Бренд по имени «Вы»

Номер 4. … дело тонкое

Вкладывать средства в свою внешность – это то же самое, что инвестировать их в свое будущее и профессиональный успех. Такие инвестиции – не прихоть, а необходимость. Почему же мы, стремясь  хорошо выглядеть, мало что делаем для этого? Специалисты говорят, что основная причина – это наши предрассудки.

Лидия ГОЛИКОВА
Бренд по имени" ВЫ"

"Экономические стратегии", 2002, №4, стр. 102-107

Что вы думаете об одежде? Да нет, не о моде и не о том, идет ли Лужкову кепка. Что вы думаете о своей одежде? Ах, вы о ней практически не думаете! Очень даже напрасно, так как чаще всего впечатление о человеке складывается в первые 50 секунд (а совсем не минут) общения. И если это впечатление будет испорчено, то вам придется приложить немало усилий, чтобы изменить его к лучшему.

Но не только поэтому мы решили сегодня поговорить об одежде. Просто одежда – это важно, одежда – это престижно, одежда, наконец, – большая часть бренда по имени "Вы", бренда, о котором нельзя не думать.

Почему?
Практически любой человек подсознательно хочет выглядеть привлекательно. Но что-то мешает ему всерьез заняться реализацией своего желания. Сразу оговоримся, мы имеем в виду деловую публику, юные очаровательные модницы и так знают, что носить и где купить. Наше повествование в основном посвящено мужской части аудитории (хотя и женская не будет забыта), просто потому… всем и так понятно, почему – для женщин написана гора книг, издается море журналов, да и подружка часто что-нибудь полезное подскажет. У мужчин тоже – и журналы, и подружки, но, согласитесь, не в таких масштабах.
Почему же мы, стремясь хорошо выглядеть, мало что делаем для этого? Специалисты говорят, что основная причина – это наши предрассудки. Вот основные из них:

1. "Серьезный человек на такую ерунду время тратить не будет"
Наш "ответ Чемберлену" – будет, еще как будет. Просто в России пока сильны пережитки прошлого, когда слова "имидж" и "карьерист" были ругательными. В перерывах между заседаниями больше принято обсуждать марку стали, которую отечественные производители продают за рубеж, чем марку ботинок.
Чтобы не быть голословными, мы провели опрос на одном из популярных деловых порталов российского Интернета. Вопрос был такой: "Считаете ли вы, что качество одежды и умение одеваться влияет на успех в бизнесе?". 90% опрошенных ответили: "Конечно, да". 2% опрошенных считают: главное – это то, что в голове, а не то, что на теле, ведь "только встречают по одежке". Поэтому они отрицают влияние стильной одежды на успех в бизнесе. Еще 2% отмечают, что в последнее время и бизнесмены, и менеджеры все больше внимания уделяют крупным вложениям – недвижимость, образование. В этой связи одежда перестает быть мерилом достатка. Да, но если человек нашел деньги на покупку квартиры, но при этом ходит в старомодных брюках, то сотрудники, наверное, сочтут его, по меньшей мере, странным.

2. "А вдруг меня примут за модника (модницу)?"
В большинстве своем мы не слишком любим тех, кто очень много думает о моде. Но чересчур пристальное внимание к своему внешнему виду и здравый подход к собственной внешности – это две совершенно разные вещи. Предположим, что вы, наконец-то, выбрались в магазин и купили себе обновку. Вам в голову обязательно придет еще одна достаточно стандартная мысль: "А что скажут люди?"

3. "А что скажут люди?"
Конечно, сотрудники заметят вашу обновку. Ну и что? Просто нужно заранее придумать какую-нибудь расхожую фразу типа: "Мы теперь больше внимания будем уделять корпоративной культуре. Решил начать со своего внешнего вида".

4. "На это нет лишних денег!"
Нам часто жалко тратиться на одежду. Нередко деловые люди привыкают, что кто-то всегда в них нуждается, например, дети, родители. Мы тратим деньги на первостепенные нужды – на еду, одежду для детей (они ведь все время растут!), на их здоровье, образование, каникулы. А до себя руки не всегда доходят. На самом же деле, вкладывать средства в свою внешность – это то же самое, что инвестировать их в свое будущее и профессиональный успех. Это – не прихоть, а необходимость.

5. "На это нет времени"
Работа, семья, друзья – некогда подумать о шопинге. Но на это все же нужно найти время, ведь очень трудно подобрать действительно удачную и необходимую вещь. Иногда проблемы накатывают с такой силой, что тут уж точно не до обновления гардероба. Если этот период длится недолго, то, может быть, действительно стоит отложить покупки до лучших времен, а если неудачи затянулись, – посмотрите в зеркало – возможно, в вышедшем из моды костюме вы уже не внушаете доверия своим деловым партнерам?

6. "Я не знаю, как нужно одеваться!"
Вы не одиноки. Многие не знают. Сходите к специалисту, почитайте журнальчик. Например, вы с кем-нибудь советовались, покупая квартиру? Конечно! А кто вашу квартиру видел ? В лучшем случае – родственники, друзья и самые преданные сослуживцы. Между тем ваш костюм каждый день видит больше людей, чем квартиру за год. Кроме того, нужно отметить, что мода меняется постоянно, но общие правила стиля для деловых людей остаются неизменными.

Главное – чтобы…
Да-да, чтобы костюмчик сидел. Важнейшим элементом в гардеробе делового человека по сей день остается костюм. Он должен быть качественным, удобным, универсального цвета и фасона. Самый оптимальный вариант для всех случаев жизни – классический темно-синий или темно-серый костюм. Если одеть его с однотонной рубашкой и галстуком, то в нем можно пойти на важную деловую встречу, а если с водолазкой – куда-нибудь в более демократичное место. Покупая остромодный костюм, будьте готовы к тому, что он быстро выйдет из моды.
В любом случае особое значение имеет материал. Ткань должна быть практичная, модная и, по всей видимости, не дешевая. Лучшим материалом для костюма является шерсть с небольшим добавлением синтетики (тогда она меньше мнется). Старайтесь не носить один и тот же костюм несколько дней подряд. Ткань должна отдыхать. Если вам нравятся костюмы-тройки, смело покупайте! Они опять в моде. Кроме того, считается, что тройка выглядит дороже. Помните, что со смокингом одевается жилетка цвета смокинга, а с фраком – только белая.

Пиджак. Какого силуэта пиджак выбрать – это уж кому что идет. Но надо сказать, выбор не велик: однобортный или двубортный. Имейте в виду, однобортный пиджак делает человека выше, а двубортный, наоборот, сделает более пропорциональной фигуру высокого человека. Плечи пиджака не должны быть огромными (все хорошо в меру). В современной моде выражена тенденция к уменьшению объема плеч и объема костюма в целом. Пиджак лучше мерить на рубашку; ее воротник не должен выглядывать из ворота пиджака более чем на 1 см, а манжеты (при опущенных вниз руках) – более чем на 1 см за край рукава. Рукав хорошо подобранного пиджака доходит до запястья.

Рубашки. Старайтесь не носить синтетические рубашки! Тело не дышит, результат предсказуем. Но чисто хлопковые рубашки сильно мнутся, поэтому лучше выбирать хлопок с добавками. Оптимальная рубашка для офиса – белая, белая в тонкую темную или серую полоску, голубая, иногда – синяя. Но, если вы идете на съемку телевизионной передачи, лучше проконсультироваться у специалистов, какую рубашку одеть. Часто освещение в студии таково, что белая рубашка бликует, полосатая рябит и т.д. Старайтесь не носить черные рубашки (если только вы не собрались проводить кого-то в последний путь) – вас могут принять за бандита.

Брюки. Брючный ремень либо подтяжки обязательны, даже когда брюки прекрасно держатся. Ремень обязательно должен быть немного темнее костюма. Очень важна длина брюк: если их нижний край закрывает пятку и при этом стрелка сзади свободно вытягивается в прямую линию, значит, выбор правильный. Брюки могут отличаться от пиджака по цвету. Белые брюки уместны только на поле для гольфа или на яхте.

Верхняя одежда. Меряйте пальто и плащ только в костюме. Мужчинам небольшого роста нельзя носить пальто с поясом – это лишь расширит силуэт, высоким противопоказаны пальто длиннее середины голени.

Обувь. Вы и сами знаете, что обувь играет огромную роль в создании имиджа. В нашем случае (офисный стиль) обувь должна быть только кожаной (подошва может быть из заменителя, так как кожаная подошва моментально стирается), черного или коричневого цвета. Исключение составляет светлая обувь под светлый костюм. Некачественная (или, не дай Бог, грязная) обувь сразу бросается в глаза.

Галстуковедение. А теперь чуть-чуть о галстуках. Как известно, на шее у делового мужчины найдется много чего: семья, друзья, коллеги-бездельники и ответственность за судьбу человечества. Но, конечно же, прежде всего на этой шее должен быть правильно подобранный и завязанный галстук. Для некоторых выбрать галстук – проблема. Если вы все еще принадлежите к этой достаточно многочисленной группе, просто следуйте несложным правилам, и никто никогда не заподозрит вас в отсутствии стиля! При всем многообразии цветов и фактур всегда в моде элегантные галстуки в диагональную полоску (вспомните Тони Блэра!) и с мелким растительным или геометрическим рисунком. Галстук должен быть пропорционален лацканам пиджака: чем шире они – тем шире галстук и наоборот (но самая модная ширина галстука сегодня – от 9 до 10,5 см). Небрежно повязанный галстук наглядно демонстрирует плохой вкус хозяина. Простой узел, как правило, должен быть без морщинок. Если рубашка однотонная или неброская, ее необходимо подчеркнуть маленьким ярким пятном в виде галстука или шейного платка. Рубашка с рисунком – галстук только (!) однотонный. Смокинг носят исключительно с галстуком-"бабочкой".

Сто лет в моде
А теперь несколько слов о женском костюме. Понятие "женский деловой костюм" ввела незабвенная Коко Шанель. Она максимально минимизировала женскую одежду, распрощавшись с корсетами, многослойными юбками и бесчисленными рюшечками. За основу универсальных доспехов бизнес-леди Шанель взяла классический английский костюм с узкими лацканами, жесткой линией плеча и прямой юбкой ниже колен. Сегодня деловая одежда для женщин более демократична, тем не менее, костюм а ля Шанель уже сто лет не выходит из моды. Шанель хотела, чтобы костюм был не столько строгим, сколько удобным. И не обязательно скучным. Современная мода с каждым днем расширяет понятие "деловая одежда", постоянно добавляя туда все новые и новые составляющие – брюки, водолазки, топики. Уже сдает позиции и главный козырь костюма – пиджак. Его заменяют жилетом или трикотажным кардиганом. Важнее всего, чтобы все компоненты вашей одежды сочетались.

И старайтесь не забывать следующее:
1. Лучше воздержаться от использования в деловом костюме ярких, бьющих в глаза цветовых сочетаний.
2. Не стоит полностью отказываться от всего женственного в облике. Ваш коллега или партнер должен воспринимать вас как женщину (так как общение с мужчиной идет по одним правилам, а с женщиной – по другим, и это совсем неозначает, что вас рассматривают как сексуальный объект).
3. Понятно, что не стоит надевать на деловые переговоры платье с большим декольте или слишком короткую, обтягивающую, прозрачную или блестящую юбку. Ваша чересчур короткая юбка в данном случае будет не только отвлекать внимание от работы, но и указывать на ваш не очень высокий социальный статус. Обычно так откровенно демонстрируют свои внешние достоинства те, у кого отсутствуют деловые способности.
4. Используйте неяркую косметику и лак для ногтей – это обязательно. И ограничьте до минимума число украшений, если только речь не идет о вечернем приеме.
5. Пиджаки с неглубоким вырезом носят прямо на белье, а классические великолепно сидят на трикотажных майках, топах и водолазках.
6. Самой "деловой" считается юбка длиной до середины колена. Но такая вещь идет далеко не всем. Если вы не отличаетесь стройностью, ростом и изящной формой ног, выбирайте юбки до щиколотки или чуть выше колена.
7. Платье с жакетом того же цвета – неплохой вариант.
8. Для деловой одежды лучше всего подходят темно-синий, коричневый, серый, серо-зеленый цвета. Допустимы и светлые оттенки серого или бежевый. Но не стоит ограничиваться этой гаммой. Сегодня в моде слегка агрессивная женственность и сочные насыщенные оттенки.
9. Всегда актуально, кстати, классическое сочетание черного и белого. Элегантно смотрятся темно-сливовый и темно-бордовый. Ультрамодно – красный и черный!
10. Если вам предстоит публичное выступление, то постарайтесь учесть фон, на котором вас увидит публика. Если тон вашей одежды будет сливаться с ним, вы не сможете долго удерживать внимание аудитории. Чтобы этого не случилось, можно использовать яркий платок, шарф, воротничок.
11. Совет для женщины-руководителя высокого ранга: на выступлении перед публикой не появляйтесь в одежде с короткими рукавами, даже летом. Это выглядит слишком неформально, и не добавит вам веса как руководителю в глазах коллег и партнеров. Длинные рукава придают стройность фигуре и делают внешний вид более профессиональным.
12. Для работы выбирайте туфли на низком и среднем каблуке, лучше кожаные, матовые, без вычурных украшений.
Напоследок можно сказать, что и в женской, и в мужской одежде есть общие составляющие делового гардероба: опрятность, привлекательность, элегантность. По большому счету, вы одеваетесь совсем не для сослуживцев, друзей, подчиненных и даже возлюбленных, а для одного единственного человека, который перед выходом на работу, посмотревшись напоследок в зеркало, удовлетворенно скажет: "Просто высший класс!". Этот человек – вы.


Мнение специалиста

Михаил ЛАБКОВСКИЙ – психолог

Отношение человека к вещам. Какие могут быть варианты?
Отношение человека к вещи формируется в раннем детстве. Дальше в процессе жизни большинство из нас, как это ни грустно сознавать, лишь подражает родителям в отношении к вещам.
Люди делятся на достаточно безразличных к приобретению вещей и наоборот. Понятно, что девочки более заинтересованы в вещах, чем мальчики, хотя не все так однозначно. Просто первые не скрывают своих пристрастий, в отличие от вторых. Исследования показали, что мальчики больше времени проводят у зеркала, но делают вид, что им все равно, как они одеты. За небрежностью в одежде скрывается стремление нравиться. И все-таки, для женщины отношения с миром вещей более значимы, чем для мужчины. Процесс покупки и примерки повышает ей настроение, решает какие-то ее внутренние проблемы. И одеваются женщины большей частью для себя любимой, а не для мужчин.
Однако желание нравиться присуще обоим полам, поэтому одеваться красиво любят все или почти все. Общая идея такова: качественная вещь делает человека значительнее, создает для него дополнительный комфорт. Вещи очень сильно влияют на людей. Стремление хорошо одеваться, как минимум чисто, а желательно еще и красиво, имеет и такое объяснение – не раздражать окружающих. Существует понятие "внутренний комфорт". Его источником, например, может быть нижнее белье, если оно хорошего качества.

И все-таки есть люди, которым нравится делать покупки, и люди, для которых шопинг – чистая мука.
Обычно это проблема выбора или расставания с деньгами, когда человек не решается что-то купить. Здесь можно говорить об определенном психотипе, отличающемся неуверенностью, неспособностью сделать конкретный выбор. Он характерен для людей с заниженной самооценкой, не знающих, что им идет, а что – нет. Проблема выбора – это проблема нерешительности.

И все-таки, кто испытывает стресс при покупке вещей?
Как правило, это консерваторы, привыкающие к своим вещам. Проблема в том, что они подсознательно не хотят расставаться со старой вещью.

Как выбрать подходящую вещь?
В России доступность вещей и возможность выбора появилась не так давно, и до сих пор у нас существуют очень жесткие клише. Грубо говоря, все ездят на машинах одной марки "Жигули". Появилось много новых автомобилей, а стереотипы мышления остались. При большом богатстве выбора, у наших сограждан пользуются спросом только три-четыре марки – Mercedes, BMV, Audi. Для людей по-прежнему очень важно мнение окружающих.

Какую роль играет реклама в выборе вещи?
Конечно, огромную. Реклама сегодня вездесуща. Апофеоз ее экспансии – последний фильм о Джеймсе Бонде. Все, в чем ходят и ездят герои фильма, на чем они сидят, – предметы рекламы, продукция тех фирм, на деньги которых был снят фильм. Крупным планом показаны галстук, пиджак, запонки, рубашки, ботинки Бонда. Это уже не кино, а огромный рекламный ролик. А люди смотрят и подражают – пишут ручками Parker, носят ботинки, как у Бонда. Приобретая вещи, человек ориентируется в основном на окружающих, в частности, на представителей референтных групп, то есть людей, пользующихся авторитетом у потребителей. Например, подчиненный старается подражать начальнику, многие девушки хотят быть похожими на известных актрис.
Сегодня реклама позволяет каждому ощутить себя человеком, который в состоянии работать и зарабатывать. Это нормальная социальная установка, но раньше у нас не было ничего подобного. Советские люди работали для чего угодно, только не для того, чтобы заработать. Сейчас в России внедряется другая психология: если ты работаешь, то зарабатываешь, а значит, меняешь квартиры, автомобили, одежду, район проживания. Идея самореализации как повышения качества собственной жизни и качества окружающих тебя вещей.


Валерий ПЕТРОВ – руководитель информационно-аналитического департамента банка МФК.

Считаете ли Вы, что качество одежды бизнесмена влияет на успешность его бизнеса?
Да, конечно. Как бы ни менялась мода, корректно одетый бизнесмен остается консервативным в одежде и позволяет себе разве что какой-нибудь примечательный аксессуар. Удачными цветами для бизнесмена я считаю синий и серый (от средней до темной гаммы), иногда коричневый, отдаю предпочтение комбинациям однотонных вещей. Мне кажется неприемлемой слишком пестрая одежда. Подбирая костюм по фигуре, придерживаюсь золотой середины: он не должен быть ни слишком свободным, ни слишком облегающим.

В каких магазинах Вы предпочитаете одеваться?
Принципиально важно, не где одеваться, а как.
Я обычно выбираю специализированные магазины. Например, обувь покупаю в "Салите", хороший костюм можно найти и в фирменном магазине "Большевичка". Галстуки приобретаю в duty free или просто за границей, чтобы не увидеть такой же на своем коллеге.

Одежду каких марок Вы предпочитаете?
Спортивную одежду – только известных брендов: Adidas, Nike, Reebok, а для работы – обращаю внимание прежде всего на стиль и качество. Хорошо шьют итальянцы и немцы, но можно купить и российскую продукцию.

Какая одежда Вам больше нравится – остромодная, классическая, спортивная?
Для работы – классическая, для повседневной жизни – спортивная.

Обращаете ли Вы внимание на качество и стиль одежды Ваших деловых партнеров?
Одежда – лицо партнера. Она говорит о его вкусе, аккуратности, а иногда и взглядах на жизнь. Согласно данным американских исследований, именно первые минуты общения формируют будущее впечатление о человеке, причем на 55% оно зависит от одежды, на 38% – от манеры говорить и жестикулировать и лишь на 7% – от содержания произносимых фраз.

Считаете ли Вы, что в России существуют свои, отличные от европейских традиции в бизнес-моде?
В любой стране есть свои особенности, Россия – не исключение. В первые годы "капитализма" было много безвкусицы, так как разбогатеть удалось людям с разным культурным уровнем. Сейчас наш стиль ближе к европейскому, чем к американскому.

Как, по Вашему мнению, должны одеваться бизнес-леди?
Главное, чтобы одежда была подобрана со вкусом. Сочетание женственности и делового стиля – основной критерий для одежды бизнес-леди.


Юрий РОВЕНСКИЙ – Генеральный директор информационного агентства "Росбизнесконсалтинг".

Считаете ли Вы, что качество одежды бизнесмена влияет на успешность его бизнеса?
Качество одежды вряд ли, а вот опрятность, стиль, умение одеваться в соответствии с обстановкой – безусловно. Тем более что встречают-то все равно по одежке.

В каких магазинах Вы предпочитаете одеваться?
Практически всегда делаю это за рубежом – выбор больше. Бутики одной марки не люблю, чаще останавливаю выбор не на одежде конкретного производителя, а на модели, которая приглянулась, больше идет, лучше сидит и т.д.

Одежду каких марок Вы предпочитаете?
Четких предпочтений у меня нет.

Какая одежда Вам больше нравится – остромодная, классическая, спортивная?
Это зависит от обстоятельств. В повседневной жизни – строгая классическая, хотя иногда, по настроению, люблю так называемый "вольный стиль".

Считаете ли Вы, что в России существуют свои, отличные от европейских традиции в бизнес-моде?
В моде – нет, а вот в ее воплощении – случается (впрочем, это относится не только к моде).

Как, по Вашему мнению, должны одеваться бизнес-леди?
Сдержанно.

Следить за новостями ИНЭС: