Пора думать о лидерстве

Номер 4. Inside out

Ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ Леонид Иванович Евенко, отвечая на вопросы нашего издания, анализирует изменения на рынке российского бизнес-образования за прошедшее десятилетие.

Леонид Евенко
Пора думать о лидерстве

"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 136

Ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ Леонид Иванович Евенко, отвечая на вопросы нашего издания, анализирует изменения на рынке российского бизнес-образования за прошедшее десятилетие.

Какого рода перемены необходимы сегодня на рынке МВА?

В настоящее время рынок МВА в России вступил в новую стадию, растет количество выпускников. В 2008 г. их было примерно 6000 человек, это больше, чем в ФРГ. Довольно велико разнообразие программ по специализациям и категориям обучающихся, расширяется география школ бизнеса, которые предлагают программы МВА – в регионах обучается около 25% всех слушателей.

Кризис усугубил ситуацию, связанную с насыщением рынка МВА. Сегодня совокупные возможности школ бизнеса превышают платежеспособный спрос. Конкуренция обостряется, и к новой ситуации нужно приспосабливаться – это главная перемена на отечественном рынке программ МВА.

В новых условиях необходимо научиться работать с меньшим количеством слушателей, убеждать потребителя в своих конкурентных преимуществах, проводить активный маркетинг, а главное – улучшать качество программ. Во многом это связано с применением инновационных образовательных технологий, в том числе заимствованных из практики передовых зарубежных школ бизнеса.

Как государство участвует в регулировании бизнес-образования? Какие регулятивные функции находятся в ведении профессионального сообщества?

В области регулирования бизнес-образования назрели определенные изменения. Больше 10 лет действует система, при которой государство утверждает требования к программам МВА (уже было три редакции), выделяет аккредитованным школам дипломы о дополнительном (к высшему) образовании серии МВА и проводит аккредитацию программ МВА в рамках аттестации вузов. Но фактически рассмотрение программ МВА как в научно-методическом плане, так и в плане экспертизы находится в ведении профессионального сообщества, в частности Совета Минобрнауки России по программе МВА, членами которого являются директора российских школ – лидеров МВА, а также независимые эксперты. Многие считают, что, используя опыт эффективной шестилетней работы Совета, можно построить модель общественно-профессиональной аккредитации, которая заменит процедуру государственной аккредитации и аттестации (последняя поверхностна и не позволяет глубоко проанализировать то, что происходит в той или иной школе бизнеса).

На чем основана система оценки качества образовательных программ, их соответствия международным стандартам?

Разработаны и действуют государственные требования к программам МВА, которые по содержанию очень близки к западным стандартам. А что касается процедуры оценки качества, то тут мы пока отстаем, но уже готовы сделать решающий шаг, т.е. привлечь к процедуре оценки профессиональное сообщество, хотя государство в лице Минобрнауки не собирается полностью уходить из этой сферы.

Главное сегодня – сконцентрироваться на конечных результатах образовательного процесса в рамках МВА и выработке действенных инструментов их контроля. Однако содержание программ, набор дисциплин и особенно методов преподавания должны быть намного более разнообразными, инновационными. Проектное обучение, обращение к сегодняшнему живому опыту корпораций (а не только к кейсам), дистанционные формы обмена информацией, удаленный доступ к электронным базам данных, тренинги – это далеко не полный перечень нововведений, которые осваивает передовая российская практика.

Разрыв между отечественным и зарубежным бизнес-образованием, который был в 1990-е гг., давно преодолен. Лучшие российские школы бизнеса уже имеют западную аккредитацию. Пора думать о лидерстве!

ПЭС 9166/08.07.2009

Следить за новостями ИНЭС: