "единую акцию", что значительно повысит их инвестиционную привлекательность. Так, "ЮКОС" 1 января 2001 года завершил обмен акций холдинга на акции всех нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых "дочек" компании. Оставшиеся не обмененными акции в основном распределены мелкими пакетами среди лиц, не принимающих участия в корпоративной деятельности дочерних компаний. Новой "голубой фишкой" также стремится стать ОАО "Тюменская нефтяная компания" (ТНК), начавшая свою программу перехода на "единую акцию". Ее первый этап предусматривает передачу активов добывающих "дочек" ТНК в собственность материнской компании путем обмена акций, после чего добывающие предприятия ТНК перестанут существовать как самостоятельные юридические лица, а на их базе будут созданы филиалы.

Бизнес-среда
Бизнес-среда – это мир, в котором работает компания. Она состоит из таких элементов, как конкуренты, потребители, поставщики, инвесторы, правительство и так далее. Активное и эффективное воздействие на бизнес-среду является безусловным признаком стратегического управления. Сегодня перемены, происходящие в бизнес-среде, постоянно набирают ход, что ставит перед руководством организаций новые, все более сложные задачи. Примерами эффективного влияния на среду в рассматриваемый период являются действия компании "ЛУКОЙЛ", а также Минатома России.

В конце 2000 года "ЛУКОЙЛ" подписал соглашение с компанией Getty, предусматривающее поэтапное приобретение акций автозаправочной сети в США на общую сумму 71 миллион долларов. Приобретя Getty, "ЛУКОЙЛ" окажется собственником почти 1300 АЗС, около 400 мини-маркетов, 10 нефтебаз и полного автопарка бензовозов. Для "ЛУКОЙЛа" сделка по покупке Getty является имиджевой: на 2001 год компания запланировала продажу 6% своих акций на рынке США. Скорее всего, американский инвестор смелее будет вкладываться в акции уже известной компании. Этим ходом "ЛУКОЙЛ" показал себя сильным игроком мирового класса.
Атомная энергетика в 2001 году – первая и пока единственная отрасль российской экономики, которая превысила уровень производства времен СССР, что было отмечено в поздравительной телеграмме премьер-министра Михаила Касьянова на имя министра Евгения Адамова. Также удачным ходом по управлению бизнес-средой стало начало осуществления Министерством РФ по атомной энергии отраслевой программы ипотечного кредитования. На финансирование этой программы предполагается направить 3,5 миллиарда долларов из 20 миллиардов долларов, которые будут получены от импорта в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Это, несомненно, поможет Министерству получить легитимную поддержку проекта ввоза ОЯТ, тем более что в декабре депутаты Госдумы уже одобрили в первом чтении соответствующие изменения в законодательстве.

Альтернативные варианты стратегии
Этот узел энниаграммы отражает способность руководства организации рассматривать максимально широкий спектр вариантов решений тех или иных задач и выбирать оптимальное. Особое значение здесь имеет взаимосвязь между состоянием бизнес-среды, открывающимися возможностями и возможностями организации. Так, джобберы Тюменской нефтяной компании (владельцы автозаправочных комплексов, работающие под торговой маркой ТНК) объявили об отказе от старой схемы взаимодействия с компанией и создании джобберской ассоциации, которая будет представлять их интересы в отношениях с руководством ТНК. Подобная организация поможет джобберам быстрее решать технические вопросы. ТНК, в свою очередь, будет легче контролировать количество и качество реализуемых нефтепродуктов.

Адаптация
Адаптация характеризует способность организации корректировать принятую стратегию. Во многих отраслях бушуют ценовые войны. Компании реализуют продукцию ниже переменной стоимости, что означает большие убытки по мере роста продаж. А выход из ценовой войны чреват потерей рынка. Однако "Вымпелком" показал, что решить проблему можно. В конце 2000 года первый вице-президент компании Николай Прянишников публично заявил, что дальнейшего радикального снижения цен на услуги сотовой связи не будет, иначе абоненты станут просто постоянно менять в своих телефонах SIM-карты. Таким образом "Вымпелком" предложил МТС и МСС перемирие, но пригрозил вновь начать боевые действия, если и конкуренты не прекратят снижать цены.

Выбор стратегии
Выбор стратегии является результатом анализа альтернатив, сопоставления целей и сценариев. Хорошим примером может служить созданный в начале декабря 2000 года первый в России авиаальянс "Домодедовских авиалиний", "Красноярский авиалиний", "Челябинского авиапредприятия" и авиакомпании "Авиаэкспресскруиз". Вряд ли кто-либо из них мог конкурировать в одиночку с "Аэрофлотом", поэтому объединение в альянс стало для них реальным механизмом конкурентной борьбы. Компании надеются, что сообща они смогут выстоять против агрессивной наступательной стратегии "Аэрофлота", который, по их заявлениям, идет на планово-убыточные перевозки. Еще одна причина: с 2003 года начнется обвальное списывание воздушных судов, а авиакомпании не могут купить в одиночку новые Ил-96 или Tу-204.

Реализация стратегии
Многие стратегии, разрабатываемые в корпоративных отделах, не выдерживают проверки практикой, потому что они создавались без учета человеческого фактора, состояния бизнес-среды или финансовых рынков. Примером эффективной реализации стратегии стала программа реструктуризации "Горьковского автомобильного завода", осуществляемая "Сибирским алюминием". Новое руководство ГАЗа предприняло сразу три антикризисных маневра: заключило с поставщиками краткосрочные соглашения о реструктуризации долгов, снизило отпускные цены на автомобили на 25% и временно в 6 раз сократило производство автомобилей "Волга". Все эти меры призваны создать новую систему сбыта, в основе которой – полный отказ от вексельных расчетов и бартера. Таким образом ГАЗ перекрыл каналы, по которым на рынок попадали дешевые "Волги". ГАЗ на неделю остановил сборочный конвейер из-за нехватки комплектующих, в первую очередь, двигателей с "Заволжского моторного завода" (ЗМЗ). Чтобы возобновить работу ГАЗа, "Сибал" выступил гарантом погашения долга автозавода перед ЗМЗ, составляющего почти 10 миллионов долларов. Президент "Сибал" Олег Дерипаска также заявил о необходимости реформировать сбытовую сеть ГАЗа и пересмотреть роль 12 генеральных дилеров компании. Нового собственника не устраивает, что сегодня дилеры фактически управляют ГАЗом, а не наоборот, и существенная часть прибыли оседает не на счетах завода, а на счетах торгово-сбытовых компаний.

Если у новой команды хватит решимости довести до конца начатые перемены, то это будет не только удавшийся, но и весьма поучительный опыт реализации стратегий.

Итак, мы бросили взгляд на несколько мгновений из жизни действующих лиц российской экономики сквозь призму энниаграммы стратегического управления. Мы не стремились создать энциклопедическое панно или летопись. Нас интересуют те моменты из управленческой практики, которые несут в себе стратегическое начало. Из множества разрозненных событий мы попытаемся составить взвешенное суждение о росте потенциала стратегического управления в нашей стране. Дальнейший мониторинг и динамика рейтинга покажут эволюцию стратегических замыслов, их конвертацию в реальность.

Что будет завтра
У большинства руководителей в кабинете обязательно есть постоянно увеличивающаяся стопка отчетов консультантов, планов развития, брошюр, журналов, книг под рубрикой "К обязательному прочтению". Цель программы "Действующие лица" не в том, чтобы журнал "Экономические стратегии" стал частью этой стопки, а в том, чтобы помочь лидерам уменьшить ее.


Дорогие читатели!
Предлагаем Вашему вниманию первый выпуск рейтингов ИНЭС/ЭС по категориям "Управленец" и "Компания", составленный с учетом итогов проекта "Действующие лица-2000" (см.: таблицы 1 и 2). 30 лидеров представлены в алфавитном порядке.
Рейтинги формируются на основе заключений Экспертного совета проекта "Действующие лица". Источники информации: информационно-аналитические материалы ИНЭС, данные СМИ, пресс-релизы и финансовые отчеты компаний, отраслевые обзоры и так далее. Но для нас имеет большое значение и мнение читателей, поэтому приглашаем Вас к участию в данном проекте ИНЭС/ЭС: высказывайте свою точку зрения по указанным позициям, вносите предложения по включению в наш рейтинг наиболее эффективно, на Ваш взгляд, работающих управленцев и компаний. Ваш выбор важен для нас.

Надеемся также, что Вы поделитесь с журналом "Экономические стратегии" позитивным опытом из собственной практики. Наиболее интересные примеры эффективных стратегических решений будут размещены на сайте Института экономических стратегий или опубликованы в журнале "Экономические стратегии".


Таблица 1. Действующие лица: рейтинги компаний

Таблица 2. Действующие лица: рейтинги управленцев

Следить за новостями ИНЭС: