Стратегии «коротких решений»

Номер 4. Inside out

Автор подчеркивает, что область допустимых решений очерчивается продуманной политикой поддержки партнерства вузов и бизнес-сектора — компаний, корпораций, фирм, организаций некоммерческого сектора, а также высоким темпом обновления учебных программ, гарантирующих качество образования, соответствующее современным вызовам экономики и общества, а вовсе не угадыванием спроса на профессии через 5–10 лет.

Ирина Абанкина
Стратегии "коротких" решений

"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 168-170

 

Абанкина Ирина Всеволодовна – директор Института развития образования ГУ-ВШЭ.

Утверждать, что у нас нет диспропорций в подготовке кадров, не взялся бы никто – структура выпуска по специальностям не соответствует потребностям рынка труда. Диспропорции усугубляются в условиях экономического кризиса и нестабильности. Снимать ответственность с вузов за низкие темпы выбраковки устаревших программ, недостаточное количество и качество новых образовательных программ, востребованных на рынке труда, никто не собирается. Но не только вузы виноваты в рассогласовании спроса и предложения на рынке труда. Виноваты и бизнес, и общественные организации, и органы власти. Бизнес не может сформулировать свои требования – разработка профессиональных стандартов, которые вузы бы могли использовать как точку опоры для разработки образовательных программ, идет крайне медленно. Новых профессиональных стандартов нет для 90% специальностей. Это дело не вузов, а бизнеса и объединений работодателей.

Большинство предприятий и организаций не имеет долгосрочных планов развития – их видение перспектив короче, чем образовательные программы. Они не представляют, какие специалисты потребуются им через 7-10 лет, а именно таков срок от начала разработки образовательной программы до выпуска первых специалистов. Очень плохо налажено участие работодателей в создании новых образовательных (а не только профессиональных) стандартов.

В быстро меняющейся экономике с учетом ее цикличности многими экспертами ставится вопрос о соотношении программ по общей подготовке и узкоспециализированных программ. Идеология непрерывного образования (образования в течение жизни) подразумевает, что человек может доучиваться и переучиваться, что образование дается не один раз на всю жизнь, а продолжается в течение всей жизни. Главное, чтобы человек умел учиться и сохранял желание учиться. Сегодня многие вузы начинают разрабатывать и осваивать технологии непрерывного образования, вуз становится партнером человека на всю жизнь. Государственная политика идет именно в этом направлении – в направлении создания условий для академической автономии, стимулирования инноваций, поддержки связей с работодателями.

В условиях финансового кризиса и демографического спада, безусловно, есть смысл проводить целенаправленную политику реструктуризации по специальностям и направлениям подготовки. Абсолютно необходимо сокращать набор на невостребованные специальности, где подготовка идет по устаревшим программам, и увеличивать набор на новые современные специальности.

В каких-то вузах имеет смысл перераспределять бюджетные места, чтобы усилить профильные специальности.

Есть мнение, причем не только в Министерстве образования и науки, но и среди экспертов, что государство должно поддерживать инновационные и стратегические отрасли. А подготовка специалистов для бизнес-сферы, частного сектора и т.д. может осуществляться за счет семей, образовательных кредитов, предприятий и т.п. Резон в этом есть. Но в то же время в ведущих вузах страны надо продолжать готовить за счет бюджета исследователей, проектировщиков, современных менеджеров, преподавателей.

В зарубежных странах доля магистров и аспирантов в общей численности студентов существенно различается. Так, в Японии, которая находится на третьем месте в мире по численности исследователей, на 10 тыс. занятых в экономике доля магистров и аспирантов составляет 8,4%, в Китае – 14,9% (без учета студентов, обучающихся по программам послевузовского образования), в Великобритании – 22,1%, хотя численность исследователей существенно ниже, чем в России. Вероятно, такой высокий уровень магистров и аспирантов в английских вузах во многом объясняется экспортом образовательных услуг по магистерским программам.

Для обеспечения равноправного международного сотрудничества, что необходимо в условиях глобализации в экономике и науке, Россия должна иметь численность исследователей, сопоставимую с их численностью в развитых странах (1). Общая численность исследователей в России превышает 465 тыс. человек (2). Страны, к которым приковано внимание в условиях экономического кризиса, имеют более высокую численность исследователей. Так, США – 1335 тыс. человек, Китай – 962 тыс., Япония – 677 тыс. (3). Даже при анализе относительных показателей, т.е. численности исследователей в расчете на 10 тыс. человек, занятых в экономике, более высокий уровень демонстрируют практически все высокоразвитые в техническом отношении страны – США, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Франция, Бельгия, Канада – и быстро развивающиеся страны – Сингапур, Япония, Новая Зеландия, Корея, Тайвань, Австралия.

Для снижения среднего возраста научных работников и преподавателей вузов необходимо существенно увеличить показатель пополнения штатов этих категорий работников – более чем на 30% по сравнению с нынешним уровнем. Следовательно, чтобы за пять лет восполнить научно-технический потенциал России, необходимо в течение этого времени ежегодно направлять в соответствующие сектора более 20 тыс. выпускников магистратуры и аспирантуры.

В условиях кризиса надо выяснить, за счет чего можно произвести реструктуризацию в сфере образования, чтобы увеличить число специалистов для интеллектуального сектора экономики. На самом деле сокращения по разным специальностям идут уже не первый год. Например, уменьшается набор по социальным и педагогическим специальностям, по отдельным направлениям машиностроения.

Прирост имеет место в информационных технологиях, геодезии, геологии, в отраслях культуры, информационной безопасности. Если говорить о серьезной реструктуризации как политике, то при обосновании темпа изменений контрольных цифр приема на разные специальности, как правило, опираются, с одной стороны, на прогноз демографической ситуации, а с другой – на исследования социологов, сигналы от работодателей и рекрутинговых агентств, чтобы сопоставить профиль подготовки вузов и профиль развития экономики регионов. Прогнозирование потребностей рынка труда на перспективу в 7-10 лет (а именно столько занимает разработка новых программ, внедрение их в практику и подготовка по ним специалистов) у нас осталось пока на уровне госплановской методологии. В условиях рыночных отношений, отказа от системы распределения выпускников вузов такая методология малоэффективна. Поэтому надеяться на государство как на "провидца" успешного трудоустройства по специальностям через 5-10 лет вряд ли стоит. Ошибаются не только семьи, но и те, кто планирует контрольные цифры приема в вузы по специальностям и направлениям подготовки.

Более того, и работодатели не имеют стратегических планов развития своего бизнеса на 10 лет вперед, чтобы выступить ответственным заказчиком выпуска студентов по специальностям.

Профессиональные стандарты, которые могли бы стать основой новых образовательных стандартов, разрабатываются крайне медленно, и для ключевых отраслей экономики их пока нет. Так что в разбалансировке потребностей рынков труда и профессионального образования легко найти виноватого, но трудно найти того, кто знает правильное решение этой задачи и может его безошибочно реализовать.

Экономика в регионах России довольно заметно диверсифицируется все последние годы. Даже в монорегионах средний и малый бизнес способствует диверсификации экономики. Например, в Липецкой или Вологодской областях, где расположены крупнейшие металлургические комбинаты, требуются не только металлурги, но и специалисты сферы услуг, современных коммуникационных технологий и т.д. Аналогичная ситуация в нефтяных и газовых регионах – в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах наблюдается сейчас всплеск развития культуры, туризма и творческих индустрий, так что специалисты в этих областях оказываются иногда более востребованными, чем нефтяники.

Какие же меры можно предпринять, чтобы установить баланс между потребностями рынка труда и подготовкой кадров? Одним из путей может стать специализация учебных заведений и партнерство с работодателями. Специализация подготовки должна проходить на основе тесных контактов учебных заведений с работодателями, соучастия работодателей в разработке новых образовательных программ, проведения практики, осуществления совместных проектов и т.д. Сегодня практика почти не оплачивается за счет бюджетных средств. Преодоление разрыва между потребностями рынка труда и подготовкой кадров возможно только в том случае, когда в процессе обучения студенты смогут проходить практику на предполагаемом месте будущей работы, а работодатели – заказывать и подстраивать программы подготовки под свои нужды.

Поводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что область допустимых решений очерчивается продуманной политикой поддержки партнерства вузов и бизнес-сектора – компаний, корпораций, фирм, организаций некоммерческого сектора, а также высоким темпом обновления учебных программ, гарантирующих качество образования, соответствующее современным вызовам экономики и общества, а вовсе не угадыванием спроса на профессии через 5-10 лет. Вчера можно было услышать о ненужности инженеров, а сегодня – о перепроизводстве экономистов и юристов. Чтобы избежать такой разбалансировки, нужно инвестировать в самих студентов, в качество образования, в новые разработки учебных программ, основанных на научных исследованиях. Креативный потенциал будущих выпускников университетов – главный залог создания новых качественных рабочих мест.

ПЭС 9168/09.07.2009

Примечания
1. В настоящем исследовании не рассматриваются вопросы финансирования исследований и разработок, хотя оно и связано с численностью персонала в этих областях. Следует отметить, что по доле затрат в общем объеме ВВП Россия находится на 29 месте из 39 стран.
2. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
3. Там же.

Следить за новостями ИНЭС: