Капитан знает все?

Номер 1. Бизнес по образу и подобию

Проект «Действующие лица» — рейтинги 100 стратегических лидеров по категориям «Управленец» и «Компания».

Рейтинговый центр ИНЭС
Капитан знает все?

"Экономические стратегии", 2002, №1, стр. 14-21.

Вопросы лидерства со времен Александра Македонского привлекают внимание как теоретиков, так и практиков. В трудах Полибия, Тита Ливия, Аппиана, описывавших события 2-й Пунической войны, римский патриотизм сочетался с восхищением перед величайшим врагом Рима Ганнибалом Баркой, который "шестнадцать лет воюя в Италии против Рима, ни разу не уводил войска с поля битвы" (1). Тит Ливий рассказывал, что Ганнибал "одинаково терпеливо переносил жару и холод; меру еды и питья он определял природной потребностью, а не удовольствием; выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи; многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле среди воинов, стоявших на постах и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение" (2).

"Вторая мировая война еще раз доказала правильность старого положения, что ничего не говорящие выражения типа "по возможности", "при наличии условий", а также ненужные усиления, например, "энергично", "настойчиво", "обязательно", "окончательно", не имеют никакой ценности в условиях суровой действительности и только наносят вред авторитету командования. Но иногда бывало полезно обосновать кажущийся непонятным приказ, например: "С целью обеспечения эвакуации трех танков удерживать занимаемый рубеж до такого-то времени". Это повышало боевой дух солдата, который хотел знать, почему и в чьих интересах происходит то или иное действие" (3). Так говорил генерал Гудериан – один из основоположников теории и практики массированных танковых прорывов. Имеют ли его слова значение для сегодняшних лидеров российского бизнеса? Вопрос, очевидно, риторический.

Действия руководителя организации затрагивают абсолютно всех его подчиненных. Однако лидерство не монополизируется лишь высшим эшелоном менеджеров. Один из ведущих американских управленцев точно заметил, что самый лучший управляющий тот, у которого хватает здравого смысла, чтобы подобрать нужных людей для исполнения того, что ему нужно, и достаточно сдержанности, чтобы на это время не вмешиваться в их дела. Одиночки, даже на вершине организационной пирамиды, не в силах воодушевить многотысячные коллективы крупнейших корпораций на самоотверженный труд. Для этого требуется "критическая масса" лидеров на всех уровнях и во всех подразделениях фирмы. Диверсификация портфеля бизнеса влечет за собой многообразие субкультур в организации вследствие ее сетевой природы. Задача лидеров – создать набор разделяемых всеми ценностей, выполняющий функцию нормативного навигатора. Подлинный лидер при этом не претендует на роль "сверхчеловека", он стремится вдохновить других, создать ту неосязаемую атмосферу, которую так сложно описать, но которая исключительно важна.

Организационное лидерство является важнейшей характеристикой качества стратегического управления, отражаемого в рейтингах "Управленец" и "Компания" программы "Действующие лица". Лидерство проявляется практически во всех узлах энниаграммы стратегического управления, хотя особую роль оно играет в постановке целей развития и в практической реализации стратегических решений (см. схему 1) (4).

Схема 1. Энниаграмма стратегического управления

Подобно Алисе из Страны Чудес лидеры рейтингов, чтобы оставаться на месте, должны бежать все быстрее и быстрее. Так, не сдает свои позиции в рейтинге "Альфа-Групп". "Альфа-Банк", основа группы, взял курс на предоставление клиентам максимального количества финансовых услуг в одном месте, упрощение процедур за счет внедрения информационных технологий, развития филиальной сети. К 2004 году планируется довести число филиалов до 150, изменяя при этом весь модуль работы отделения. На сегодняшний день у банка порядка 30 тысяч корпоративных клиентов, причем свыше семи тысяч из них перешли в "Альфа-Банк" после августа 1998 года. Это, как говорится, "дорогого стоит". Особый успех связан с напряженной борьбой последнего года за финансовые потоки атомной отрасли. Основные счета "жемчужин Минатома" – "Техснабэкспорта" и "ТВЭЛа" – переведены в "Альфа-Банк", которому было поручено также обслуживание контракта по ввозу и переработке ОЯТ с болгарской АЭС "Козлодуй".

Схема 2. «Альфа-Групп»: стратегия экспансии

На этом фоне продолжала сдавать позиции Группа "МДМ" (переместившаяся с 11 места на 18), явив пример фатальности отрыва своего "целеполагания" от анализа "бизнес-среды" и обеспеченности "ресурсами" (см. схему 3). Как известно, благополучие любого союза держится на шести китах: первый – это судьба, остальные пять – это доверие. Сложно судить, отвернулась ли судьба от Группы "МДМ" или, потеряв доверие, Банк России отказался регистрировать итоги дополнительной эмиссии акций "Конверсбанка", благодаря которой Группа "МДМ" рассчитывала получить более 60% акций банка. Хотя, демонстрируя завидную настойчивость, Группа "МДМ" контролирует как минимум 44% акций "Конверсбанка" и продолжает переговоры с другими его акционерами. В целом, кибернетизм в замыслах и действиях Группы "МДМ" явно проигрывает от недостатка тщательности планирования и надежности исполнения.
Укрепилось положение одного из лидеров наших рейтингов – "ЮКОСа", который стал крупным акционером единственного оператора словацкого участка нефтепровода "Дружба" компании Transpetrol (усиление узла "ресурсы"). "ЮКОС" также будет участвовать в оперативном управлении трубопроводом, что позволит ему обеспечить для себя стабильные транспортные тарифы (усиление узла "сети"). Более того, Михаил Касьянов и председатель КНР Цзян Цзэминь подписали межправительственное соглашение о разработке ТЭО строительства нефтепровода Россия-Китай, что в ближайшие 25 лет гарантирует закупки согласованных объемов нефти по договорной цене у российской стороны, представленной "ЮКОСом". Не все, однако, было безоблачно и у "ЮКОСа". Так, "ЮКОС" уже не является крупнейшим совладельцем голландской компании Kvaerner, вследствие чего был отозван план ее рефинансирования. Впрочем, можно предположить, что это событие не слишком расстроило руководство "ЮКОСа", которое за 100 млн долл. приобрело дочерние компании Kvaerner – Hydrocarbons и Process Technology, – оказывающие сервисные услуги на его месторождениях. Михаил Ходорковский стал лауреатом нашей номинации "Управленец 2001 года", и развитие "ЮКОСа" в январе-феврале текущего года подтверждает правильность выбора Экспертного совета ИНЭС/ЭС.

Схема 3. Группа «МДМ»: упущенное доверие

Потерял несколько пунктов в своем рейтинговом статусе "ЛУКОЙЛ". Оставаясь крупнейшей компанией по объемам производства (узел "ресурсы"), "ЛУКОЙЛ" уступил в рыночной капитализации (узел "финансы") "Сургутнефтегазу" и "ЮКОСу". Более того, в Москве красно-белые автозаправки "ЛУКОЙЛа" подчас превращались в синие заправки "ТНК". "ЛУКОЙЛ" также теряет позиции на московском рынке и в другой сфере – "Сибнефть" покупает доли "ЛУКОЙЛа" в Московском НПЗ и "Моснефтепродукте". Не удалась и попытка реконструировать Московский НПЗ, где его доля составляет 38%. К положительным сдвигам в стратегическом потенциале относится то, что "ЛУКОЙЛ" завершил строительство первого в России частного продуктопровода (узел "ресурсы"). Он свяжет принадлежащий компании НПЗ "Пермнефтеоргсинтез" с системой "Транснефтепродукта". Была также достигнута окончательная договоренность о приобретении "ЛУКОЙЛом" за 50 млн долл. контрольного пакета акций британской нефтегазоразведывательной компании Soco (узел "сети").

Заметно повысила свой рейтинговый статус инвестиционно-банковская группа "НИКойл" (с 64 места до 31). Стремясь стать универсальным банком, "НИКойл" приобрел "Автобанк" (за 15 млн долл.), что позволит развивать технологии реализации инвестиционно-банковских продуктов через общую сбытовую сеть "Автобанка" (узел "ресурсы"). "НИКойл" теперь владеет приблизительно 80% "Промышленно-страховой компании" ("ПСК") – крупнейшей в России по объемам поступлений (более 38 млн долл.). Причина интереса "НИКойла" к "ПСК" в принципе та же, что и к "Автобанку" – группа намерена предоставить населению весь спектр инвестиционных услуг через розничную сеть страховой компании.

Вошел в первую сотню управленцев глава "Газпрома" Алексей Миллер. Ему удалось отстоять консервативный вариант либерализации рынка газпромовских акций (узел "бизнес-среда"). В рамках стратегического альянса между "Газпромом" и англо-американской Royal/Dutch Shell две компании договорились создать гигантский газопровод в Китае стоимостью 6 млрд долл. (узел "сети"). Варшава подтвердила объемы финансирования первой ветки газопровода "Ямал-Западная Европа". Началась перестройка системы управления финансами в компании, направленная на то, чтобы в долгосрочной перспективе значительно поднять рыночную капитализацию "Газпрома" (узел "финансы"). Повышение тарифов облегчает "Газпрому" выполнение инвестиционной программы в размере 160 млрд руб. (узел "бизнес-среда"). Установление контроля над "СИБУРом" стало серьезным испытанием на прочность, но в любом случае новому руководству удалось показать "Кто в доме хозяин", Рем Вяхирев покинул список 100 наиболее стратегичных управленцев России.

Среди других компаний, подтвердивших свое лидерство и заслуживающих упоминания: холдинг "Интеррос", завершивший реструктуризацию активов (узел "сети"), которая длилась два года (см. интервью с генеральным директором холдинга "Интеррос" Андреем Клишасом на стр. 22); Пивоваренная компания "Балтика", начавшая строительство двух новых пивоваренных заводов в Самаре и Хабаровске с общим объемом инвестиций 100 млн долл. (узел "реализация"); НПО "Энергомаш", удачно завершившее первый этап сотрудничества с американской Lockheed Martin и подписавшее контракт на поставку 101 ракетного двигателя РД-180 стоимостью 1 млрд долл. Кроме того, НПО "Энергомаш" успешно провело огневые испытания двигателей РД-191 для перспективной ракеты "Ангара". Приоритетность этого проекта подтвердил Владимир Путин, посетив ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (рост рейтинга с 30 места до 28), который является головным подрядчиком на разработку ракеты "Ангара". И хотя всем хорошо известны финансовые трудности российских высокотехнологичных компаний, лидеры нашли возможности разработки и освоения техники нового поколения.

Серьезно снизился рейтинг компании "Мобильные ТелеСистемы" – бесспорного лидера по привлечению новых абонентов в Москве в последние два года (узел "реализация"). "Кубок первенства" перешел "ВымпелКому": во II квартале 2001 года на его долю пришлось чуть более 30% притока новых абонентов, в III квартале этот показатель составил около 47%, а в начале IV квартала – уже 70%. "ВымпелКом" привлек абонентов в два раза больше, чем "МТС". Такого результата компания не добивалась с ноября 1999 года. Успех "ВымпелКома" объясняется, прежде всего, более агрессивной маркетинговой политикой: в рекламе завуалировано обыгрывались недостатки работы "МТС". Например, телевизионный ролик про футбольную команду, на которую неожиданно свалились "проблемы со счетом", – у "МТС" до недавнего времени расчеты по авансовым планам делались с большой задержкой, что не устраивало абонентов. "МТС" выиграла белорусский тендер на вторую лицензию сотовой связи стандарта GSM (узел "ресурсы"). Однако это, скорее, "пиррова победа", поскольку цена лицензии составила 21 млн долл., увеличившись почти в три раза по сравнению со стартовой и, кроме того, "МТС" пришлось довольствоваться долей младшего акционера. Руководство компании безуспешно пыталось уговорить белорусскую сторону отдать контрольный пакет нового сотового оператора.

Эти мгновения из жизни российского бизнеса в начале 2002 года вызывают немало ассоциаций, провоцирующих ответ на риторический вопрос: "Капитан знает все?" – не менее риторическим вопросом: "А крысы знают больше?".

P.S. И все же, капитан покидает корабль последним.


Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных управленцев»

Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных компаний»

Следить за новостями ИНЭС: