Доверие поколений обязывает

Номер 2. (С)Бой часов

Председатель совета директоров «Росгосстраха» Данил Хачатуров дает весьма оптимистичный прогноз развития страхового рынка в России: «Страховая индустрия будет развиваться быстрее, чем экономика страны в целом. По объему рынка у страховой индустрии огромные возможности для роста. По некоторым оценкам, в 2007 году страховой рынок России вырастет в четыре-пять раз».

ХАЧАТУРОВ Данил Эдуардович – председатель совета директоров "Росгосстраха"
Доверие поколений обязывает

"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 80-81

Традиции и опыт компании, которая по сути более 80 лет пользуется доверием россиян, позволяют ей занимать особое место на страховом рынке страны и существенно влиять на его развитие. "Росгосстрах" располагает филиальной сетью, сравнимой по охвату с Почтой РФ и Сбербанком России. Наличие блокирующего пакета акций у государства обеспечивает дополнительную надежность компании, которая считает своей главной миссией защиту благосостояния граждан путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов.

Российская государственная страховая компания образована в феврале 1992 года, является правопреемником Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 году. Группа компаний "Росгосстрах" влючает ОАО "Росгосстрах", три крупные региональные и семь межрегиональных страховых компаний.
Совокупный уставный капитал Группы компаний "Росгосстрах": 3 миллиарда рублей.
Региональная сеть: 76 республиканских, краевых и областных филиалов, 2300 агентств и страховых отделов.
Виды страхования: 97 видов обязательного и добровольного страхования.
Клиенты: более 24 миллионов частных лиц и свыше 130 000 предприятий.

Как Вы оцениваете деятельность "Росгосстраха" в 2003 году?

Минувший год стал по-настоящему прорывным для нашей компании. Новой команде менеджеров, возглавившей ее два года назад, удалось успешно и в короткие сроки завершить самый сложный этап масштабной перестройки. В результате полностью восстановлено управление системой РГС – крупнейшей в стране сетевой страховой компании. Сформирована новая организационная структура, существенно обновлено управленческое звено, введены единые стандарты и корпоративные технологии. Сейчас внедряется система оперативного управления проектами, продолжается стандартизация бизнес-процессов, начат проект по созданию единых стандартов бухучета. Значительно улучшилась материально-техническая база компании и всех ее региональных подразделений. Мы можем констатировать, что бренд РГС стал самым узнаваемым среди страховых компаний. Важным событием в жизни не только "Росгосстраха", но и всего страхового рынка явилось проведение очередного этапа приватизации компании. После состоявшегося в июне 2003 года открытого аукциона контрольный пакет акций был консолидирован стратегическим инвестором, заинтересованным в дальнейшем динамичном развитии "Росгосстраха". Очень важно и то, что государство решило сохранить блокирующий пакет акций. Это обеспечивает компании дополнительную надежность. Кропотливая работа дала первые ощутимые результаты. В 2003 году "Росгосстрах" увеличил сбор страховой премии до 21,3 млрд рублей. Темпы роста по сравнению с 2002 годом составили 300%.

Система полностью доказала свою жизнеспособность и лидерство РГС по массовым видам страхования. Свидетельство тому – впечатляющие итоги первых шести месяцев работы по выполнению федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств". После тщательной подготовки компания завоевала почти половину рынка ОСАГО. На начало 2004 года клиентами "Росгосстраха" стали свыше шести миллионов автовладельцев. Компания вернулась на рынок обязательного государственного страхования. Мы приняли участие во всех крупных тендерах и сделали серьезную заявку, выиграв конкурс на обязательное государственное страхование сотрудников МВД и военнослужащих внутренних войск. В целом минувший год был очень удачным для РГС и нам есть чем гордиться. Мы считаем, что сделали хороший задел на будущее.

Какие страховые продукты "Росгосстраха" наиболее популярны?

РГС занимает лидирующие позиции на рынке имущественного страхования. Для нас очень важно, что миллионы россиян из года в год, из поколения в поколение доверяют страховую защиту своих квартир, дач, а теперь и коттеджей именно РГС.

В прошлом году темпы роста наших сборов по классическому страхованию жизни составили 194%, хотя объем этого сегмента рынка еще остается достаточно скромным. Но стабилизация экономики заставляет россиян серьезно задумываться о своем будущем и будущем своих детей. Поэтому получают развитие программы накопительного страхования, которые сейчас пользуются спросом.

В наступившем году мы планируем вывести на рынок несколько новых страховых продуктов, например, "Росгосстрах-Автозащита". Они будут полностью соответствовать миссии компании – защите благосостояния российских граждан путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов. Мы надеемся, что наши новые продукты будут пользоваться популярностью.

Вы руководите огромным коллективом. Какие управленческие принципы помогают Вам в работе?

Люди – движущая сила "Росгосстраха". Они должны четко представлять цели, которые ставит перед компанией руководство, получать удовлетворение от выполненной работы. Страхование по самой своей сути – дело благородное. Ведь главная задача страховщика – вернуть клиенту утраченное, в трудную минуту проявить о нем заботу, поэтому и люди нам нужны неравнодушные. Главное для нас – предоставить каждому возможность активно и с максимальной отдачей участвовать в общем деле, видеть результаты своего труда, получать адекватное вознаграждение, иметь ясную перспективу служебного роста. Мы уделяем огромное внимание современной системе мотивации, включающей в себя материальные и моральные аспекты, не боимся широко использовать полезный опыт прошлого. Он учитывается в новой системе наград РГС, введенной в действие в прошлом году. Одновременно внедряется современная технология управления персоналом – система адаптации и оценки, подбора кадров.

В последнее время много спорят о новой редакции закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Какова Ваша точка зрения на данный закон?

В нем есть серьезные недоработки. Существенное воздействие на состояние рынка оказал внезапный запрет на совмещение перестрахования и страхования жизни, вступивший в силу с 17 января 2004 года, и главное – сроки по выполнению этих требований.

Какие меры по развитию страховой системы России Вы считаете важнейшими и незамедлительными? Какова роль "Росгосстраха" в этом процессе?

Самое главное – создать стройную систему законодательного обеспечения страховой деятельности. Рынок ушел далеко вперед по сравнению с существующим законодательством. Тот же закон "Об организации страхового дела" – первый с 1992 года нормативный акт, регулирующий страховую деятельность. Для развития страхования в России также остро необходимо дополнительное стимулирование, поддержанное на государственном уровне. При разработке новой законодательной базы, внедрении новых стандартов страхового дела "Росгосстрах", думаю, будет играть заметную роль, поскольку в силу своего масштаба он остается системообразующей компанией отрасли.

Как Вы оцениваете результаты действия закона об ОСАГО?

При всех недостатках этого закона, а также проволочках с разработкой правил и тарифов сегодня ясно, что в России можно в сжатые сроки ввести в действие механизм социальной защиты значительной части населения. Мы ожидали, что в течение первых шести месяцев застрахуют свою гражданскую ответственность примерно 50% автовладельцев. На деле эта цифра оказалась значительно выше – полисы ОСАГО приобрели или приобретут в ближайшее время 75% автовладельцев. Это свидетельствует о том, что закон уже заработал. Хочу отметить отрадный факт: постепенно в обществе меняется отношение к этому закону. Аварий и дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, у нас происходит очень много. И многие пострадавшие уже оценили степень страховой защиты, которую им предоставил полис ОСАГО.

Российское общество более или менее хорошо ориентируется лишь в обязательных видах страхования. Как Вы думаете, может быть, стоит больше внимания уделять добровольным видам страхования, способствовать повышению страховой культуры населения непринудительными методами?

Развитие страхового рынка напрямую зависит от уровня развития экономики, связанной с этим стабильностью и повышением уровня жизни. Экономический рост приведет к расширению так называемого "среднего класса" – людей, имеющих стабильный доход и заинтересованных в страховой защите своего имущества, пенсионном страховании, образовательных программах. Очень перспективно развитие страхования в корпоративном сегменте, особенно страхование ответственности предприятий. В целом по стране у нас сейчас страхуется только 10% всех рисков, в то время как в развитых европейских странах – почти 90%.

Ожидаете ли Вы бум на рынке страхования в России? Как будет развиваться отечественный страховой сектор в ближайшие несколько лет?

Согласно различным экономическим прогнозам, страховая индустрия будет расти и развиваться быстрее, чем экономика страны в целом. По некоторым оценкам, к 2007 году страховой рынок России вырастет в четыре-пять раз.

 

Следить за новостями ИНЭС: