Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «РАН»


Развитие Российской академии наук: решение организационных задач

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.120-129

Целью статьи выступает определение основных направлений развития Российской академии наук при взаимодействии с исполнительной и законодательной властью России. Как правило, Академией наук российское общество слабо информируется о текущей деятельности РАН, все ограничивается общими фразами о реформе. Авторы ставили перед собой задачу восполнить указанный пробел, конечно, привнеся свои собственные предложения и видение задач развития Российской академии наук. Методологию настоящей работы составляет сравнительный анализ, подходы к постановке стратегических задач развития науки и планированию этого процесса. Результаты проведенного исследования позволили конкретизировать задачи развития РАН, выделив сегмент, где академия обязана сама внести изменения для решения необходимых задач, а также зону ответственности за изменения на уровне исполнительной и отдельно законодательной власти. Кроме того, установлены те направления, по которым РАН достигла несомненного успеха и нуждается в его наращении, а также намечены необходимые организационные изменения, потребность в которых очень высока в условиях обостряющейся научной конкуренции и опережающего развития науки. Совокупность предложений позволит воссоздать цепочку «фундаментальная наука — НИОКР — производство», привлекая к такому взаимодействию системообразующие корпорации наукоемкого и иного профиля. В статье предлагается система перспективных изменений в деятельности РАН, обосновывается позиция, что именно они способны увеличить эффективность науки, не сводя ее к тому, что наука должна дать экономике сиюминутно.

 

Открытия как прыжок в неизведанное

Номер 7-8. И земля горит…

Ньютон или Фарадей создавали новые знания не для того, чтобы их продать и обогатиться. Сегодня речь идет скорее об экономике новшеств. Иначе говоря, мы производим не знания, а новшества, которые продаются.

Научно-образовательные институты как новая модель структурной единицы высшей школы

Номер 7-8. И земля горит…

Национальная политика в области образования, проводимая в России, вызывает необходимость разработки и внедрения новых методов и форм обучения, а также структурных преобразований.

Результат — критерий истины

Номер 6. Подрастающие сюрпризы

Существуют ли в мире некие осязаемые силы, заставляющие человечество двигаться по пути общественного и духовного прогресса? В чем заключается принцип развития отдельных государств и целых цивилизаций? Эти вопросы в значительной мере затронуты в беседе академика РАН, советника Президента РАН по международному научному сотрудничеству, заведующего лабораторией гормональных регуляций Института биологии развития имени Кольцова РАН Михаила Вениаминовича Угрюмова с Александром Агеевым. Кроме того, академик поделился своими взглядами на судьбу науки в России, сравнив ее состояние с наукой в других странах, а также рассказал о своей текущей разработке — качественно новом методе ранней диагностики нейродегенеративных заболеваний, до сих пор не побежденных человечеством.

Субъективные заметки об инновации

Номер 4. Печаль и свет

По мнению автора, России следует повышать статус РАН, поскольку государству необходимо глубокое знание и объективное понимание происходящего в науке и обществе: только опора на лучшие умы спасет нас от единственной серьезной опасности, которая есть в мире — от невежества.