Страница автора: Хатьков Виталий Юрьевич

Эколого-экономические аспекты использования в России природного газа в качестве энергоносителя

DOI: 10.33917/mic-1.108.2023.67-73

Учитывая значительные запасы и ресурсы природного газа потенциал развития экономики России на современном этапе должен базироваться преимущественно на газовой составляющей топливно-энергетического баланса. В статье проведен анализ состояния воспроизводства запасов газа в России и его рационального использования.  Рассмотрены основные направления развития рынка газомоторного топлива, обоснованы экономические и экологические перспективы использования в качестве газомоторного топлива компримированного и сжиженного природного газа.

Источники:
1. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2019 году». М.: МПР России, 2020. 494 с.

2. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2020 году». М.: МПР России, 2021. 569 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 «Развитие энергетики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 221 «Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» в редакции от 18.10.2022 № 1855». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2352 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

6.  Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р (ред. от 22.02.2019) «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 № 669 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива». – Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».

Анализ научных методов и практических подходов к оценке экономической эффективности газомоторного топлива

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.5-11

Работа посвящена обобщению научных методов и практических подходов для выбора эффективной политики газомоторизации. Подробно раскрыты отечественные и зарубежные особенности оценки экономической эффективности проектов в области газомоторного топлива. Автором описана оценка экологических и экономических выгод газомоторного топлива на основе проведения расчета общественных затрат,анализа «затраты – выгоды».

Сделан вывод о недостаточной разработке модели функционирования газомоторного рынка, кооперации и конкурентного поведения участников, методах оценки его экономической эффективности и коммерческого потенциала на национальном уровне и уровне хозяйствующих субъектов.

Источники:

1. Иванов А.В., Карпель Е.М., Саркисов А.С. Стратегические проблемы использования природного газа в качестве моторного топлива. М.: «Издательский дом РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина», 2011. 94 с., ил.

2. Иванов А.В., Карпель Е.М., Саркисов А.С. Оценка корпоративной и экономической (общественной) эффективности проектов по реализации природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте. Нефть, газ и бизнес. 2014. № 4. С. 14-21.

3. Johnson C., Nobler E., Eudy L., Jeffers M. Financial analysis of battery electric transit buses. – National Renewable Energy Lab.(NREL), Golden, CO (United States), 2020. №. NREL/TP-5400-74832.

4. Johnson С. Business Case for Compressed Natural Gas in Municipal Fleets. Technical Report NREL/TP-540-38843. 2006.

5. Методы экономической оценки эффективности развития газовой промышленности / Карпель Е.Е., Зубарева В.Д., Иванов А.В; Под ред. В.Д. Зубаревой. М.: Нефть и газ, 2000. 104 с.

6. Андреев, А. Ф., Дунаев, В. Ф., Зубарева. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. М.: УМЦ Минприроды РФ, 1997.

7. Barnitt, R., K. Chandler, L. Eudy 2006, New York City Transit Hybrid and CNG Transit Buses: Interim Evaluation Results, National Renewable Energy Laboratory Report NREL/TP-540-38843.