Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «социокультурный матрикс»


Семантика жертвы. Часть II

DOI: 10.33917/es-4.190.2023.126-135

Статья посвящена осмыслению места феноменов жертвы и жертвоприношений в истории мировой культуры и в социокультурных практиках от зарождения до современного состояния. Изучены основные социокультурные паттерны жертвы и их связки с другими культурными универсалиями — игрой, мифом, обрядами перехода, этнической ментальностью. Проанализированы социокультурные функции феноменов жертвы в процессах смены технологической укладности в Новое и Новейшее время и в современном сетевом обществе. Сделан вывод о том, что связка жертвы, игры, мифа и героического начала есть универсальный регулирующий, синтезирующий и продвигающий переходный фактор. Этот фактор в антропосфере запускает процесс появления в ней особой структуры самоподдержания и саморазвития, иначе — социокультурного матрикса (инварианта, гомеорезиса), важнейшего элемента устойчивости в условиях любого кризиса и любого перехода.

Источники:

[1–5] см. в № 2(188)/2023, с. 135.

6. Удалова Г.П. Предпосылки возникновения жертвоприношения как формы социального поведения // В сб.: Жертвоприношения в архаике: атрибуция, назначение, цель. Вып. 5. СПб., 2012.

7. Субетто А.И.В.Р. Арсеньев. Этнограф, философ, футуролог. СПб., 2010.

8. Арсеньев В.Р. Звери — боги — люди. М.: Политиздат, 1991. 158 с.

9. Арсеньев В.Р. Свод основных понятий этнософии. М.: Европейский дом, 2006. 92 с.

10. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

11. Мосс М. Социальная функция священного. СПб., 2000.

12. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах. М., 1996.

13. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

14. Дмитриева Т.Н. О неоднозначности понятия «жертвоприношение» // Жертвоприношения в архаике: атрибуция, назначение, цель. Вып. 5. СПб., 2012.

Семантика жертвы

DOI: 10.33917/es-2.188.2023.132-135

Статья посвящена осмыслению места феноменов жертвы и жертвоприношений в истории мировой культуры и в социокультурных практиках от зарождения до современного состояния. Изучены основные социокультурные паттерны жертвы и их связки с другими культурными универсалиями — игрой, мифом, обрядами перехода, этнической ментальностью. Проанализированы социокультурные функции феноменов жертвы в процессах смены технологической укладности в Новое и Новейшее время и в современном сетевом обществе. Сделан вывод о том, что связка жертвы, игры, мифа и героического начала есть универсальный регулирующий, синтезирующий и продвигающий переходный фактор. Этот фактор в антропосфере запускает процесс появления в ней особой структуры самоподдержания и саморазвития, иначе — социокультурного матрикса (инварианта, гомеорезиса), важнейшего элемента устойчивости в условиях любого кризиса и любого перехода.

Источники:

1. Попович А.И. Жертва ≪живая≫ и ≪мертвая≫. Топос и разночтения книжности Древней Руси XI–XIV веков // Летняя школа по русской литературе. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2019. Т. 15. № 2–3. С. 115–135.

2. Жертвоприношение: Ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней / Отв. ред. Л.И. Акимова. М.: Языки русской культуры, 2000. 534 с.

3. Что подразумевается под жертвоприношением в Новом Завете? [Электронный ресурс] // Энциклопедия Genon. URL: https://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=65ee0002-0700-4d2f-bc00-ecd322acf36e.

4. Агамбен Д. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011.

5. Китай. Язык, образование, бизнес. Статья ≪Жертва≫. 2004.