Об экономической стратегии России

Номер 1. Расстановка сил

С 1930 года и до конца 1980-х годов, то есть на протяжении 60 лет, страна развивалась в системе централизованного планирования. Были утрачены навыки работы в условиях рыночного хозяйства, большинство отраслей и предприятий оказались неконкурентоспособными и не выдержали испытаний переходного периода…
Не следует полагаться на административные меры воздействия на экономику, взятые из арсенала советской командной системы. Например, замораживание цен не только не решает проблемы борьбы с инфляцией, но еще более усугубляет причины, ее породившие…
Без мощного финансирования фундаментальных исследований невозможны крупные прорывы в области научных и технических знаний. От финансирования фундаментальных исследований зависит уровень подготовки кадров высшей квалификации и их способность применять новейшие достижения науки и техники в народном хозяйстве, поскольку главными центрами осуществления фундаментальных исследований в передовых странах являются университеты…
Реакция средств массовой информации на рост цен на бензин и предпринятые властью меры по замораживанию цен на него — это результат давления со стороны не самой бедной и достаточно влиятельной части населения. Этот слой активно покупает дорогие иномарки, но не желает поддерживать за свой счет отечественную нефтеперерабатывающую промышленность и государственный бюджет…
История свидетельствует о том, что применение машин начинается и активно развивается в тех странах, где рабочая сила относительно дорога…
Будущее России зависит от развития в стране обрабатывающей промышленности, от обеспечения высокопроизводительной работой трудоспособного населения, от овладения экономическими мерами воздействия на рыночную экономику…

Виленин Клинов
Об экономической стратегии России

"Экономические стратегии", №1-2006, стр. 42-47

Клинов Виленин Георгиевич — доктор экономических наук, профессор МГИМО.

В 1990-е гг. Россия осуществила переход от централизованного директивного планирования и административного управления экономикой к рыночной системе хозяйства. Это были трудные годы: прекратили существование многие наукоемкие производства, тяжелый урон был нанесен отечественной науке, системе подготовки инженерных кадров и квалифицированных рабочих. Сегодня необходима трезвая оценка сложившегося положения, выработка стратегии преодоления кризиса, грамотная постановка задач и определение методов реализации экономического и научно-технического развития. При этом, как представляется, необходимо исходить из следующих положений:

  • наибольших успехов в создании передовой экономики, опирающейся на достижения науки и техники и обеспечивающей высокий уровень жизни, достигли страны с рыночной системой хозяйства, овладевшие экономическими методами государственного регулирования экономики;
  • в России быстро развивались передовые конкурентоспособные отрасли хозяйства, когда экономика страны опиралась на возможности рынка. К сожалению, этот опыт был не слишком продолжительным: примерно два десятилетия до Первой мировой войны и новая экономическая политика (НЭП) в 1920-е гг.;
  • с 1930 г. и до конца 1980-х гг., т.е. на протяжении 60 лет, страна развивалась в системе централизованного планирования. Были утрачены навыки работы в условиях рыночного хозяйства, большинство отраслей и предприятий оказались неконкурентоспособными и не выдержали испытаний переходного периода.

Крупные потери 1990-х гг. были обусловлены как объективными (неконкурентоспособность производств), так и субъективными причинами (серьезные ошибки в проведении рыночных реформ). Сказалось отсутствие опыта работы в системе рыночных отношений и спешка в осуществлении преобразований. Короткие сроки диктовались крайне тяжелой ситуацией, сложившейся в экономике к началу 1990-х гг., а также опасностью реставрации коммунистического тоталитарного режима.

Следует сказать, что и сейчас, спустя полтора десятилетия после начала рыночных реформ, не разработана экономическая и научно-техническая политика, не выработаны научно обоснованные представления об оптимальных темпах экономического развития России и об инструментах государственного воздействия на экономические процессы с целью решения актуальных задач повышения жизненного уровня и безопасности страны. Сложившаяся в первом десятилетии XXI в. благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура может сохраняться в течение первой четверти столетия, так как мир втягивается в восходящую волну большого Кондратьевского цикла первой половины XXI в. Большой цикл обычно продолжается полвека (возможны отклонения в длительности на несколько лет в ту или другую сторону) и делится на две примерно равные половины: восходящую волну высоких темпов мирового экономического развития и нисходящую волну, характеризующуюся снижением темпов. Восходящая волна пришлась на третью четверть XX в., а нисходящая – на четвертую четверть. Вхождение в новый большой цикл первой половины XXI в. идет неравномерно. Первыми, как и положено лидеру научно-технического прогресса, в него вступили США. Переход к новому циклу Западной Европы и Японии возможен во второй половине первого десятилетия XXI в., что вполне укладывается в наблюдавшиеся ранее отклонения от средней продолжительности цикла и его отдельных фаз в мире и конкретных странах. Важной особенностью восходящей волны цикла первой половины XXI в. является то, что наиболее высокими темпами растет экономика стран с самой большой в мире численностью населения (Китая, Индии). Это страны среднего уровня развития.

В отличие от передовых государств, вступивших в стадию постиндустриального развития, развивающиеся страны Азии переживают период индустриализации. На этом этапе экономический рост характеризуется большими затратами сырья и энергии на единицу продукции. Достаточно сказать, что Китай в настоящее время производит стального проката больше, чем США и Япония вместе взятые, и тем не менее является крупнейшим в мире импортером этого и многих других металлов. Соответственно, в этой стране растет спрос на сырье и энергоносители. Она занимает первое место в мире по потреблению угля и второе – по нефти и электроэнергии.

Итак, первый вопрос, который должен быть поставлен, – формулирование целей экономической и научно-технической политики. Успех политики во многом определяется правильной постановкой стратегических задач. Следует признать, что задача удвоения ВВП поставлена некорректно. Это объясняется тем, что в нашей стране отсутствует достаточный опыт управления рыночным хозяйством. Обильный приток валютных поступлений от экспорта углеводородов и металлов, к сожалению, не стимулирует поиск оптимальных путей развития и продолжение реформ. Совершенно очевидно, что, если ВВП будет удвоен в основном за счет развития нефтяной и газовой промышленности, не будут преодолены вопиющие диспропорции в распределении доходов между богатыми и бедными слоями населения, между процветающими и деградирующими регионами страны.

Другая ошибка состоит в том, что нельзя называть конкретные сроки выполнения той или иной задачи без четкого представления о ресурсах, которые нужно для этого задействовать. Не менее важно научиться пользоваться инструментами государственного воздействия на экономические процессы. Результатом неумелых действий может стать не ускорение, а замедление темпов экономического развития. Не следует полагаться на административные меры воздействия на экономику, взятые из арсенала советской командной системы. Например, замораживание цен не только не решает проблемы борьбы с инфляцией, но еще более усугубляет причины, ее породившие. Пожалуй, единственным ощутимым последствием увлечения административными мерами является рост чиновничьего аппарата, численность которого стала гораздо больше, чем до начала рыночных реформ.

Необходимо обратиться к опыту стран, наиболее продвинутых в деле государственного регулирования рыночной системы хозяйства. США в 1930-х гг. решали острейшую проблему преодоления Великой депрессии; во время Второй мировой войны для обеспечения победы над врагом американцам потребовалось мобилизовать ресурсы экономики, в которой господствовали частные компании. Они первыми осознали необходимость систематического воздействия государства на развитие народного хозяйства в условиях рынка. В этом отношении Соединенные Штаты послужили образцом для остальных капиталистических стран.

В 1946 г. конгресс США принял закон, в котором была сформулирована стратегия экономического развития. Закон обязывал правительство США использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы для "максимизации занятости, производства и покупательной способности" (1). На первом месте – обеспечение полной занятости, ибо для большей части населения основным доходом является трудовой, к тому же он распределяется более равномерно, нежели доходы от имущества (капитала). Полная занятость трудоспособного населения – основа социального благополучия страны и ее безопасности. История учит, что главная угроза безопасности крупных стран кроется в неспособности решать внутренние проблемы социального развития. Важно, чтобы производства, обеспечивающие занятость, были конкурентоспособны. Отсюда требование максимизации выпуска продукции. Последнее требование – максимизация покупательной способности. Его выполнение сопряжено с необходимостью соблюдения дисциплины в использовании государственного бюджета и денежно-кредитной системы для воздействия на темпы и пропорции экономического развития.

Второй вопрос, который встает при разработке стратегии экономического и научно-технического развития, касается источников повышения эффективности народного хозяйства. Научно-технический прогресс можно представить в виде двух потоков: а) накопления научно-технического потенциала, включая вложения в человека, б) использования достижений науки и техники в народном хозяйстве.

Для накопления научно-технического потенциала необходима бюджетная поддержка. В развитых странах расходная часть бюджета составляет от 1/3 до 2/3 ВВП. Имеются в виду ассигнования на научные исследования и разработки прототипов новой техники, общая норма которых составляет от двух до трех процентов ВВП. Сверх того, до одного процента тратится на венчурные предприятия, замыкающие процесс формирования научно-технического потенциала. Еще больше средств расходуется в развитых странах на образование и здравоохранение (до 10% ВВП в каждом случае). Государству в этих странах принадлежит главная роль в финансировании фундаментальных исследований. В США частные компании тратят на фундаментальные исследования в несколько раз меньше, чем на прикладные исследования, а тем более на конструкторские и технологические разработки прототипов новой техники. С учетом государственных ассигнований расходы на фундаментальные исследования в США приблизились к общим расходам страны на прикладные исследования.

Без мощного финансирования фундаментальных исследований невозможны крупные прорывы в области научных и технических знаний. От финансирования фундаментальных исследований зависит уровень подготовки кадров высшей квалификации и их способность применять новейшие достижения науки и техники в народном хозяйстве, поскольку главными центрами осуществления фундаментальных исследований в передовых странах являются университеты. Государство в Соединенных Штатах участвует также в финансировании прикладных исследований и разработок на долевой основе, когда это касается техники двойного (военного и гражданского) назначения. Особенно велика роль государства в финансировании работ по созданию новых конструкционных материалов, информационно-коммуникационной и авиакосмической техники.

Темпы экономического развития зависят от двух переменных: высоты накопленного потенциала и скорости распространения передовой техники в народном хозяйстве, что связано с нормой (долей в ВВП) вложений в основной капитал. Например, если годовой прирост добавленной стоимости составляет 30% от прироста основного капитала, а норма вложений в основной капитал равна 25% ВВП, то темп прироста ВВП за год составит 7,5% (0,3 і 0,25 і 100 = 7,5%). Примерно такой темп необходим для удвоения ВВП за 10 лет. Из двух переменных первая более подвижна во времени и пространстве; от нее в первую очередь зависит величина второй составляющей экономического роста.

В передовых странах вложения в основной капитал на порядок больше вложений в научные исследования и разработки. Обновление и рост основного капитала в рыночной экономике обеспечивается в основном за счет частных инвестиций. Государство может дополнять усилия предпринимателей в части формирования основных фондов (преимущественно в отношении инфраструктуры). Инфраструктура служит дольше, вложения в нее окупаются медленнее, чем вложения в машины и оборудование. Поэтому пассивная часть основных фондов, несмотря на ее значение для повышения эффективности народного хозяйства, недофинансируется частным капиталом, так же как и фундаментальные исследования. Отдача от частных инвестиций увеличивается, если государство принимает активное участие в финансировании развития инфраструктуры.

Задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Эта отрасль идет в авангарде освоения передовой техники, и ее продукция обеспечивает техническое перевооружение всех остальных отраслей хозяйства. В связи с этим встает третий вопрос: об инструментах государственного воздействия на инвестиционные процессы. Регулирование инвестиций в передовых странах осуществляется за счет совершенствования налоговой системы, что позволяет обеспечивать наполнение государственного бюджета с минимальным ущербом для прибылей компаний. Капитал идет туда, где прибыль больше. В США норма прибыли на основной капитал после вычета налогов в обрабатывающей промышленности выше, чем в добывающей промышленности и торговле. В конце 1990-х гг. в США указанная норма равнялась в обрабатывающей промышленности 15%, добывающей – 13% и торговле – 10% (2).
По данным Торгово-промышленной палаты, в России еще недавно норма прибыли в обрабатывающей промышленности была практически в два раза ниже, чем в нефтяной (3). Сегодня в условиях повышения цен на нефть норма прибыли в обрабатывающей промышленности снизилась, а в нефтяной – повысилась. В результате в РФ отставание обрабатывающей промышленности от нефтяной с точки зрения привлекательности капиталовложений стало четырехкратным (по данным Министерства финансов). При нынешней системе налогообложения выгодно добывать нефть за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов России и выводить прибыли из страны. Российские нефтяные компании предпочитают участвовать в разведке и добыче нефти в Ираке или Саудовской Аравии, а не вкладывать средства в развитие российской нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Создание благоприятного инвестиционного климата возможно только в том случае, если норма прибыли в обрабатывающей промышленности после вычета налогов будет в среднем выше, чем в нефтедобывающей отрасли. Необходимо с помощью прямых и косвенных налогов по возможности наиболее полно изымать природную ренту, т.е. сверхприбыли компаний, занятых в добывающей промышленности, освобождая от налогов ту часть прибыли, которая вкладывается в развитие отрасли внутри страны. При этом следует иметь в виду, что ускоренное наращивание экспортных поставок углеводородного сырья не отвечает национальным интересам России.

Ведущие экспортеры нефти не горят желанием интенсивно наращивать ее добычу, стремясь максимально продлить возможный срок эксплуатации своих природных богатств. Их эксперты предполагают увеличение мировой добычи нефти в течение первой четверти XXI в. примерно на 1,7% в год. Это означает повышение годового уровня добычи с 4 до 6 млрд т. При этом среднегодовой темп прироста мирового ВВП в эти же годы может составить от 4,5 до 5,0% (от 3,0 до 3,5% в расчете на душу населения; 4).

Для стран, импортирующих углеводороды, очевидна необходимость внедрения энергосберегающих технологий и освоения альтернативных источников энергоснабжения, важнейшим из которых в обозреваемой перспективе могут стать атомные электростанции. Развитые страны, особенно ведущие страны Западной Европы, стремятся поддерживать высокие внутренние цены на наиболее популярные виды жидкого топлива. Задача состоит в том, чтобы стимулировать экономию их расходования и одновременно расширить возможности для пополнения государственного бюджета. В странах Европейского союза в цене автомобильного бензина до 3/4 приходится на налоги и сборы (5).

Для налоговой политики развитых стран характерно снижение прямых налогов на доходы, особенно на прибыли предприятий, и перенесение тяжести на налогообложение ресурсов. Имеются в виду налоги, взимаемые в связи с наймом рабочей силы, эксплуатацией земли и недвижимого имущества и их приобретением, а также – с потреблением сырья и энергии. Важным источником пополнения государственного бюджета является налог на добавленную стоимость. Низкие налоги на прибыли делают капиталовложения более привлекательными, а налоги на ресурсы повышают цены на них и увеличивают эффект от их экономии благодаря применению передовой техники. Выраженная в деньгах экономия труда, капитала, материалов и энергии тем больше, чем дороже сберегаемые ресурсы. Кроме того, налог на недвижимость ограничивает ее концентрацию в руках монополистов, обеспечивает конкурентную среду, а следовательно, стимулирует повышение конкурентоспособности. Что касается налога на добавленную стоимость, то он взимается при реализации продукции и является налогом не на производителя, а на потребителя. Развитые страны предпочитают сохранять его ставку на высокой отметке или даже повышать, когда необходимо сократить дефицитное сальдо государственного бюджета. Этот налог является встроенным стабилизатором для сглаживания колебаний спроса в рамках среднесрочного цикла. Сбор этого налога сокращается в фазе спада и увеличивается в период процветания. Он также позволяет сдерживать спрос на импортные товары.

Складывается впечатление, что руководство экономического блока Правительства России не знает, на какие рычаги налоговой политики нажимать. Возможно также, оно не решается на шаги, которые могут затронуть имущественные интересы наиболее состоятельной части населения. Реакция средств массовой информации на рост цен на бензин и предпринятые властью меры по замораживанию цен на него – это результат давления со стороны не самой бедной и достаточно влиятельной части населения. Этот слой активно покупает дорогие иномарки, но не желает поддерживать за свой счет отечественную нефтеперерабатывающую промышленность и государственный бюджет.

Снижение ставки единого социального налога привело к образованию дефицита в бюджете Пенсионного фонда. Между тем и при прежней более высокой ставке наем рабочей силы в России обходился значительно дешевле, чем в развитых странах. История свидетельствует о том, что применение машин начинается и активно развивается в тех странах, где рабочая сила относительно дорога. В РФ применение сложной, дорогой техники невыгодно из-за дешевизны рабочей силы и природных ресурсов. Российские предприниматели предпочитают эксплуатировать до полного физического износа старую технику, морально устаревшую по меркам передовых стран. При восполнении выбытия основных фондов предпочтение отдается более простой и более дешевой технике производственного назначения, бывшей в употреблении в развитых странах. Точно так же и наиболее ценные для машиностроения цветные и редкие металлы не столько применяются в стране, сколько экспортируются.

Благосостояние российского народа может основываться не на низких внутренних ценах на сырье и энергию, а на высоких трудовых доходах, являющихся, кроме прочего, основой достойного пенсионного обеспечения. Для создания высокооплачиваемых и конкурентоспособных мест не в отдельных регионах, а повсеместно нужно стимулировать развитие обрабатывающей промышленности и строительства, перераспределив налоговую нагрузку таким образом, чтобы прибыль после вычета налогов в обрабатывающей промышленности и строительстве была больше, чем в отраслях, чьи сверхприбыли основываются на природной ренте.

Снижение налогов на прибыли вплоть до нулевой ставки должно предоставляться по роду деятельности (по принадлежности к обрабатывающей промышленности и строительству), а не по каким-либо другим основаниям. Система налогообложения должна быть максимально простой, ибо, чем больше оснований для льгот, тем больше возможностей для выстраивания схем легального уклонения от налогов и для коррупции. Льготный режим для обрабатывающей промышленности должен быть установлен на длительный период, чтобы обеспечить всестороннее развитие этого народнохозяйственного комплекса. В качестве первого шага необходимо освободить от налогов прибыль, расходуемую на научные исследования, на переподготовку кадров и вложения в основной капитал внутри страны.

Что касается наукоемких отраслей, машиностроения и химической индустрии, то их конкурентоспособность не может быть обеспечена без развития всего комплекса обрабатывающей промышленности. Все составляющие комплекса связаны межотраслевыми поставками. Машиностроение – потребитель продукции различных отраслей обрабатывающей промышленности. В то же время для машинотехнических изделий производственного назначения обрабатывающая промышленность в целом является крупнейшим рынком сбыта. Государство может оказать дополнительную поддержку наукоемким отраслям, финансируя прикладные исследования и разработку образцов новой техники, предоставляя право на ускоренную амортизацию, а также за счет подготовки инженерно-технических кадров и кредитования лизинговых операций. Следует отметить, что снижение налогов и финансирование научных исследований и разработок, системы образования и профессионального обучения – это формы поддержки отечественной промышленности, не противоречащие нормам Всемирной торговой организации. В то же время эффект от прямого субсидирования производства экспортной продукции может быть, в соответствии с правилами ВТО, нейтрализован компенсационными таможенными пошлинами в странах-импортерах. Не исключено также применение антидемпинговых мер, которые приведут к более тяжелым последствиям для субсидируемых производств, нежели компенсационные пошлины.
Создание особых зон, где предусматривается льготный режим налогообложения, обычно имеет целью форсирование экспорта, что не является первостепенной задачей для России, имеющей активное сальдо торгового баланса. Создание особых зон не решает, а, наоборот, усугубляет проблему неравномерного развития регионов. Больший шанс получить право на образование привилегированных зон имеют продвинутые, а не отсталые в экономическом отношении регионы. Зоны не решают проблемы занятости населения в тех регионах, где эта проблема стоит наиболее остро.

Для отслеживания тенденций развития экономики в стране и мире, для их анализа и прогнозирования необходимо (как это сделали США в 1946 г.) создать совет экономических консультантов при Президенте страны. Этот орган должен подготавливать и публиковать за подписью Президента России ежегодный доклад об итогах, проблемах и перспективах экономического развития страны и мира.

Трудно переоценить роль подобного документа для экономического просвещения, особенно в России, хотя и для развитых стран задача разъяснения экономической политики остается актуальной, по крайней мере в период проведения выборов. Один из столпов экономического либерализма, Вальтер Ойкен, писал о пугающем непонимании механизмов рыночного регулирования экономики даже среднеобразованными гражданами. Другой представитель либеральной экономической мысли, Людвиг фон Мизес, отмечал, что участвовать в выборах и голосовать за ту или иную партию, не разобравшись в вопросах экономической теории, – это все равно что идти на восточный базар, не зная арифметики.

Россия должна использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и, снизив налоги на прибыль в обрабатывающей промышленности, начать финансировать рост своего научно-технического и человеческого потенциала. Будущее России зависит от развития в стране обрабатывающей промышленности, от обеспечения высокопроизводительной работой трудоспособного населения, от овладения экономическими мерами воздействия на рыночную экономику.

Примечания
1. Economic Report of the President 1997. Washington, 1997, p. 19.
2. Statistical Abstract of the United States. Washington, 2001, p. 205.
3. Аргументы и факты. 2003. № 43, с. 3.
4. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования. М.: Экономика, 2005, с. 224.
5. Известия. 2004. 23 марта.

Следить за новостями ИНЭС: