Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «капитализм»


Юридический взгляд на признаки и условия торжества капиталистической логики построения общества

Вопрос, который ставит автор, состоит в том, как юристам (а именно теоретикам права) подходить к понятию «капитализм». Более того, автора интересует, достаточно ли компетентны юристы, чтобы ставить такой вопрос. Некоторые экономические решения выглядят как вполне правовые: единство экономической системы, натуральные показатели в качестве индикаторов роста вместо стоимостных показателей и цен, правовые ограничения процесса денежной эмиссии коммерческими банками. В связи с этим юристы могли бы продемонстрировать некие «правовые» принципы, которые, возможно, лежат в основе экономических систем. В настоящей работе предпринята попытка обосновать то, что некоторые экономические понятия являются эманацией правового мышления, а не эманацией капитализма

Экономика достаточности. Устойчивая этичная рыночная экономика

Номер 1. Долгоиграющий выбор
Экономика достаточности. Устойчивая этичная рыночная экономика

Грядущая этичная рыночная экономика будет экономикой достаточности. Она будет обеспечивать «достаточно для потребностей каждого, но не для жадности каждого» (Махатма Ганди). Она будет устойчивой, поощряя за долгосрочные решения и наказывая за сиюминутные спекуляции. Будут обеспечены и свобода, и справедливость. Баланс свободных рынков будет достигаться за счет справедливого решения проблем климата, доходов, налогов, равноправия полов и процедур. Появится новое видение того, что же представляет собой человек: люди не только стремятся заполучить максимум материальных благ и выгод, переступая через других людей. Они также ищут общности, взаимовыручки и осмысленности в жизни. Такая антропология уравновесит конкуренцию и общность. Она изменит экономические и политические теории. Она приведет к новому пониманию ответственности. Ответственность будет рассматриваться как отчет перед всеми причастными сторонами, включая будущие поколения, для верующих монотеистических религий — как ответ перед Богом — источником жизни, а для последователей дхармических учений — как стремление к гармонии с дхармой, вселенским порядком и к правильному образу жизни. Христианские, мусульманские, иудейские, буддийские, индуистские, джайнистские, сикхские и иные ценности и духовность, включая нерелигиозное мировоззрение, явятся совместным этическим фундаментом для такой экономики достаточности. Она ограничит жадность отдельных людей и человеческих институтов, ведя к новой экономической парадигме справедливых и устойчивых рынков.

Россия – формирование будущего. Записки неэкономиста

Номер 3. Обратный отсчет
Россия – формирование будущего. Записки неэкономиста

По итогам прошедшего экономического года высказано много различных суждений о перспективах российской экономики: от сдержанно оптимистических до весьма пессимистических. На Давосском форуме наши представители (правительства и крупного бизнеса) как обычно (научились) деловым тоном, не допускающим возражений, говорили зачем-то на весь мир о внутренних достижениях Российской Федерации и проблемах, не интересующих никого, кроме нас самих. Сделать выводы о том, как мы обеспечим устойчивое развитие и какую роль отводим российской экономике в мировой экономической системе, из этих высказываний просто невозможно. Но тем не менее давайте посмотрим на ситуацию с позиции неэкономиста.

Исторический спор между капитализмом и социализмом как диалог культур

Номер 6-7. Пружины неожиданностей

Исторический спор между капитализмом и социализмом не закончен. Напротив, он обрел интереснейшее продолжение в жизни многих стран мира от Китая и Южной Кореи до Евроcоюза и Канады, приняв в этих странах характер конструктивного диалога. Автор уверен, что с учетом этого должна быть откорректирована и стратегия дальнейшего развития России.

Глобализм – многополярный мир: будущее или прошлое?

Номер 3. Зеленый вопрос

Автор статьи, исходя из того, что однополярный мир (безраздельное доминирование Запада) в скором времени сменится многополярным миром, предлагает создать новую духовность, в интеллектуальной сфере – идеологию, содержащую Образ Будущего без войн, показывающую, что возможен мир, опирающийся на иные принципы (окончание, начало см. в № 2/2012).