Community Knowledge Networking тм— программное обеспечение, которое меняет ментальность

Номер 4. … дело тонкое

Cпецифика технологии CKN заключается в том, что она делает обмен знаниями несложным и выгодным. CKN является синтезом трех подходов к обмену информацией, объединенных взглядом на корпорацию, как на сообщество: управление знаниями (Knowledge Management); Networking; «вирусный» маркетинг (Viral Marketing).

AYAXI
COMMUNITY KNOWLEDGE NETWORKINGтм- программное обеспечение, которое меняет ментальность

"Экономические стратегии", 2002, №4, стр. 98-101

C 1992 по 1998 год я работал в компании Coca-Cola, где приобрел огромный опыт и понял, как работает большая корпорация. Самой интересной должностью была Learning Strategy Director Северного и Северо-Евразийского дивизиона.
В мои обязанности входило построение Learning Organization и формирование процесса обмена знаниями. Именно тогда я всерьез и надолго задумался об объединении людей и их знаний для достижения успеха в бизнесе.
В 1998 была создана компания AYAXI, которая сегодня успешно развивается и предлагает своим клиентам профессиональные услуги по управленческому консалтингу и IT-решениям.
Полтора года назад у нас родилась революционная идея, как просто и органично построить процесс обмена знаниями в организациях и открытых сообществах. Она легла в основу технологии, названной Community Knowledge Networking (CKN).

С уважением,
Евгений Дащинский
Генеральный директор компании AYAXI

Актуальность управления знаниями стала очевидна в эпоху так называемой "экономики знаний" (Knowledge Economy), когда скорость принятия эффективных решений является основным преимуществом любой компании. По данным International Data Corporation (IDC), объем рынка приложений управления знаниями Knowledge Management (КМ) в 2005 году составит 12 млрд долларов.

Поставщики KM-решений проделали огромную работу за 1990-е годы, однако эффективность процесса обмена знаниями оставляет желать лучшего. IDC, проведя масштабное исследование среди компаний, внедривших систему управления знаниями, обнаружила, что все сталкиваются с одними и теми же проблемами:

Рисунок 1. Недостатки КМ-приложений

Новая идеология: "От иерархии – к сообществу!"

Одна из существеннейших проблем коммуникации – это отсутствие у людей информации об интересах, возможностях окружающих, что приводит к недооценке значимости последних. Таким образом, нам, прежде всего, нужно рассказать друг другу о том, кто мы и что мы умеем и любим.

Основная задача системы, разработанной компанией AYAXI, – повышение качества жизни каждого человека за счет расширения его возможностей в сообществе людей, связанных договоренностью о предоставлении и обмене знаниями.

Человек делится знаниями, если осознает себя частью сообщества, в котором он может реализоваться.

Специфика технологии CKN заключается в том, что она делает обмен знаниями простым, органичным и выгодным. CKN является синтезом трех подходов к обмену информацией, объединенных взглядом на корпорацию как на сообщество: управление знаниями (Knowledge Management); Networking; "вирусный" маркетинг (Viral Marketing).

Networking – качественное расширение своих возможностей через взаимовыгодный обмен знаниями (возможностями) с учетом связей между людьми.

Так же, как e-mail автоматизировал и довел до совершенства обмен письмами, наша система переводит в электронный формат другой привычный феномен, называемый "networking", то есть общение со знакомыми с целью обмена взаимно полезными знаниями и выход на нужных людей.


Принципы работы CKN

  • Распространяя приглашения обмениваться информацией (Viral Marketing), CKN фиксирует персональные связи и цепочки контактов, используемые в дальнейшем для доступа к людям за пределами "своей сети" при необходимости решить какую-либо задачу.
  • Раскрытие информации. Формирование профиля на основе предоставленной пользователем информации, запоминание системой контекста и внесение с согласия пользователя в его профиль краткого summary документа, с которым он работает. Чем больше информации о пользователе, тем выше вероятность получить положительный ответ при обращении к другому человеку. Это позволяет избежать проблемы "холодного звонка" и найти общие темы для общения между двумя людьми, что существенно влияет на исход переговоров и принятие решений.
  • Целевой поиск – пользователь может создавать поисковых агентов с учетом индивидуальных настроек поиска для решения конкретной задачи. Результатом поиска является предоставление информации о владельце(ах) необходимых знаний (например, информация о желании приобрести машину на Ваш запрос "продам машину") с указанием наиболее вероятных цепочек доступа по знакомым, начиная с ближайшего окружения пользователя. Далее пользователь может воспользоваться одной из предложенных цепочек и обратиться к необходимому человеку, получив "рекомендации" от пользователей в цепочке связи.
  • Проактивный поиск – система автоматически считывает информацию с экрана компьютера и находит в сети полезных людей, занимающихся аналогичной тематикой.
  • Общение – технология Instant Messaging (IM) дает возможность пользователям обмениваться сообщениями в режиме реального времени.

Рисунок 2. Принцип технологий CKN

Персональный интеллектуальный помощник в вашем компьютере

При таком, "вирусном", внедрении "вирус" сначала "поразит" людей, максимально подверженных "болезни" делиться знаниями. Это, как правило, самая передовая часть сообщества, составляющая 5-10%. Формируется некая энергетическая среда, привлекающая всех, кто стремится присоединиться к чему-то уже существующему. Распространяясь далее, он создает эффект "биологической массы", постепенно вбирающей в себя все больше пользователей и информации, повышающей, тем самым, свою привлекательность и способствующей увеличению эффективности networking.

Безопасность личной информации, проблемы несанкционированного доступа к информации, "назойливости" системы (Privacy, Security, SPAM, Abuse).

На систему возложены функции защиты личной информации пользователя. Пользователи имеют возможность управлять своими связями: обрывать те из них, которые стали вредными или опасными, и, наоборот – развивать полезные. Проблемы SPAM находят в системе оригинальное решение. Пользователи сами следят за чистотой своего окружения. Ведь выход на всю сеть возможен исключительно через непосредственных знакомых. Проблема abuse ("назойливости") решается тем же способом. Например, в контакт с высокопоставленным человеком можно вступить только через его знакомых, которые, разумеется, не позволят сделать этого любому.

Мотивация пользователей
Система активно использует цепочки взаимных знакомств, так как это повышает вероятность успешного контакта (по сравнению с контактом не через общих знакомых). Она следит за активностью связей и строит в ответ на запрос такие цепочки контактов, вероятность успеха которых максимальна.
Почему один пользователь помогает другому? Есть несколько вариантов ответа. Во-первых, просто по дружбе. Во-вторых, пользователь, пославший запрос, видит открытую часть профиля пользователя-варианта, включая его интересы и нужды, и может сопроводить свою просьбу информацией, интересной пользователю-варианту, а, следовательно, повысить вероятность удовлетворения запроса.
Для более успешного заполнения профиля предусмотрен специальный вопросник, разработанный профессиональными психологами. Такой подход позволяет улучшить качество заполнения профилей и, следовательно, эффективность сети каждого из пользователей.

Как добиться успеха в Networking
Контакты с нужными людьми – ключ к успешному networking. В системе они превращаются в своеобразную "валюту". Никто не обязан открывать свои контакты. Для достижения цели "нужному" человеку можно (в том числе) открыть доступ к своим контактам.
Ценность людей как совокупность их возможностей и возможностей тех, кто их окружает.

Эффект "все знают всех"
Если ваша сеть достаточно велика и вам есть, что предложить взамен, вы получаете доступ к возможностям других людей. Окружающие начинают понимать, что развивать свою сеть и обмениваться информацией выгодно. Они относятся друг к другу с большим уважением. Иными словами, если раньше вы рассматривали человека как что-то ненужное, то теперь, понимая, что все мы взаимосвязаны и можем быть полезны друг другу, вы меняете отношение к нему. Возникает дух сообщества, в котором "все знают всех" и "каждый нужен каждому".

Применение: Интернет-сообщество

По материалам различных исследований, сегодня в мире насчитывается около 500 000 зарегистрированных и незарегистрированных сообществ. Интернет создал предпосылки для объединения огромного числа людей, однако, он не решает задачу эффективного и направленного обмена знаниями. Разработанная система ориентирована на поддержание уже существующих сообществ, а также предоставляет инструмент для успешной групповой работы и создания новых сообществ по любой тематике через использование межличностных связей (например, открытие бизнеса, поддержание контактов между выпускниками одного университета и т.п.).

Наша идея заключается в создании сообщества для руководителей малого и среднего бизнеса, которые хотят обмениваться информацией с целью взаимовыгодного продвижения друг друга и своего бизнеса. Таким сообществом мог бы стать "Клуб для networking" или "Ассоциация руководителей среднего звена". Оно позволит повысить эффективность коммуникации и поиска информации, расширить и укрепить полезные контакты и связи, что, в конечном счете, будет способствовать улучшению качества жизни и эффективной реализации собственных задач каждого конкретного пользователя. Иными словами, мы планируем запустить интернет-"вирус", который поможет собрать в единую информационную сеть тех, кому нужен обмен информацией, связями и общение.

При условии подключения к подобному сообществу 20 000 пользователей в течение года, ожидаемый доход от продажи годичного членства в размере 100-150 долларов с пользователя составит 2-3 млн долларов.

Интернет связал людей через континенты. Аудитория нашего сообщества также могла бы выйти за рамки России и охватить весь мир. Оно для всех, кто заинтересован в повышении качества собственной жизни.

Применение: корпоративный рынок

Для нас очевидно, что такого рода решения будут востребованы на корпоративном рынке. Вот те укрупненные сегменты, где, по прогнозам ведущих аналитических и консалтинговых агентств (IDC, Ernst&Young, Arthur Andersen Consulting), спрос на них велик: нефтегазовая отрасль, финансы и кредитование, наука и наукоемкие отрасли, фармацевтика, промышленность, клиенто-ориентированные компании, информационные технологии, образование, государственные структуры.

Какие бизнес-проблемы призван решать предложенный метод? Для сотрудника – это самообучение, возможность быстрее и эффективнее решать бизнес-задачи за счет синергии. Для менеджера – возможность определить лидеров, чтобы сформировать команды, управлять неформальными процессами, преодолевать групповые интересы, привлекать и удерживать сотрудников. Для компании – новая социальная среда, дополнение иерархии сообществом, снижение затрат на обучение, прямых затрат, обусловленных уходом ключевых сотрудников и, в конечном счете, увеличение капитализации.

Стоимость лицензии для российских корпораций колеблется от 50 000 до 300 000 долл. в зависимости от количества пользователей.

В компании AYAXI разработана вся техническая и клиентская документация, создан прототип системы, осуществляется поиск компаний, заинтересованных в проведении пилотного внедрения системы.

Следить за новостями ИНЭС: