Быть ли Казахстану пустыней?

Номер 2 - ЦА. Закон гармонии

Если перестанут поступать доходы от нефти, финансирование всех программ развития будет сокращено и их успешная реализация окажется под вопросом

Жигер Басен
Быть ли Казахстану пустыней?

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2006, стр. 102 – 107

Басен Жигер Толеуулы – консультант Института экономических стратегий – Центральная Азия.

В статье предпринята попытка обсудить в первом приближении, насколько экономика и общество Казахстана зависимы от экспорта сырьевых ресурсов и какова эффективность использования доходов от него. В дальнейшем предполагается проведение более глубоких исследований в рамках данного прогностического эксперимента. Представим себе, что в Казахстане иссякли все нефтяные скважины, более того, у нас нет не только нефти, но и газа, угля, железной руды. Надеемся, что сей смелый эксперимент даст нам возможность понять, к какому обществу и социальным отношениям мы движемся, что готовит нам завтрашний день, который мы определяем уже сегодня. Богатство недр – это богатство народа? Что ждет общество Казахстана в случае сохранения теперешних тенденций развития – стагнация экономики "по-голландски" и деградация государственной власти, катастрофическое социальное расслоение и массовая нищета? Хотелось бы думать, что есть еще время предотвратить такое будущее…

Модель эксперимента.

В прогностическом эксперименте с условным названием "Нефти больше нет!" в качестве экзогенных факторов выбраны следующие:
1. Все финансовые поступления от продажи нефти прекратились;
2. Национальный фонд Казахстана обесценился.

Предполагается, что данный эксперимент позволит вскрыть "черный ящик" (современное общество Казахстана), поскольку в кризисной ситуации обнажаются все общественные связи, в подобных условиях утрачивающие свою функциональность.

Представим себе модель "открытого" таким образом общества и сделаем прогноз его развития, основываясь на объективных законах социального развития и местных культурных особенностях.

Для большей иллюстративности будем рассматривать следующие области: экономическая политика, человеческое развитие, стратегическое управление, бизнес и инвестиции, социальные риски.

Экономическая политика.

Казахстан представляет собой демократическое унитарное светское государство с президентской формой правления и рыночной, так называемой нефтяной, экономикой – с опорой на добычу и экспорт минерального сырья.

Таблица 1. Структура ВВП в 2002–2005 гг. (%)

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.
Примечание: Производство товаров и услуг в сумме не дает 100%, так как не приняты во внимание косвенно измеряемые услуги финансового посредничества и чистые налоги на продукты и импорт.

Что такое нефтяная экономика? Упрощая, можно сказать: значительные поступления от экспорта нефти завышают курс национальной валюты, существенно снижая конкурентоспособность продукции местных производителей, высокая рентабельность добычи сырья отвлекает инвестиционные ресурсы от не нефтяных секторов экономики, а приток денег в экономику рождает потребительский бум и как следствие уменьшает инвестиции в развитие.

В структуре ВВП Казахстана преобладают добывающая промышленность, торгово-посреднические услуги и операции с недвижимостью (табл. 1). В 2005 г. в общем объеме промышленного производства доля нефти и газа составляла около 50%. Доля готовой продукции последнего передела крайне низка, производство высокотехнологичной продукции отсутствует. Отмечается рост в строительной индустрии – результат бума, вызванного притоком нефтедолларов и связанным с ним ростом банковского кредитования.

Налицо спад в сельском хозяйстве, хотя животноводство и земледелие имеют большое значение для сохранения культурной идентичности Казахстана и обеспечения занятости. Транспорт и связь также демонстрируют отрицательную динамику, а финансовая деятельность в ВВП составляет небольшую долю.
Велика доля теневой экономики (по разным оценкам около 30 – 40% от ВВП), процветает коррупция и криминалитет. По всей видимости, питательной средой для этого являются сверхдоходы от экспорта сырьевых ресурсов.

Таблица 2. Расходы государственного бюджета Казахстана на образование и здравоохранение
в 2000–2005 гг. (% от ВВП)

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, Министерство финансов Республики Казахстан.


По словам эксперта британской консалтинговой компании Oppenheimer Technical Assistance Consultants, советника по экономическим вопросам Оксфордского университета Питера Оппенхаймера, реальная доля нефтяного сектора в Казахстане составляет свыше 25% от объема ВВП, а доходы от экспорта нефти – 60% от всего экспорта.1 Таким образом, если прекратятся поступления от экспорта нефти, Казахстан потеряет львиную долю внешних доходов и значительный процент прироста национального богатства. Национальная валюта – тенге – будет девальвировать, а в условиях высокой зависимости Казахстана от импорта промышленных и потребительских товаров снижение ее покупательной способности приведет к проявлению товарного дефицита.

Человеческое развитие.

Что является целью любой общественной системы? Развитие человеческого потенциала. Насколько эффективно в Казахстане используются для этого доходы от экспорта сырьевых ресурсов?

Расходы на образование и здравоохранение постоянно снижаются (табл. 2). Хотя в 2005 г. и наблюдался некоторый их рост, однако уровня 1997 г. (2,8% и 4,4% соответственно) они не достигли. Для сравнения, в 2004 г. в таких странах, как Норвегия и Швеция уровень расходов на образование составлял 6,8% и 7,6% от ВВП, а в Чехии, Венгрии и Польше – 4,4%, 5,1% и 5,4% соответственно. Уровень расходов на здравоохранение в Германии, Японии, Норвегии и Швеции составляет от 6,2 до 8,1% от ВВП, а в Чехии, Венгрии и Польше – соответственно 6,7%, 5,1% и 4,4%.

Таким образом, инвестиции в человеческий капитал в Казахстане существенно ниже общемировых, притом что Казахстан на данный момент не обладает развитым человеческим потенциалом.

Можно предположить, что в случае потери доходов от экспорта нефти в Казахстане одними из первых будут сокращены расходы на образование и здравоохранение, что приведет к существенному снижению качества человеческого потенциала. В итоге под вопросом окажется построение инновационной экономики, конкурентоспособной в мировом масштабе.

Стратегическое управление.

Оптимальным способом достичь поставленных целей можно только применяя методы стратегического управления. Насколько эффективна в Казахстане система государственного стратегического управления?

Основополагающим документом в области стратегического управления государством является стратегия "Казахстан-2030". Регулярно утверждаются отраслевые стратегии и программы развития, которые, по сути дела, являются всего лишь декларациями о намерениях, а не четкой системой действий, направленных на конкретный результат. Предполагается реализация Казахстанской кластерной инициативы – развитие группы связанных территориально и экономически предприятий и сопутствующих им организаций, которые относятся к определенной отрасли. В целях диверсификации экономики, повышения ее производительности и темпов роста определены 7 пилотных кластеров – "Туризм", "Пищевая промышленность", "Нефтегазовое машиностроение", "Текстильная промышленность", "Транспортная логистика", "Металлургия", "Строительные материалы". Следует отметить, что реализация кластерной инициативы затягивается, а увязка ее с другими государственными программами в должной степени не осуществляется.

В целях дальнейшего экономического развития реализуется Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 гг. Однако отмечается, что ее реализация в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведет к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства к 2015 г.

Согласно указанной стратегии, предполагается, что доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 г. достигнет только 46-47%, замедлится снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП (с 13,3% в 2000 г. до 12-12,6% в 2015-м; как указано в стратегии, данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 г. составил бы 10,9%), доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27 – 28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1 до 45-46%.

Таким образом, стратегия не предусматривает сколько-нибудь значительного снижения зависимости казахстанской экономики от экспорта сырьевых ресурсов. В казахстанских условиях представляется более важным разработать такую стратегию, которая предполагала бы избавление от нефтяной зависимости.
Следует также отметить, что, если перестанут поступать доходы от нефти, финансирование всех программ развития будет сокращено и их успешная реализация окажется под вопросом.

Бизнес и инвестиции.

Что первично – экономика или политика? На этот вопрос однозначного ответа, по всей видимости, не существует. Все зависит от тех конкретных социально-экономических условий, в которых развивается данная общественная система. В Казахстане в течение всех лет после обретения независимости провозглашалось: "сначала экономика, потом политика". Это означало, что эффективность экономических реформ определяется неизменностью политической системы государства. Так ли это на самом деле?
По всей видимости, не совсем. В Казахстане стабильность обмуникации, торговля и услуги и зачастую оставляет без внимания перспективные проекты в других отраслях. Туда же идут и немалые внешние заимствования банковского сектора, полученные под высокие кредитные рейтинги Казахстана и основанные на ожиданиях дальнейшей благоприятной конъюнктуры цен на мировых рынках сырьевых ресурсов. В случае исчерпания последних рейтинги пойдут вниз.

Таблица 3

Внешний долг Казахстана приближается к критической отметке (табл. 3). Его погашение в условиях недостатка финансовых ресурсов будет представлять серьезную проблему.

Помимо прочего, в Казахстане высока степень аффилированности промышленных, финансовых и других экономических факторов. Эта система базируется на тех же самых нефтедолларах. Их изъятие спровоцирует крушение пирамиды, которую представляет собой реальная экономика Казахстана.

Социальные риски.

Необходимо отметить, что приток денег в экономику поддерживает определенное равновесие в обществе. Увеличение денежной массы оживляет потребительскую активность на всех уровнях; формирующийся средний класс оптимистически настроен в отношении будущих доходов. Всему этому может наступить конец, если прекратятся поступления от экспорта природных ресурсов. Социальная активность не будет сдерживаться надеждами на кусок нефтяного пирога. Более того, некоторые отрасли экономики, обеспечивающие высокий уровень занятости, столкнутся с необходимостью сокращать наем рабочей силы. Все это, несомненно, приведет к усилению социальной напряженности. Учитывая тот факт, что в Казахстане отсутствуют какие-либо антикризисные программы в социальной сфере на случай существенного снижения доходов от экспорта сырьевых ресурсов, последствия предугадать достаточно сложно.

Тема, поднятая в данной статье, нуждается в более глубоком и комплексном исследовании. На данном этапе для нас стратегически важно определить, к какому обществу мы собираемся двигаться. Иначе, исчерпав все свои природные ресурсы, Казахстан превратится в бесплодную пустыню.

Следить за новостями ИНЭС: