Весь спектр управления

Номер 4. Ученье — свет?

Сегодня ни у кого не остается сомнения в том, что одним из наиболее авторитетных и компетентных в области бизнес-образования учебных заведений, своего рода мастодонтом отрасли является Государственный университет управления. Будучи вузом, проверенным временем, насчитывая более 30-летнюю историю специализации в подготовке менеджеров, ГУУ активнейшим образом способствует обсуждению тематики бизнес-образования в средствах массовой информации. В беседе с первым заместителем главного редактора «ЭС» Ольгой Бардовой ректор Государственного университета управления Алексей Михайлович Лялин высказывает свое мнение относительно нынешнего положения в области высшего и дополнительного образования

Алексей Лялин
Весь спектр управления

“Экономические стратегии”, №04-2007, стр. 90-95

Сегодня ни у кого не остается сомнения в том, что одним из наиболее авторитетных и компетентных в области бизнес-образования учебных заведений, своего рода мастодонтом отрасли является Государственный университет управления. Будучи вузом, проверенным временем, насчитывая более чем 30-летнюю историю специализации в подготовке менеджеров, ГУУ активнейшим образом способствует обсуждению тематики бизнес-образования в средствах массовой информации.
В беседе с первым заместителем главного редактора “ЭС” Ольгой Бардовой ректор Государственного университета управления Алексей Михайлович Лялин высказывает свое мнение относительно нынешнего положения в области высшего и дополнительного образования.

В прошлом году Государственный университет управления в рамках нашей программы “Действующие лица века” был назван компанией года.

Каковы итоги работы университета за это время?

Планов громадье, как всегда. Впереди государственная аттестация: в декабре этого года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проведет комплексную проверку и оценит работу университета за пять лет. Надеемся, что эта оценка будет достойной.

Буквально несколько недель назад около 1600 выпускников получили дипломы специалистов. Несколько сотен слушателей успешно завершили программы МВА, повышения квалификации, переподготовки. Наряду с традиционными для нашего вуза направлениями подготовки в этом году в университете осуществлен первый выпуск по новой специальности, которая называется “Менеджмент в ресторанном бизнесе”. Появились у нас и другие новые направления, например “Прикладная математика”, “Природопользование”, “Менеджмент в игровых видах спорта”, “Менеджмент в шоу-бизнесе”, которые пользуются большой популярностью у абитуриентов. Мы будем готовить профессионалов со знанием основ менеджмента для работы в тех сферах деятельности, где до сих пор работали отраслевые специалисты. Согласитесь, что главному врачу необходимо знать основы менеджмента. Значит, ему надо либо получать второе высшее образование, либо нанимать профессионального менеджера, как бы ни сопротивлялись оппоненты, которые привыкли к старой схеме организации здравоохранения.

В этом году мы создали кафедру управления знаниями, ее возглавил профессор Б.З. Мильнер. В ГУУ есть Институт новой экономики, который до недавнего времени возглавлял академик Д.С. Львов – светлая ему память. Теперь им руководит член-корреспондент РАН С.Ю. Глазьев, и мы надеемся на активное развитие научных исследований совместно с Российской академией наук. С тех пор как развитием информационных технологий в Государственном университете управления занимается В.В. Годин, мы шагнули далеко вперед. В част-ности, можно назвать программы, которые реализуются совместно ведущими фирмами в этой области – Oracle, SAP и рядом других компаний. Мы продолжаем сотрудничать с фирмой IBM.

В апреле этого года Ученый совет принял решение о создании Высшей школы бизнеса ГУУ. Если раньше программы подготовки топ-менеджеров были рассредоточены по отдельным факультетам, то теперь мы соберем все эти программы в одно подразделение и постараемся, чтобы в ближайшее время они получили не только российскую аккредитацию, но и зарубежную. Я горжусь тем, что у нас стал активно работать центр учебно-воспитательных программ. Мы стараемся отвлечь ребят от некоторых стереотипов, формируемых средствами массовой информации, и предоставить им возможность реализовывать свои потребности, хобби. Сейчас, когда имеется широкий спектр возможностей для проведения досуга, это нелегко. Поэтому приходится создавать целый комплекс спортивных, культурно-массовых секций, направлений. Мы можем похвастаться тем, что в университетской программе КВН участвует около 500 студентов. В последнее время обращаем пристальное внимание на развитие компьютерных игр. Это небольшие группы – до 50 человек. Но на все нужны деньги. И мы хотели бы их зарабатывать.

А эти группы, спорт, КВН существуют на бесплатной основе?

Они функционируют за счет бюджетных и внебюджетных средств университета.

Но не на взносы студентов?

Нет, правда, есть платные курсы, языковые например. В этом году расходы на воспитательную работу мы увеличили примерно в два раза по сравнению с прошлым.
Вы открываете новые программы, например “Менеджер шоу-бизнеса”, а где берете преподавателей? Ведь раньше у нас не было таких специалистов.
Преподаватели самые разные. Допустим, в программе “Менеджмент в ресторанном бизнесе” наряду с ведущими рестораторами Москвы – руководителями “Пиццы-хат”, фирмы “Живое пиво” – работает К.Н. Боровой, который читает историю развития ресторанного бизнеса в России. Это практическая часть программы, а теоретическую читают профессора нашего университета. Мастер-класс ведет А.К. Новиков. В игровых видах спорта это В.А. Фетисов, В.И. Колосков, И.К. Роднина. Мы хотим, чтобы ребята получали знания из первых рук.

Судя по тому, какие новые направления Вы создаете, сейчас растет значение сферы услуг.

Мы готовим кадры не только для сферы услуг. Одной из основных наших ниш является предприятие, организация в машиностроении, на транспорте, в строительстве. Не так давно была открыта программа “Управление проектом в строительстве”. В сфере машиностроения у нас есть программа “Инновационный менеджмент”. На данный момент в университете имеется 23 специальности. С учетом специализаций это порядка 50 различных направлений подготовки специалистов-управленцев.

Может быть, чтобы сэкономить средства, лучше не создавать новые программы, а развивать старые? ГУУ – ведущий вуз, возможно, не стоит уделять так много внимания новшествам? Или Вы хотите оставаться конкурентоспособными?

Наши потребители – работодатели – требуют определенных специалистов. Можно подготовить специалиста-менеджера общего профиля, но работодателям нужен менеджер по организации финансовых служб, производства, по управлению персоналом и т.п. Мы считаем, что при подготовке менеджеров необходимо затрагивать весь спектр областей управления, от человеческих ресурсов, информационных технологий до финансов. Поэтому в университете так много специальностей.

Я недавно беседовала с ректором ГУ-ВШЭ, в частности, мы затронули вопрос о том, что сейчас вузов в несколько раз больше, чем было в СССР, а качество образования оставляет желать лучшего. Он предложил реформировать систему образования, подтянув среднее звено. Например, тех же менеджеров по ресторанному бизнесу, шоу-бизнесу обучать не в вузах, а в средних специальных учебных заведениях. Как Вы к этому относитесь?

Переход на многоуровневую систему является краеугольным камнем перестройки системы высшего образования. Его инициировал министр В.М. Филиппов: именно он в 2003 г. подписал Болонский протокол. Согласно этому документу, к 2010 г. мы должны перейти на многоуровневую систему высшего образования. Она предусматривает
4 года подготовки бакалавра плюс два года подготовки магистра. Но есть, например, такая специальность, как “Государственное и муниципальное управление”. Стоит ли здесь внедрять болонскую систему? Многие работодатели, в частности ряд префектов Москвы, активно отстаивают пятилетнее образование, потому что за четыре года можно подготовить работника ЖЭКа, но не работника муниципалитета. Да и наше общество пока, на мой взгляд, не вполне готово к переходу на новую систему. В тарифно-квалификационном справочнике Вы бакалавра не найдете. Специалистов, подготовленных в рамках старой системы в лучших российских вузах, охотно принимают на Западе. Посмотрите, сколько выпускников вузов нашей страны работает в Силиконовой долине – чуть ли не 60%! Ведь мы готовим не просто специалиста, но гражданина, который знает историю, культурологию, философию, политологию, политэкономию. Чтобы освоить все это, нужно время.

Бесспорно, мы будем переходить на многоуровневую систему образования, но нельзя это делать сразу по всем специальностям. Есть целый ряд направлений, требующих пятилетней подготовки. И это предусмотрено в проектах, которые готовит отраслевое министерство: есть бакалавриат, магистратура, но остается и специалитет, правда по очень узкому кругу специальностей.

Ваша методика претерпела изменения в последние годы? Или она настолько универсальна, что не нуждается в доработке?

Первый учебник по менеджменту, написанный на кафедре экономики и управления, которую возглавляла О.В. Козлова, назывался “Управление организацией”. Сегодня учебники переиздаются минимум раз в пять лет. Значит, наш первый учебник уже выдержал 6-7 изданий и, конечно, очень изменился, хотя бы потому, что в стране больше нет административно-командной системы управления.

Общие принципы всегда останутся неизменными, но методика их применения со временем меняется. Кроме того, есть целый ряд новых проблем, и появляются учебники, которые создаются впервые. Допустим, учебник “Управление знаниями” написан буквально полгода назад. Это первое подобное учебное пособие в России. А учебник “Управление проектом” написан три месяца назад. Информационные системы управления сейчас развиваются так быстро, что приходится раз в два года все менять. Поэтому нельзя сказать, что мы просто переработали учебник 33-летней давности. Это абсолютно новый учебник, в котором фигурируют базовые принципы управления.

Мы сейчас работаем над учебным пособием по менеджменту, которое нам заказал “Газпром” для подготовки корпоративного управленческого персонала. Оно построено на новых принципах, на компетентностном подходе и реализуется в форме электронного учебника.

Ощущаете ли Вы влияние государства на работу университета?

Конечно, ГУУ – государственный вуз. Мы неизменно стоим на государственных позициях. Я, например, неоднократно говорил и еще раз повторю, что считаю роль государства в организации обучения в России недостаточной. Я бы ее усилил. И это мое частное мнение.

В какой части?

Например, надо строже подходить к выдаче лицензий вузам. Ввести более жесткую систему контроля их деятельности, на основании которой выдается лицензия или предоставляется право выдачи государственного диплома. У нас есть целый ряд заказов на подготовку специалистов. В этом году мы принимаем 300 человек по так называемому целевому приему – российские регионы заказывают конкретных специалистов.

А если целевик не сможет поступить?

Тогда это место освобождается и включается в общий конкурс.

Какие специальности сейчас пользуются наибольшим спросом?

На вчерашний день это “Финансы и кредит” – конкурс более 10 человек на место, “Связи с общественностью” – более 10 человек на место, “Управление персоналом” – около 10 человек на место, “Логистика” – 9,3 человека на место. Но подавать заявления будут еще целую неделю. Если сейчас у нас порядка
4 тыс. заявлений на 1080 бюджетных мест, то к 15 числу их будет около 6 тыс.

А самые непопулярные?

Допустим, “Менеджмент организации в химической промышленности” – 1,5 человека на место, “Менеджмент организации в налоговом менеджменте” – 1,9 человека на место, “Городское хозяйство” – 2 человека на место, “Менеджмент в машиностроении” – 1,7. Но на эти специальности поступает довольно много целевиков после техникумов (колледжей). Они будут учиться по сокращенной программе – 4 года, а потом возвратятся в свои регионы.

А статистика есть?

У нас около 37% – регионы, остальное – Москва и Московская область.

Как Вы считаете, успеем ли мы к 2010 г. выполнить все требования Болонской конвенции? Ведь осталось совсем мало времени.

Обязательно выполним. Если государство подписало международный договор, то государственные вузы не имеют права его не выполнить. Мы не хотим подводить свое государство и выглядеть в глазах наших иностранных партнеров несостоятельными. Мне импонирует та политика, которую последние 2-3 года в целом ведет государство.

Вы постоянно вводите новые программы, у Вас растет число абитуриентов. А где Вы берете преподавателей?

Вы коснулись одного из самых больных вопросов. У нас есть программа поступления в аспирантуру по целевому набору для ГУУ, есть программа поддержки молодых преподавателей. Если я как заведующий кафедрой вижу, что среди моих студентов имеется перспективный человек, то специальная программа позволяет мне принять его в аспирантуру на бюджетное место. Более того, вуз готов послать его на стажировку за рубеж. Основная проблема – не подготовка, а удержание преподавателя. Не существует законодательных мер удержания человека – он свободен в свободной стране и всегда может нас покинуть. Надо создать ему такие условия, чтобы он сам захотел остаться. Мы делаем ставку на выпускников: человек может открыть свою фирму и одновременно работать в вузе. Мы не только не препятствуем этому, а, наоборот, поощряем: с одной стороны, он удовлетворяет свои коммерческие амбиции, с другой – не отрывается от alma mater. Кроме того, мы привлекаем наиболее успешных преподавателей из других учебных заведений и практиков, что обусловливается нашими потребностями, нашей ценовой политикой и возможностями почасовой оплаты. Мы стараемся создать привлекательные условия для тех, кого считаем звездами, организуем мастер-классы. Это меняет вузовскую атмосферу, привносит очень интересный практический аспект в образование.

Некоторые преподаватели ГУУ работают в коммерческих вузах. Это говорит о том, что им здесь чего-то не хватает?

Человеку свойственно стремиться к лучшему. Если у него есть такая возможность, то почему бы и нет. Главное, что люди не хотят уходить из ГУУ.
ГУУ – государственный вуз, и мы гордимся этим. У нас 11 тыс. студентов дневного отделения. А в большинстве коммерческих вузов, о которых мы с Вами говорили, численность студентов не превышает 300, максимум 500 человек. Именно в этих вузах на полставки очень часто работают преподаватели ГУУ, использующие наши методики. Мы недавно отметили 100-летие нашего уважаемого ректора Олимпиады Васильевны Козловой, которая начала подготовку менеджеров еще в СССР в 1974 г. ГУУ 20 лет делал это в одиночку, и вдруг в 1993-1995 гг. начался бум. Теперь менеджеров не готовит только ленивый. Наша методика отрабатывалась 33 года. Мы считаем ее нашим достоянием и готовы ее популяризировать. Сейчас в ГУУ работают учебно-методические объединения по разным направлениям, в частности по менеджменту. Оно объединяет 510 вузов России, которые согласовывают с нами учебные планы, программы курсов, присылают на повышение квалификации своих преподавателей.

А как быть с потребителями услуг преподавателей, работающих одновременно в коммерческих и государственных вузах?

Любой коммерческий вуз держится на одной-двух “звездочках”. Создать плеяду звезд для огромного количества студентов там невозможно. А звезда горит, пока существуют механизмы подпитки. Нужна некая конкурентная среда, профессиональное сообщество. Невозможно гореть в одиночестве.

В одиночестве ярче горишь.

Первые полчаса, а потом выясняется, что не с кем конкурировать, идеи кончились, необходим коллектив, аспиранты, общение, нужно бороться, выпускать книги и т.д. Люди, несмотря ни на что, остаются в ГУУ, потому что здесь есть школа, аспирантура, журнал, признаваемый ВАК, прекрасная библиотека и многое другое. Какая у преподавателя должна быть зарплата? ГУУ платит мало. Человек все равно не уходит, поскольку понимает, что там, за стенами вуза, совершенно другая жизнь. Он может уйти и в первый год, полгода будет получать 6 тыс. долл., потом 5 тыс., потом 4, а еще через год, возможно, потеряет репутацию.

ГУУ – довольно активная среда, “бульон”, в котором варится преподаватель. У нас есть стройная методика: защита кандидатской, докторской диссертации, рост в среде себе подобных. Мы стремимся ежегодно готовить к преподавательской деятельности за счет университета около 50 наших выпускников. Этим людям стараемся создать атмосферу, в которой они имели бы возможность развиваться и без которой уже не могли бы существовать.

Если говорить об экономической стратегии в этой сфере, то роль государства в поддержании преподавательского состава вузов должна расти. С ноября 2006 г. добавили за степень 3 тыс. руб. кандидатам наук и 7 тыс. руб. докторам наук. Это один из наилучших шагов государства за последние годы. Плюс мы используем наши внебюджетные средства, и получается приличная сумма. В ГУУ средняя заработная плата доцента – порядка 15 тыс. руб. в месяц, отдельные профессора дотягивают до 30 тыс. Те, кто читает на коммерческих программах, получают и 50-60 тыс. руб. в месяц. Таких не много, но они есть. Бывает и так, что мы с трудом находим преподавателей для некоторых программ.

Насколько объективны эти требования?

Слушатель послевузовских программ за свои деньги пытается сразу перейти к консалтингу, а мы хотим его чему-то научить. И где-то в серединке этого пути мы договариваемся. Действующий преподаватель обязан быть на порядок выше студента, слушателя. Он должен знать его бизнес, уметь решать его проблемы. Представьте себе, что к Вам в аудиторию пришло 25 финансовых директоров компаний и Вы читаете им курс “Финансы” или “Финансовый менеджмент”. Представили? Разумеется, в этой ситуации Вы должны были бы иметь опыт работы финансовым директором и быть достаточно серьезным универсалом: кроме прочего, знать все об информационных системах для решения задач, об управлении персоналом. Школа бизнеса – это школа бизнеса. Она должна радикально менять менталитет.

Высок ли сегодня спрос на бизнес-программы? Планируете ли Вы вводить популярные нынче программы мини-МВА?

Мини – это мини и ничего более. Мы недавно получили от министерства нагоняй за то, что в своем дипломе стали писать: “Менеджер высшей квалификации”. Дипломы менеджеров начиная примерно с 1996 г. выдают везде и всюду. Стать менеджером за четыре недели обучения невозможно. Мы пять лет учим, чтобы выдать диплом менеджера. И мы хотели бы, чтобы дипломы показывали эту разницу в образовании.

Что Вы думаете о возможной автономии университета?

Есть Закон об автономных учреждениях, в соответствии с которым организации, в том числе и вузы, могут получить статус автономных учреждений.

Вузы должны сами этого захотеть?

Тут много неясностей, нужно решение ученого совета. Сейчас идет доработка нормативных актов, обеспечивающих реализацию этого закона, этим занимается Министерство образования и науки Российской Федерации.

Сейчас наступила пора вступительных экзаменов. Впервые оценку по русскому языку вузы принимают по результатам единого государственного экзамена. А какой процент абитуриентов не сдал ЕГЭ?

Очень большой. Мы пока не проводим зачисление – ждем тех, кто еще не получил результат по ЕГЭ. Ведь часть выпускников не сдавала ЕГЭ по русскому языку. Они будут сдавать его здесь, у нас, либо в специальных центрах в отведенное для этого время – 19 июля. Процедура оценки закончится в первой половине августа.

Не сдали, потому что плохо написали?

Пороговое значение – 29 баллов. Нужно сдать на 29 баллов из 60, чтобы получить тройку. Очень многие получили двойки, они вообще не имеют права сдавать экзамены в вузы в этом году. Но есть и те, кто не сдавал вообще. Т.е. в прошлом и позапрошлом году человек писал сочинение в школе. Но даже если он получил пятерку, то не имеет права в этом году поступать в вуз без сдачи ЕГЭ. В школе он этого сделать уже не может, поэтому сдает ЕГЭ в Федеральном центре. Через 10 дней после всех предусмотренных процедур мы получим оценку и только тогда сможем подвести общий баланс и провести зачисление.

Оцените опыт ЕГЭ по пятибалльной шкале.

Мы – народ законопослушный, работаем в государственном вузе. Но должен сказать, что нареканий очень много. Пусть будет ЕГЭ, мы учтем эти результаты, но и вузам нужно разрешить участвовать в отборе абитуриентов.

Вам кажется, что введение ЕГЭ было преждевременным? Не отработаны механизмы?

Закон обсуждался, мы высказывали свое мнение, теперь он принят, и мы готовы его выполнять. Как я уже сказал, за вузом должны сохранить возможность отбора абитуриентов по разным признакам. Кто будет определять эти признаки – ученые советы, агентства, министерство, – мне пока сложно утверждать. Согласитесь, чтобы быть управленцем, одного желания мало, надо обладать не только знаниями, но и определенными человеческими качествами.

Алексей Михайлович, Вы давно работаете в университете, а недавно стали ректором. Вырос ли груз ответственности?

На 95%. Я чрезвычайно остро ощущаю ответственность. Сейчас я должен думать о пополнении кадрового состава, о том, где найти средства, чтобы отремонтировать аудитории, как привлечь абитуриентов и о многом другом. И хотя помогает опыт предыдущих ректоров и коллектив, оказавший мне доверие, сейчас очень трудно сохранить вуз, развить его потенциал.

Вы перестроили структуру управления?

Конечно. Я вообще сторонник того, чтобы интенсивность работы, особенно в верхнем эшелоне, была высокой. Если раньше у нас было 9 проректоров, то сейчас их осталось только 5. Думаю, этого вполне достаточно.

В Государственном университете управления существуют свои традиции, приметы или обряды, связанные, например, с успешной сдачей экзаменов?

Как и другие российские вузы, мы возрождаем старинные студенческие традиции. Я имею в виду, например, празднование дня святой Татьяны. Раз в год ректор с удовольствием угощает студентов медовухой. 1 сентября первокурсники дают клятву студента: обещают быть дисциплинированными, прилежно учиться. Правда, не всегда ее выполняют. На площади перед университетом ежегодно проводится бал выпускников. А недавно студенты предложили поставить памятник “Золотая зачетка”. Мы стараемся поддерживать интересные инициативы.

Следить за новостями ИНЭС: