Инновационный подход к подготовке управленческих кадров для современной экономики
Автор приходит к выводу, что на практике самоориентированное обучение сводится к партнерству в обучении, что означает возможность разделить право выбора не только с преподавателями, но и с начальниками, подчиненными, друзьями.
Андрей Блинов, Ольга Рудакова
Инновационный подход к подготовке управленческих кадров для современной экономики
"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 146-150
|
Блинов Андрей Олегович – профессор Всероссийского заочного финансово-экономического института, д.э.н. |
В настоящее время доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет лишь 0,3%. Это в 8,5 раз меньше, чем удельный вес российского ВВП. Россия реализует инновационного продукта в 130 раз меньше, чем США. Удельный вес инновационно активных организаций в РФ составляет только 9,3%. Это означает, что девять из десяти российских предприятий обходятся без нововведений. Они также в отличие от западных неохотно идут на приобретение новых технологий. Сказывается консерватизм менеджерской мысли, привычка работать по устоявшемуся шаблону, боязнь перемен. Все это можно охарактеризовать как отсутствие инновационного мышления. Гораздо проще поставить новую машину, нежели провести технологическое переоснащение. В современных условиях назрела необходимость пересмотреть подходы к подготовке управленческих кадров.
Задача перехода экономики на инновационные рельсы развития тесно связана с модернизацией образовательной сферы. Образование должно включиться в интегрированный инновационный процесс. Важным фактором построения экономики инновационного типа является развитие человеческого капитала. Система образования в прямом смысле слова создает личность, формирует образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации, играет решающую роль в формировании профессиональных кадров. Однако хотелось бы отметить, что переход на инновационный путь развития экономики обеспечивается ныне не за счет количества работников, а за счет уровня их креативности.
В рамках современной модели образования каждому предоставляется возможность в любой момент обновить свои знания, повысить квалификацию, пройти переподготовку. Современный специалист должен быть готов быстро адаптироваться к новым условиям труда, менять технологии, уметь быстро обучаться. Так, например, американские социопсихологи утверждают, что "амортизация знаний" происходит через 1,5 года, поэтому необходимо их постоянное обновление и совершенствование. Идея "обучения в течение всей жизни" возникла на Западе еще в конце 1970-х – начале 1980-х гг. В среднем в западном обществе специалисту, длительное время находящемуся в одной профессиональной нише, приходится не реже чем раз в три года повышать свою квалификацию. До 45% населения задействовано в различных дополнительных образовательных программах.
Современная модель предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных на сегодня компетенций, инновационного поведения. При этом делается акцент на массовость креативных компетенций и на массовую готовность к переобучению. Это требует обновления содержания и технологий обучения на всех уровнях базового образования с целью создания конкурентоспособного специалиста, что предполагает реализацию гибких индивидуальных образовательных программ.
Инновационные образовательные программы должны предусматривать применение новых образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса, активных методов обучения. Под активными формами и методами обучения следует понимать систему приемов и средств преподавания, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность студентов, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению, работе в команде.
В отличие от традиционных методов обучения – лекций и семинаров – применение активных методов способствует активизации индивидуальных и групповых исследований, "мозговых штурмов", которые позволяют обучающимся "добывать" знания, самостоятельно делать обобщения, выводы, способствуют выработке у них устойчивых практических навыков научной, управленческой и консалтинговой работы.
Через изучение и разрешение проблемных ситуаций, исполнение ролей студенты апробируют полученные в учебном курсе теоретические знания и нарабатывают опыт решения реальных проблем. В рамках этого метода обучения знания, умения и навыки лучше усваиваются. Исследования показывают, что использование графиков и рисунков обеспечивает усвоение знаний на 40-50%, а применение упражнений и симуляции – на 95%.
Существует огромная разница между знанием того, как решать проблемы, и умением и стремлением это делать.
В процессе обучения следует переместить внимание с поиска "правильных" ответов на процесс решения проблемы. В действительности очень часто не существует однозначных (правильных) ответов. И результат будет зависеть от того, насколько специалист способен именно решать проблемы, а не находить "правильные" ответы.
Современный бизнес делает ставку на творческий потенциал и совершенствование кадров. Так, из опыта американских фирм следует, что каждые 35 тыс. долл., вложенные в образование, приносят прибыль в 1 млн долл.
При пассивном обучении студенту отводится роль слушателя, усваивающего и повторяющего материал, полученный от преподавателя или почерпнутый из учебников. В рамках активного обучения студент выступает в качестве творца знаний, в поисках альтернативных решений управленческих проблем, ежедневно возникающих в служебной деятельности подавляющего большинства специалистов и менеджеров, он вырабатывает интуицию. Другими словами, учащийся становится не объектом, а субъектом знаний.
Конечной целью использования новых технологий в учебном процессе является создание условий для становления и развития личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами, способной к культурной и деловой коммуникации, умеющей критически осмысливать проблемы, выбирать решения из ряда альтернатив на основе творческого поиска. Не менее важна выработка у студентов креативного мышления. Так называемое learning-by-doing (кейсы, ролевые игры, проектные задания, ситуационные проблемы) позволяет студентам пройти стажировку в бизнес-среде, а сотрудникам организации – повысить квалификацию.
Требования, которые сегодня практика предъявляет к профессиональной компетенции специалиста, не просто высоки, но и чрезвычайно разнообразны, часто необычны с точки зрения традиционных представлений и, самое главное, постоянно меняются в зависимости от времени и конкретных обстоятельств. Назрела необходимость подготовки специалистов-управленцев, способных принимать оперативные и стратегические решения в условиях неопределенности и риска.
Под активизацией учебно-познавательной работы обучаемых понимается целенаправленная деятельность преподавателя по разработке и использованию таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а также формированию способностей прогнозировать ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучающихся. Студент не станет изучать ситуацию, если она надуманная и не отражает реалий его профессии. Профессиональный интерес предполагает применение методов или форм проведения занятий, имитирующих или воспроизводящих профессиональную деятельность обучаемых.
Для активного обучения характерны принудительная активизация мышления (студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет); достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс; самостоятельная творческая выработка решений; повышенная степень мотивации и эмоциональности; постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Инновационность в обучении развивает творческие способности, помогает избегать слепого принятия существующих знаний, способствует использованию потенциальных возможностей личности, помогает адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке. Согласно исследованиям зарубежных ученых, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся миру, необходимо прийти к пониманию того, что приобретать знания – это то же самое, что жить. Необходимо извлекать знания из всего, что происходит, любой полученный опыт нужно рассматривать как опыт приобретения знаний. Обучение означает использование всех ресурсов – в учебном заведении или вне его – для личного роста и развития. Люди, берущие на себя инициативу в обучении, узнают больше и учатся лучше, чем те, которые пассивно ждут, чтобы их научили. Такие студенты сохраняют больше информации, лучше используют сохраненную информацию и имеют большую мотивацию продолжить обучение. Культура усвоения знаний замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.
Следует отметить, что подходы к обучению, ориентированные на студента, используют способ, с помощью которого приобретаются знания, повышается эффективность обучения путем усиления мотивации, задействуются любопытство и стремление к исследовательской деятельности, активизируется творчество. При этом не так важно, в каком секторе экономики он будет работать.
Настоящее самоориентированное обучение, или инновационность в обучении, крайне редко применяется в российских образовательных учреждениях. Если бы студентам предоставили право самостоятельно определять, что именно и каким образом они хотят изучать, едва ли их потребности совпали бы с материалом учебных курсов, предлагаемых преподавателями.
Среди основных качеств, характеризующих самоориентированного студента, или студента как субъекта инноваций, культура интеллектуального труда, самостоятельность, активность, умение менять ценностные ориентации и мотивацию. Превращение студента в субъект инноваций позволит сфокусировать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. У такого студента очень специфические цели обучения и рациональный план достижения этих целей. Обучение не сводится просто к пассивному получению знаний. Студент должен также изыскать возможности наблюдать действия других (ситуация "чужого опыта"), пробовать свои силы, т.е. обретать собственный опыт. В этом случае преподавателю отводится качественная роль – он может рассматриваться как один из источников получения знаний, как "модель", на опыте которой студенты учатся, как участник процесса приобретения студентами собственного опыта. Мотивация, интерес, склонности обучающихся являются ключевым и наиболее дорогим ресурсом, обеспечивающим результативность образования.
Итак, самоориентированный студент должен иметь полный контроль над процессом приобретения знаний под руководством преподавателя.
Вместе с изменением роли студента меняется и роль преподавателя – сегодня он уже не транслятор, а менеджер учебного процесса. Происходит резкое расширение его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность студентов. Формируется новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. В преподавателе начинает цениться способность содействия поиску самого студента.
В этой связи возникает необходимость разработки новой модели взаимоотношений преподавателя и студента – модели партнерства в овладевании и использовании накопленных знаний.
Способность преподавателей коммуницировать и мотивировать студентов к обучению с помощью новых образовательных технологий становится наиболее востребованной. Сейчас проблема обучения преподавателей современным методикам стоит наиболее остро. Часто это проблема психологическая. Дело в том, что не все профессора и доктора наук освоили современные технологии в отличие от молодых преподавателей. Возникает психологическая проблема: "стариков" учат "мальчишки".
Вместе с тем хотелось бы отметить, что нельзя полностью отменить традиционные методики обучения. Подход к обучению, ориентированный на студента, должен дополнять, а не замещать другие подходы.
Для того чтобы приучить студентов учиться всю жизнь (если они хотят достичь профессиональных высот), те, кто занимается подготовкой специалистов-управленцев, должны задуматься о том, как сделать студентов более ответственными по отношению к собственному обучению. При этом не нужно настаивать, чтобы они взяли на себя всю ответственность.
Большинство сегодняшних российских студентов хотят приобрести профессиональное мастерство, опираясь не на творческие методы в обучении, а на репродуктивную деятельность. Задача преподавателя – разъяснить, в чем заключается творческий характер профессиональной деятельности, подготовить студентов к трудностям в работе, оказать помощь в поисках себя в профессии.
Осознание этого очень важно, т.к. одной из главных проблем в работе со студентами является необходимость понять, насколько жестким должен быть контроль преподавателя за студентами, и при этом помочь студентам стать более самоориентированными в обучении.
Все это требует пересмотра роли преподавателя в учебном процессе и определения его как партнера в процессе обучения. Кроме того, это означает, что преподаватели должны демонстрировать большую гибкость и готовность откорректировать свои планы, с тем чтобы удовлетворить разнообразные и постоянно меняющиеся запросы студентов. Задача преподавателя (как партнера студентов по процессу приобретения знаний) – помочь им пересмотреть сам учебный процесс, определить еще раз источники обучения, признать наличие почти неограниченных возможностей получения знаний и развить необходимые навыки, чтобы добиться большей эффективности в самоориентированном обучении.
Партнерство в обучении – скорее философская категория, чем набор специфических учебных методик. Здесь не помогут ни свод инструкций, ни руководство для преподавателя, ни рабочая тетрадь студента. Вместо этого и преподавателям, и студентам придется пересмотреть свои роли.
На занятиях необходимо чаще обсуждать со студентами жизненные ценности и новую философию преподавания и обучения, определять их параметры и осуществлять выбор.
В самом начале учебы надо постараться объяснить студентам, в чем заключается цель партнерства в обучении, что значит стать более самоориентированными. Необходимо признаваться студентам (хотя это и непросто) в том, что как партнеры в обучении преподаватели сами пока еще ученики и им предстоит многому научиться у студентов и многое постичь, участвуя во взаимообогащающем процессе общения. На первом занятии студентов просят сделать бейджики с именами. Объясняется это тем, что во время лекций они будут задавать вопросы и преподавателю удобнее обращаться к ним по именам. Первоначально студенты воспринимают эту просьбу с иронией. Но когда не только на лекциях или практических занятиях, но и в коридоре преподаватель называет их по именам, синергетический эффект налицо.
В середине курса устраивается анонимный опрос студентов. Их просят высказаться относительно того, что им нравится и не нравится в манере подачи материала, каким вопросам следует уделить больше внимания. Пригодились ли рассматриваемые вопросы, примеры в их практической работе. Аналогичный опрос проводится и в конце курса.
Надо стараться более гибко планировать учебную деятельность, тщательно подбирать задания с учетом индивидуальных успехов и интересов студентов. Хорошо, когда студенты подбирают примеры не только из научной или собственной практики, но и из художественной литературы. Очень важно поощрять студентов задавать вопросы, это стимулирует их активность.
Партнерство в обучении вполне реально и достижимо, но в этом случае у преподавателей должно быть желание поддержать студентов, готовность работать с ними на равных, чтобы помочь им подойти к процессу обучения по-новому. Качество отношений, складывающихся между участниками учебного процесса, во многом определяет эффективность партнерства в обучении. В идеале эффективное обучение специалистов-управленцев должно проходить в атмосфере тепла и взаимной симпатии. Участники учебного процесса должны, используя свои преимущества, сильные стороны, помогать друг другу, должны по-новому осознать свою роль в обучении. Им следует добиться взаимопонимания и абсолютного доверия.
Необходимо создать такие условия, в которых студенты смогли бы развивать навыки самоориентированного обучения, поощрять любую возможность получения знаний – традиционные способы обучения, ситуации "чужого опыта", обретение собственного опыта и т.п., и все подходы к обучению – от рационального планирования до рефлексии, размышлений роst factum и приобретения опыта на этой основе.
Преподавателю следует осознавать важность не только партнерства в процессе обучения, но и моделирования этого процесса. Он должен вместе со студентами решать, что и каким образом изучать, ожидая при этом со стороны студентов все большей инициативы, должен выслушивать их мнение, прилагая все усилия к тому, чтобы в его отношениях со студентами не было высокомерия.
Эффективное партнерство в обучении предполагает изменение отношения к учебному процессу не только со стороны преподавателей, но и со стороны студентов. Это особенно важно при проведении семинарских занятий. Можно предложить студентам поработать в команде, которой дается задание проанализировать деятельность организации: разработать корпоративную культуру, исследовать маркетинговую политику, выполнить диагностику деятельности организации, выявив сильные и слабые ее стороны и т.д.
Очень важно научить студентов работать в команде, что предполагает овладение искусством диалога и дискуссии – двух способов общения членов команды. Например, студентам можно предложить одну и ту же задачу. Преподаватель рассказывает, как бы он решил это задачу и предлагает им сообщить свое решение. Студенты излагают собственные позиции и анализируют решение, предложенное другой командой. Так они учатся не только формулировать свои мысли, но и оппонировать.
Обучение в аудитории целесообразно совмещать с консультированием. Например, до начала практических занятий студенты готовят проблемы, которые они хотели бы обсудить на семинарских занятиях, подбирают соответствующий материал. Такой прием проведения консультационных семинарских занятий очень результативен – многие студенты разбирают сложные ситуации, с которыми им приходилось сталкиваться, и члены группы совместными усилиями пытаются принять адекватное решение. Важно поощрять студентов, которые задают такие интересные задачки. Студенты должны как можно меньше зависеть от преподавателя в выборе актуальных проблем и задач.
Весьма важно научить преподавателей и студентов сотрудничать. Необходимо развивать у студентов способность распознавать в любом приобретенном опыте потенциальные возможности для обучения.
Чтобы сделать обучение более самоориентированным, студентам следует приобрести такие умения, как постановка цели, планирование, анализ, адекватная оценка. Кроме того, целый набор качеств необходим для того, чтобы запланированное не оказалось бесполезным для обучения, например способность к рефлексии, умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и идеями, которые прежде казались не связанными друг с другом.
Построение модели партнерства в обучении позволило сделать вывод о том, что на практике самоориентированное обучение сводится именно к партнерству в обучении. Последнее означает возможность разделить право выбора не только с преподавателями, но и с начальниками, подчиненными, друзьями. Преподаватели должны стремиться не только стать эффективными партнерами студентов по учебному процессу, но и помочь им развить способности к сотрудничеству и пронести желание быть партнером по обучению через всю жизнь. В постоянно меняющемся мире никто не может знать абсолютно все, и стоит задуматься об обучающемся обществе, в котором самоориентированное обучение и партнерство в обучении будут оценены по достоинству.
ПЭС 9031/10.02.2009