Обреченные на успех

Номер 4. Ученье — свет?

Рейтинг наиболее стратегичных образовательных учреждений России

Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института
экономических стратегий при участии А.М. Пасечника.
Обреченные на успех

"Экономические стратегии", №4-2007, стр. 84-89

Официальным спонсором спецвыпуска по бизнес-образованию выступил Государственный университет управления – один из крупнейших государственных вузов России, специализирующийся на подготовке управленческих кадров.

Редакция журнала "Экономические стратегии" благодарит руководство университета за оказанную экспертную поддержку и помощь в подготовке материалов и выражает признательность руководству компании Begin Group за содействие в информационном освещении проекта.

Гению простительно не знать тысячу вещей, известных всякому школьнику, ибо богатство гения составляет не приобретенный памятью запас знаний, но то, что он извлекает из себя самого, из собственных чувств.
Готхольд Эфраим Лессинг, немецкий философ-просветитель.

Принято считать, что история "российской бизнес-школы" началась в сентябре 1988 г., когда Постановлением Совета министров СССР были созданы две высшие коммерческие школы – одна при Всесоюзной академии внешней торговли (ВКШ МВЭС), другая – в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (позднее переименована в Высшую школу международного бизнеса). Обе школы первоначально создавались с целью профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для внешнеэкономической деятельности министерств, ведомств, а также предприятий, но затем успешно переключились на подготовку менеджеров общего профиля, в том числе на программы МВА. Позже, на рубеже 1990-х гг., возник целый букет негосударственных школ бизнеса.

За последние 15-20 лет в подготовке менеджеров, предпринимателей, управленческих кадров разного уровня произошли разительные перемены. Сложилась широкая сеть субъектов бизнес-образования – бизнес-школы, региональные и муниципальные учебные центры, корпоративные университеты, консультативные и обучающие фирмы, консорциумы и т.п. В итоге сегодня бизнес-образование имеет статус вполне самостоятельной и актуальной составляющей комплексной системы образования Российской Федерации.

Подлинными локомотивами развития бизнес-образования являются учебные заведения (самостоятельные или в виде автономных подразделений крупных вузов), условно объединяемые понятием "бизнес-школы". Соответствующим образом адаптировав собственную ресурсную базу, они стали использовать современные модели бизнес-образования. Сегодня можно утверждать, что отечественное бизнес-образование состоялось (однако пока лишь на внутригосударственном уровне – еще рано говорить о международном престиже российского делового образования, в отличие, например, от математического или балетного) и сохраняет позитивную динамику благодаря подвижничеству ведущих вузов экономического и управленческого профиля: Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Государственного университета управления; Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации; Государственного университета – Высшей школы экономики; Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова; Санкт-Петербургского государственного университета; Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов; Московского государственного университета экономики, статистики и информатики; Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова; Всероссийской академии внешней торговли и целого ряда других крупных учебных заведений, имеющих большой научно-методический и материально-технический потенциал.

Для развития отечественного бизнес-образования важнейшее значение имеет учет передового зарубежного опыта. С конца 1980-х гг. российские ученые и эксперты учатся у зарубежных коллег, а затем с учетом нашей специфики и условий применяют полученные знания в образовательной практике. И это относится не только к программам системы МВА, но и к подготовке менеджеров, финансистов, маркетологов. В условиях глобализации и предстоящего вступления России в ВТО важную роль сыграло подписание Болонской декларации (сентябрь 2003 г.) – было прорублено окно в европейское образовательное пространство, активизировался процесс адаптации национальной бизнес-образовательной среды к мировым нормам.

В Болонской декларации изложена система совместимости, перезачета и аккумуляции кредитов, признания дипломов, структура ученых степеней, правила и процедуры имплементации. Ожидания, связанные с этим документом, касаются развития системы обеспечения качества, признания, усиления прозрачности и гармонизации систем высшего образования в Европе, повышения академической мобильности студентов и преподавателей.

В эпоху бурного развития глобальных информационных технологий для бизнес-образования открываются широкие перспективы освоения методов дистанционного обучения, новаторских обучающих технологий, обращенных к личности. Решение этих задач требует приоритетной переподготовки преподавателей и консультантов, ресурсного и информационного оснащения учебного процесса, его компьютеризации, освоения сетевых технологий.

Сегодня даже беглое знакомство с отечественными разработками в области МВА позволяет утверждать, что они могут успешно конкурировать с западными аналогами – профессиональный профиль российских программ идентичен европейскому.

В 2003 г. Институтом экономических стратегий разработана методика оценки образовательных учреждений, используемая для ренкинга российских бизнес-образовательных учреждений, а также аккредитации образовательных программ Комитетом по образованию Российского отделения Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета (РО МЛСУ). Методика основывается на хорошо известной нашим читателям методологии стратегической матрицы, однако она адаптирована для оценки образовательных учреждений. Ее принципиальное отличие от традиционных методик оценки, используемых европейскими аккредитационными агентствами, и рейтинга Минобразования РФ заключается в многофакторном комплексном анализе каждого вуза с дискретным расчетом весовых коэффициентов для всех 9 критериев (1).

Для сравнения: рейтинг вузов, подготовленный Министерством образования РФ – наиболее цитируемый прессой – оценивает так называемые глобальные критерии: интеллектуальный потенциал вуза, его материально-техническую и социально-культурную базу, а также активность вуза. Количественные оценки в данном случае используются слабо. К тому же методология имеет одно существенное упущение: если вуз не подал необходимых сведений, он не ранжируется ведомством. Данный рейтинг ориентирован прежде всего на абитуриента, дабы помочь ему с выбором учебного заведения. Сравнивая российские методики составления рейтингов высших учебных заведений с западными методиками, обнаруживаем принципиальное отличие: составители последних – негосударственные организации и СМИ (такие как Sunday Times в Великобритании и US News в США). Механизм определения качества образования отточен: роль проверяющего/оценивающего здесь выполняют независимые общественные организации. Они осуществляют мониторинг деятельности вузов и составляют их рейтинги. Философия качества наработана европейским образовательным сообществом и составляет профессиональный кодекс высших учебных заведений, которые обладают автономией и академическими свободами. На Западе при составлении рейтинга учитывают запросы разных групп населения и четко представляют, кому он адресован.

В первую очередь рейтинги интересуют абитуриентов, выбирающих будущую alma mater, а также желающих продолжить обучение в другом вузе. Кроме того, рейтинги служат ориентиром для работодателей, правительства и самих вузов, которые нуждаются в более подробном и многоаспектном исследовании. Ориентация на группы пользователей определяет концепцию рейтинга, показатели и способ представления результатов. Поскольку в последнее десятилетие на международном образовательном рынке усиливается конкурентная борьба, рейтингам придается все большее значение: вузы ревностно отслеживают свои позиции и стремятся повысить показатели, влияющие на их престиж. Ведь от занимаемого в рейтинге места зависит не только финансовое благополучие учебного заведения, но и перспективы его развития.

Здоровый процесс эволюции породил транснациональные учебные заведения, стремящиеся привлечь как можно больше иностранных студентов. Здесь тон задают американские мега-университеты. Рейтинг вузов в США характеризует цели обучения и способы их достижения.

В Америке работает несколько аккредитационных агентств. Каждое из них разрабатывает свои критерии, которые широко обсуждаются и могут быть изменены. Критерии, как правило, носят описательный характер. Общепринятым является ряд характеристик: целостность университета; цели, планирование и эффективность; управление и администрация; образовательные программы; профессорско-преподавательский состав; обслуживание студентов и обеспечение условий для образования; материальные ресурсы, помещения, оборудование; финансы. В основе национального университета – цель. Аккредитация университета подтверждает, что он имеет обоснованные цели, ресурсы, необходимые для их достижения, доказательства и перспективы достижения целей в будущем. В Великобритании принята многоступенчатая система аккредитации университетов и их образовательных программ при главенствующей роли правительственной организации Quality Assurance Agency (QAA). Ряд британских вузов производит оценку образовательных программ других учебных заведений по согласованным с QAA критериям. Агентство также организует экспертные комиссии, а общие данные о вузе берутся из специальных статистических страниц, которые каждый вуз обновляет согласно общепринятым правилам. Выпускники немецких школ ищут не вуз своей мечты, а лучшие образовательные программы и факультеты. Поэтому в Германии составлять общеуниверситетские рейтинги вообще не принято. Здесь сравнивают обучение по отдельным специальностям и дисциплинам. Кроме того, в немецких методиках не фигурирует общий балл по всем показателям, который выводится на основе весовых коэффициентов. Каждый показатель ранжируется отдельно – пользователь может самостоятельно выбрать наиболее важные для себя критерии. В основе методики ИНЭС, как уже отмечалось, лежит стратегическая матрица, 9 факторов (узлов) энниаграммы которой объединены в 3 блока: "Цели", "Возможности", "Результаты". Система оценки (100-бальная), где баллы непропорционально распределены между блоками в зависимости от весовых коэффициентов узлов. Согласно алгоритму, в рамках методики проведена оценка образовательных учреждений по двум магистральным направлениям: вузы и бизнес-школы. Итоговое состояние (итоговый ренкинг) представлено в виде таблицы для двадцати лидирующих организаций в каждом из двух секторов (см. табл. 1 и 2).

Примечание
1. Подробнее с данной методикой можно ознакомиться на www.inesnet.ru; www.russtrategy.ru или в брошюре "Методика оценки стратегического потенциала образовательных учреждений" (М.: Институт экономических стратегий, 2005).


 Владимир Викторович Годин, проректор по бизнес-образованию и информационным технологиям ГУУ, профессор, доктор экономических наук

Высок ли сегодня спрос на бизнес-программы? Планируете ли Вы вводить популярные нынче программы мини-МВА?

Очень высокий. У многих серьезных школ бизнеса имеются листы ожидания. Существуют разные взгляды на программы МВА и разные школы – есть американский стандарт, есть европейский. Но на Западе всегда говорят о том, что программа МВА – это программа full-time, т.е. человек должен бросить работу и только учиться. У нас никто бросать работу не хочет. Следовательно, обучение без отрыва от производства должно быть более продолжительным. Хороший менеджер – это зрелая личность, легко ориентирующаяся в междисциплинарном пространстве, способная жить в коллективе, выдвигать продуктивные идеи, разрабатывать планы и т.п. Чтобы человек мог получить определенной набор знаний в какой-то конкретной области, нужно время. А мини-МВА – это некое натаскивание, совокупность конкретных очень узких задач, своеобразный эрзац. Я лично не верю в эти программы, но на рынке они продаются. Ну что ж – как говорится, пусть расцветают все цветы.

В свое время я участвовал в программе, которая была разработана Институтом нефтегазового бизнеса АНХ для "Татнефти": компания на своих самолетах чартерными рейсами привозила людей в Москву учиться. Я сначала участвовал в обучении членов совета директоров, потом двигался все ниже и ниже и наконец дошел до главных инженеров и инженеров нефтегазодобывающих управлений. Полагаю, что целью программы было создание корпоративной культуры, воспитание корпоративного духа, т.е. изменение способа существования компании. Своеобразный learning by action, в условиях которого формируется единый язык, правила поведения, терминология и т.д. В данном случае была создана определенная новая среда, и в ней компания начала работать по-другому. А мини-МВА – это все равно что журнал из пяти страниц или краткое изложение "Войны и мира".
Нельзя стать специалистом в области хеджирования финансовых рисков, скачав 15 страниц с сайта JP Morgan – лидера в этой области. Если бы все решалось на уровне таких рецептов, то мы бы не ходили к врачам, а лечились по инструкции: стукни себя здесь, уколи там, проглоти две таблетки. Например, в первом высшем образовании, чтобы выйти на рынок и сказать: ребята, купите меня, я специалист, – нужно учиться полторы тысячи дней. Сегодняшний день мы уже прожили – значит, на один день меньше.


 Анастасия Николаевна Боровская, директор Русской Школы Управления

И все-таки – МВА или Mini МВА?

Я скажу так: и Mini МВА, и МВА, несмотря на то что эти форматы и противопоставляют друг другу, и критикуют. "Большой" МВА критикуют за то, что он большой и далекий от практики, а Mini МВА – за то, что он маленький и прикладной. Главное же для руководителя, я считаю, – это возможность выбора: куда пойти учиться? Вы всегда должны иметь выбор, какой чай Вы будете пить – заварной или в пакетиках.

И МВА, и Mini МВА – это определенный формат, стандарт организации бизнес-образования. Очевидно, что каждая школа в рамках этого формата создает свою фирменную программу, а человек выбирает не только и не столько формат, сколько школу.

Мы хотим, чтобы у нас, в Русской Школе Управления, современный руководитель получал целостное представление об устройстве современного предприятия. Поэтому в нашей программе каждый модуль – это описание одной из его частей. Вместе они создают полную картину.

Мы стремимся к тому, чтобы эта картина сложилась как можно раньше и чтобы руководитель как можно раньше получил возможность вносить в нее изменения, учитывая влияние изменений на все взаимосвязанные части. Поэтому мы выбрали именно формат Mini МВА – он дает возможность получить результат уже через полгода после начала занятий.

При этом Mini в названии программы Русской Школы Управления надо понимать не как "маленькая", а как "интенсивная, концентрированная". Попробовали силы в небольшом проекте – готовьтесь к масштабному. Поскольку многие выпускники нашей программы Mini МВА (а их более 500) уже реализуют свои проекты, мы задумываемся о том, чтобы подготовить для них программу на будущее. Не исключено, что это будет "большой" МВА.


Таблица 1. 20 наиболее стратегичных бизнес-школ России (по состоянию на июль 2007 г.). Выпуск № 4(54) 2007

Положение
Вузы
Общий уровень стратегичности
Рейтинговый статус
Изменение по сравнению с сентябрем 2006 г.
Прогноз динамики стратегичности
2007 г.
2006 г.

1

2

Высшая школа бизнеса МГУ

77,0

AAA

3,7

2

3

Стокгольмская школа экономики

75,0

AAA

5,0

3

4

Высшая школа маркетинга ГУУ

74,3

AAA

4,6

4

1

Высшая школа международного бизнеса АНХ

68,7

AAA

7,3

5

7

Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»

68,3

AAB

1,6

6

5

Московская школа социальных и экономических наук АНХ

67,7

AAB

0,6

7

13

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ

67,0

ААА

3,3

8

10

Высшая школа финансового менеджмента АНХ

67,0

ААВ

1,7

9

9

Высшая школа информационного менеджмента ГУУ

66,8

AAB

1,1

10

8

Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ

66,7

ААВ

0,2

11

14

Институт экономики и финансов «Синергия»

66,6

ААВ

3,1

12

12

Санкт-Петербургский международный институт менедмента (ИМИСП)

66,4

ABB

2,6

13

22

Высшая школа менеджмента СПбГУ

66,3

ААВ

4,5

14

18

Московский институт международного бизнеса при ВАВТ Минэкономразвития РФ

65,1

ААВ

2,4

15

15

Институт новой экономики ГУУ 

63,8

ABA

0,4

16

17

Российско-немецкая высшая школа управления АНХ

63,1

BBB

0,3

17

25

Высшая школа корпоративного управления АНХ

63,0

ААВ

1,4

18

26

Банковский институт ГУ-ВШЭ

62,4

BBB

0,9

19

23

Высшая коммерческая школа Минэкономразвития РФ

62,0

BBB

0,3

20

16

Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве

61,4

ВВВ

1,9

Таблица 2. 20 наиболее стратегичных вузов России (по состоянию на июль 2007 г.). Выпуск № 4(54) 2007

Положение
Вузы
Общий уровень стратегичности
Рейтинговый статус
Изменение по сравнению с сентябрем 2006 г.
Прогноз динамики стратегичности
2007 г.
2006 г.

1

1

Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваТОП-100

73,7

AAВ

2,8

2

2

Санкт-Петербургский государственный университет ТОП-100

72,8

AAA

7,7

3

3

Государственный университет управления ТОП-100

68,3

АВА

4,5

4

21

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ ТОП-100

66,3

ААВ

12,0

5

4

Государственный университет – Высшая школа экономики ТОП-100

60,7

ABB

1,3

6

11

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана

58,7

АВВ

2,0

7

5

Московский государственный институт международных отношений

58,3

ВАВ

2,4

8

6

Московский инженерно-физический институт

58,0

АВВ

0,3

9

9

Московский государственный институт стали и сплавов

57,7

АВВ

0,7

10

8

Финансовая академия при Правительстве РФ

57,3

ВВВ

0,2

11

13

Российский университет дружбы народов

57,2

ВВВ

1,0

12

23

Московский энергетический институт

57,0

BBB

3,0

13

7

Московский физико-технический институт

56,8

ВВВ

0,8

14

24

Новосибирский государственный университет

55,7

ВВВ

4,0

15

10

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

55,2

ВВВ

1,7

16

18

Дальневосточный государственный университет

54,5

ВВВ

0,4

17

25

Уральский государственный технический университет

54,4

ВВВ

0,5

18

15

Томский государственный университет

53,8

ВВВ

1,7

19

17

Российский государственный социальный университет

53,6

ВВВ

1,4

20

27

Московский государственный университет путей сообщения

52,8

ВВВ

0,8

ТОР-100 Вузы, входящие в число 100 наиболее стратегичных компаний России (базовый рейтинг).

Следить за новостями ИНЭС: