Казахстан: экономический прогноз 2006–2007

Номер 2 - ЦА. Закон гармонии

Несмотря на то что переход Казахстана к рыночной экономике закончен, пока трудно говорить о верховенстве закона и уважении к частной собственности

Ануар Байшуаков
Казахстан – экономический прогноз

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2006, стр. 96-101

Байшуаков Ануар — генеральный директор «ИНЭС — Центральная Азия»,
шеф-редактор журнала «Экономические стратегии — Центральная Азия».

Политика и бизнес-среда

Правительство Казахстана признало необходимость улучшения бизнес-среды, однако оказалось не в состоянии создать благоприятные условия для малых отечественных компаний и иностранных предприятий. Казахстан получает больше прямых иностранных инвестиций, чем другие страны СНГ, но в республике все еще сильна коррупция. Судя по всему, правительство намеревается сократить уровень теневой экономики за счет второй амнистии на капитал. Президент предложил парламенту в июне одобрить закон об амнистии на имущество с тем, чтобы максимально легализовать не прозрачные активы. Компании для легализации своей собственности должны будут заплатить налог в размере 10%. Ожидается, что большинство отечественных компаний, работающих в теневой экономике, продолжит функционировать в тени из-за нежелания платить высокие налоги и стремления избежать противостояния с местной налоговой полицией. Таким образом, власти могут отпугнуть компании, которые работают незаконно, попыткой принудить их легализовать свои активы. Казахстан наводнен доходами от экспорта нефти, и руководство республики забыло о своих обязательствах осуществлять структурные реформы, которые потенциально могут улучшить предпринимательский климат. Принимая во внимание высокие цены на нефть, можно сделать вывод, что в среднесрочном периоде Казах стан, по всей видимости, привлечет иностранные компании к работе в нефтегазовом секторе, несмотря на непривлекательный инвестиционный климат. Правительство вряд ли улучшит условия в нефтяном и газовом секторе, если цены на нефть не упадут. Ожидается, что оно сохранит свою агрессивную позицию по отношению к иностранным инвесторам в добывающей промышленности – иностранцы продолжат работать в Каспийском море, на нефтяные запасы которого имеется значительный спрос на международных рынках.

Малые отечественные компании подвергаются чрезмерному давлению со стороны финансовой полиции и некоторых преступных групп, загоняющих их в тупики не позволяющих развиваться. Казахстанские мегахолдинги, сотрудничая с некоторыми высокопоставленными чиновниками с целью обеспечения защиты своей собственности, накопили огромную прибыль.

Несмотря на то, что переход Казахстана к рыночной экономике в основном закончен, пока трудно говорить о верховенстве закона и уважении к частной собственности, и такое положение, очевидно, сохранится в прогнозируемом периоде. Авторитарная история Казахстана и отсутствие опыта свободной экономики могут способствовать тому, что его рыночные институты останутся на примитивном уровне. По нашему мнению, правительство республики сможет незначительно улучшить бизнес-среду для инвесторов, обеспечив налоговые льготы и вложив деньги в модернизацию инфраструктуры, унаследованной от СССР.

Президент будет пытаться вести свой народ, опираясь на стратегию "Казахстан2030", согласно которой государству принадлежит ведущая роль в обеспечении устойчивого экономического роста. Международный опыт подсказывает, что страны, которые достигли баланса в отношениях между государством и рынком, часто добиваются успеха при интеграции в глобальную экономику.

Макроэкономическая среда

В своем ежегодном послании к народу Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность удвоения валового внутреннего продукта Казахстана к 2008 г. (по сравнению с 2000 г.) путем обеспечения ежегодного экономического роста в 8,5% в течение следующих двух лет. Президент верит, что Казахстан войдет в список 50 наиболее конкурентоспособных экономик в мире в течение следующего десятилетия. Такие стратегические цели ставятся исходя из предположения, что цены на нефть в прогнозируемый период останутся высокими. Согласно последнему рейтингу Мирового экономического форума, сегодня Казахстан занимает 61-е место в индексе конкурентоспособности. Однако, на наш взгляд, пока экономика республики сильно зависит от высоких цен на нефть, ей не удастся войти в число 50 самых конкурентоспособных государств. Исследования доказывают, что страна, экономика которой зависит от единственного экспортного продукта, обречена на высокую неустойчивость, поскольку его цена имеет тенденцию к значительным колебаниям.

Более чем вероятно, что в прогнозируемом периоде государство будет постоянно вмешиваться в экономику. В феврале 2006 г. правительство создало холдинговую компанию "Самрук" для управления государственными активами, куда были включены самые крупные государственные корпорации – КЕГОК, "Казмунайгаз" и "Темиржолы". Изначально планировалось, что холдинг будет управлять активами 20 – 25 ведущих государственных компаний. То, что такими крупными компаниями управляют высокопоставленные должностные лица и близкие к президенту люди, в среднесрочной перспективе обусловливает риск увеличения разного рода благодарственных выплат и взяток. Кроме того, правительство настаивает на том, чтобы члены правления не вмешивались в ежедневную работу компании. Весьма сомнительно, что государственный холдинг сможет нанять квалифицированных независимых менеджеров высшего звена для управления компанией, – поскольку государство стремится контролировать свои активы, оно вряд ли предоставит иностранным менеджерам необходимую свободу действий. Государство, видимо, решило повременить со второй волной приватизации, которая могла бы привлечь огромные инвестиции и способствовала бы внедрению современного корпоративного управления в самых крупных компаниях страны.

Согласно Стратегии инновационного промышленного развития для Республики Казахстан на2003-2015 гг. и долгосрочной экономической стратегии "Казахстан2030", правительство планирует продолжить диверсификацию экономики. Оно учредило шесть инвестиционных фондов для управления различными проектами, которые нуждаются в финансовой поддержке. В I квартале 2006 г. правительство создало Фонд устойчивого развития "Казына" в качестве "зонтичной" компании для обеспечения контроля над инвестиционными фондами и фондами развития. Государство может препятствовать росту инвестиционных фондов, ограничивая их конкурентную мобильность в условиях свободного рынка.

С 2003 г. Инвестиционный фонд Казахстана профинансировал более тридцати проектов на общую сумму 170 млрд. тенге; участие фонда в них составило 21 млрд. тенге. За 2006 – 2007 гг. он, как ожидается, израсходует до 50 млрд тенге на финансирование еще тридцати пяти проектов. Недавно Инвестиционный фонд создал совместное предприятие с британской компанией Pilkington для строительства первого в Казахстане завода по производству стекла, необходимого быстро развивающемуся строительному сектору республики. Предполагается, что спрос на продукцию завода, строительство которого планируется завершить к 2008 г., обеспечит ежегодный рост доходов компании на уровне 10% в год до 2015 г. Стройиндустрия Казахстана получит, наконец, возможность покупать инновационные строительные материалы на местном рынке.

Казахстанский рынок имеет небольшую покупательную способность и географически отдален от международных рынков. Если регион не откроется для региональной интеграции, маловероятно, что проекты, которые финансирует Инвестиционный фонд, дадут высокую отдачу. Если бы Казахстан вступил в ВТО в 2007 г. одновременно с Россией, это облегчило бы ему доступ к международному капиталу, поскольку Россия обладает емким рынком, на ее территории работают крупные международные компании.

В Казахстане только 0,3-0,6%ВВП расходуется на исследования и развитие, тогда как ведущие страны мира для поддержания наукоемкого производства выделяют более 2-3% от объема ВВП. Чтобы превратить экономику республики из ресурсной в инновационную, необходимо увеличить государственную поддержку научно-исследовательской деятельности. Из-за того, что такая поддержка в 1990х годах свелась к минимуму, около 17 тыс. квалифицированных научных сотрудников покинуло страну. В результате сегодня инвестиционные фонды с трудом находят кадры для реализации научных проектов.

Предприятия очень слабо связаны с научно-исследовательскими учреждениями, что затрудняет поиск качественных инвестиционных проектов. Отсутствие долгосрочных отношений между инновационными фондами и предпринимателями не дает возможности последним финансировать научные исследования в коммерческих целях. Инвестиционные фонды пытаются прививать на предприятиях культуру инноваций. Они стремятся создать базис для роста предприятий, основанных на инновациях, но вряд ли смогут решить задачу, сформулированную правительством, – диверсифицировать национальную экономику посредством инноваций. Экспорт дешевых технологий потребует от Казахстана больших усилий, поскольку существует вероятность того, что он будет вытеснен с международных рынков такими более сильными производителями технологий, как Китай и Россия.

Экономика Казахстана, вероятно, пострадает из-за реализации стратегии, направленной на продолжение использования нефти как ключевого экспортного товара. Страна уже сейчас страдает "голландской болезнью", которая привела к "перегреву" экономики, укреплению курса национальной валюты. В результате промышленное производство сократилось с 10,9%в 2004 г. до 4,6% в 2005м (в первой половине 2006 г. – 5,1%), а его рост уменьшился с 8,9% в 2004 г. до 6% в 2005 г. (в первой половине2006 г. – 7%), что ниже намеченного правительством базового уровня ежегодного роста. Ожидается, что в прогнозируемый период государство не преодолеет зависимости от главного экспортного товара. Это чрезвычайно затруднит лечение "голландской болезни", уменьшит возможности диверсификации экономики на основе "стратегии инновационного промышленного развития".

Президент, очевидно, отказался от намерения развивать пять – семь "технологических экспериментальных кластеров" вне нефтяного сектора. В своем обращении к народу он не упоминал о "технологических кластерах" как части стратегии государства. Это косвенно свидетельствует о том, что государство избегает работы над стратегией, в которой должен принять участие как государственный, так и частный сектор. Международный опыт показывает, что любая страна, пытающаяся повысить эффективность своих "технологических экспериментальных кластеров", должна не один год уделять внимание их развитию. Казахстанское правительство вместо этого решило сосредоточиться на других стратегических приоритетах, таких как вступление в ВТО и поддержание стабильного экономического роста за счет сильного государственного контроля. Иностранные компании фактически не участвуют в развитии экспериментальных кластеров, поскольку государство попыталось использовать собственные ресурсы.

Монетарная политика

Национальный банк Казахстана (НБК) в прогнозируемом периоде будет пытаться поддерживать стабильные цены, сдерживая показатели инфляции в пределах 5,7-7,6%. Однако за первые девять месяцев 2006 г. инфляция достигла 8,9%, превысив желаемую отметку, а индекс потребительских цен, исключая цены на продовольствие и услуги, – 6,6%.В 2005 г. цены на фрукты и овощи повысились на 23,1%, на мясные продукты – на 12,1%! С января по апрель 2006 г. рост цен на сахар, овощи и фрукты составил почти45% ценового роста. Увеличение потребительских цен могло побудить НБК более жестко регулировать денежную политику в среднесрочном периоде. Мы полагаем, что планируемая НБК инфляция не соответствует реальности, так как повышающиеся социальные расходы и быстрый экономический рост в течение нескольких лет могли привести к нестабильности в ценовой среде.

Кроме того, крупные заимствования банков на международных рынках капитала и тенденции в сфере государственных расходов могли еще больше увеличить инфляционное давление в среднесрочном периоде. Для регулирования ликвидности депозитов отечественных коммерческих банков НБК поднял официальную ставку ре финансирования с 7 до 9%. Расходы государственного бюджета продолжали увеличиваться: в 2004 г. они достигли 23,9%, а в 2005м – 27,9%от объема ВВП.
Согласно поручению президента, приоритетом НБК должно стать осуществление мониторинга инфляционных тенденций. НБК будет чрезвычайно трудно поддерживать низкие коэффициенты инфляции, если правительство не пересмотрит свою расходную политику. Поскольку экономика продолжает расти высокими темпами, потоки иностранной валюты из нефтяного сектора и быстрое расширение кредитов будут увеличивать инфляционное давление. Государство обвиняет коммерческие банки и корпорации в том, что они продолжают заимствовать деньги. Однако НБК здесь мало что может сделать: рейтинги казахстанских банков позволяют им брать довольно большие кредиты на внешних рынках, а западным банкам выгодны кредиты, выдаваемые по высоким процентным ставкам. Банки, как ожидается, продолжат поддержку главных финансовых институтов, обеспечивая их быстрый рост.

Налоги

Налоговая система не является прозрачной, правительство недостаточно хорошо ею управляет. Слишком много фирм и предприятий уклоняется от налогов, чтобы избежать конфронтации с чрезмерно усердной и вымогающей взятки налоговой полицией. Правительство должно реструктурировать налоговую систему, чтобы убедить местные компании работать законно и платить налоги. Перспективы преобразования финансовой полиции туманны, учитывая тот факт, что государство использует ее, чтобы управлять малыми отечественными предприятиями и поддерживать контроль над экономикой. Финансовая полиция коррумпирована, она не проявляет большого уважения к частной собственности, нередко использует свои полномочия для получения денег от местных и иностранных компаний посредством налоговых штрафов. Некоторым членам правительства выгоден чрезмерный контроль налоговой полиции, поскольку он косвенно препятствует развитию бизнеса, не связанного с политической элитой. По нашему представлению, данный подход финансовой полиции, направленный на "отжим" предпринимателей посредством налоговых счетов и штрафов за уклонение от налогов, сохранится в прогнозируемый период.

Как часть своей стратегии по удалению административных барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели, правительство планирует резко уменьшить налоговые ставки. Сокращение НДС должно позволить предприятиям высвободить средства на модернизацию и развитие производства.

В 2007 г. НДС уменьшится с 15 до 14%, что приведет к потере до 33 млрд тенге бюджетных средств, а в 2008-2009 гг. – еще на1 – 2%, что будет стоить правительству до 40 млрд тенге. В 2007 г. ставка индивидуального подоходного налога станет фиксированной, что может "съесть" до 30 млрд тенге из бюджета государства! Социальный налог планируется уменьшить в среднем до 30%. Это фактически приведет к сокращению национального бюджета на сумму до 120 млрд тенге. Президент дал указания парламенту учредить специальные налоговые службы, которые будут заниматься корпоративным налогообложением, что позволит лучше отслеживать налоговые платежи крупнейших компаний с целью возможного уменьшения корпоративной налоговой ставки. Такие нерациональные сокращения налоговых ставок в среднесрочном периоде могут привести к серьезным трудностям в управлении налоговыми поступлениями и затруднить пополнение республиканского бюджета, если цены на сырье упадут.
Финансы

Банковский сектор Казахстана – крупнейший и наиболее динамично развивающийся сегмент финансовой системы. В 1990х годах быстро проведенные экономические реформы позволили казахстанской финансовой системе достигнуть значительных результатов. В последние годы рисковый страновой рейтинг Казахстана был повышен. В результате в рейтингах банковская система республики переместилась ближе к некоторым странам, присоединившимся к ЕС, таким как Болгария и Хорватия.
С 2002 г. банковский сектор в среднем рос на 40-50% год, что составляло львиную долю роста в частном сегменте. В 2005 г. общий объем кредитов, выданных банками, вырос на 74%, составив почти35% от объема ВВП. В июне 2006 г. совокупные активы банков достигли почти 45 млрд долл., что равняется почти 63% ВВП! Несмотря на очень высокие темпы роста, деятельность банков сконцентрирована вокруг нескольких секторов экономики, таких как нефтегазовый, металлургический, а также нескольких финансовых групп. Банки могли бы расширить сферу деятельности, работая в секторе розничной торговли и с малыми предприятиями. В долгосрочной перспективе они могут столкнуться с трудностями при поддержании высоких темпов роста, если правительство окажется не в состоянии "протолкнуть" необходимые реформы, нацеленные на освобождение рынка от государственного контроля. Три крупнейших казахстанских банка – Казкоммерцбанк, БанкТуранАлем и Народный банк – владеют почти 58% совокупных активов банковской системы. Хотя для банков второго плана характерен медленный плавный рост, им будет очень трудно догнать 10 ведущих банков. Всего в Казахстане34 банка. Это слишком много для страны с населением 15 млн человек. Крупнейшие банки Казахстана намерены скупить активы более мелких банков. С целью поддержания высоких темпов роста они собираются продолжать экспансию на большие соседние рынки, такие как рынки Украины и России. К концу 2005 г. за границей было зарегистрировано более двадцати четырех филиалов и представительских офисов казахстанских банков. Так, БанкТуранАлем (БТА) открыл отделения в Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстане и Таджикистане. Приблизительно 20% кредитного портфеля БТА принадлежит зарубежным клиентам (75% – клиентам из России и 25% – клиентам из других стран – членов СНГ). Остальные банки также могут продолжить продвижение на соседние рынки.

Ожидается, что несколько крупных коммерческих банков будут продавать свои акции на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ). Этот шаг обусловлен огромным интересом западных инвесторов к казахстанскому финансовому рынку. Если он будет успешным, примеру первопроходцев могут последовать другие успешные банки.
Внешняя торговля и валютный контроль

Казахстан согласился вступить в ВТО вместе с Россией. После того, как американцы потребовали от Российской Федерации изменить законодательство (в настоящее время оно запрещает иностранным банкам открывать отделения в стране), переговоры о ее вступлении в ВТО были приостановлены. Руководство Казахстана понимает, что страна должна вступить в ВТО вместе со своим наиболее надежным торговым партнером – Россией. Это один из шагов на пути создания единого рынка. Казахстан не имеет выхода к морю и рассчитывает на Россию в плане экспорта своих товаров и услуг.

Более 90% законов Казахстана соответствует правилам ВТО. Тем не менее, чтобы смягчить переходный период, после вступления в ВТО придется провести определенные экономические реформы, например улучшить долгосрочную индустриальную стратегию, нацеленную на поддержание высокого экономического роста. Большинство местных товаров по качеству значительно уступает иностранным аналогам из-за отсутствия современной технологии и навыков управления. После присоединения к ВТО местные малые и средние производители товаров и услуг могут столкнуться с интенсивной конкуренцией. Согласно оценкам, Казахстану потребуется около двух лет, чтобы приблизить качество своих товаров и услуг к международным стандартам. Республика зависит исключительно от экспорта нефти, поэтому есть риск подрыва конкурентоспособности тех секторов экономики, которые в настоящее время недостаточно сильны.

Казахстан хотел бы поддержать свое относительно слабое сельское хозяйство посредством разумных государственных субсидий, чтобы защитить его в случае вступления в ВТО. За последние два года в этот сектор экономики было инвестировано более 1 млрд долл. Однако для повышения конкурентоспособности рабочей силы и улучшения качества продукции этого недостаточно.

Сегодня производство зерна (70%от объема валовой продукции сельского хозяйства республики) остается самым конкурентоспособным направлением. Казахстан выращивает столько зерна, что может экспортировать его в другие, в первую очередь соседние, страны – Индию, Иран, государства Ближнего Востока. До 1,2-1,5 млн т зерна остались нереализованными из-за неспособности производителей найти покупателей на международных рынках. Качество зерна отстает от международных стандартов. Это означает, что государству придется вкладывать средства в модернизацию технологий и внедрение ноу-хау.

Несмотря на попытки правительства улучшить положение в текстильной промышленности, она продолжает страдать от недостатка инвестиций и плохого управления. Согласно оценкам, приблизительно 80% от числа всех компаний текстильной промышленности испытывает потребность в современном оборудовании и технологиях. Если эта потребность не будет удовлетворена, то после вступления Казах стана в ВТО большинство местных компаний окажется неконкурентоспособными.

Малые и средние предприятия

Фонд развития малого предпринимательства по состоянию на март 2006 г. профинансировал1137 проектов на сумму 13 млрд тенге. Просуществовав всего год, он сумел создать до 15 тыс. рабочих мест, обеспечил помощь региональным малым и средним предприятиям (МСП), размещая кредиты с процентной ставкой ниже 10% (за первые три месяца2006 г. было размещено кредитов за сумму более 100 млн долл.).Фонд ассигновал средства главным образом на производство грузовиков, цемента, молочных продуктов и удобрений. Фонд помог многим региональным предприятиям, которые испытывали острую потребность в финансировании. Президент надеется, что Фонд развития малого предпринимательства расширит свою деятельность – будет работать в сфере обеспечения относительно дешевых кредитов и программ делового обучения. Бюрократизм и коррупция на местах могут отрицательно сказаться на результативности программ фонда. Акимы часто мешают работе МСП, заставляя их играть по своим правилам, вынуждая давать взятки. Уровень бюрократического давления на МСП вряд ли значительно понизится в среднесрочной перспективе, поскольку государство будет пытаться помочь им, снижая налоги и вводя незначительные усовершенствования, нацеленные на устранение административных барьеров.

В июне 2006 г. правительство ратифицировало законы "О монополии" и "О частном предпринимательстве". Очевидно, введение некоторых законодательных актов может ослабить государственный контроль в отношении МСП. Однако это не решит самую важную проблему, с которой сталкиваются предприниматели, – проблему коррупции. Большинство деловой элиты твердо полагает, что проблема коррупции только усилилась за эти годы и правительство может лишиться поддержки многих представителей деловой элиты, если оно не обратится к решению этой "горящей" проблемы! Э

Источники
1) www.afn.kz – Агентство Финансового Надзора.
2) www.stat.kz – Агентство по статистике.
3) www.nationalbank.kz – НацБанк.

Следить за новостями ИНЭС: