Проблемы стагнации развития частного сектора экономики России

Номер 3. Крепкий орешек?

Предпринимательская деятельность, прежде всего в производственной сфере, в России развивается недостаточно динамично. Автор называет причины, сдерживающие развитие частного сектора экономики, – причины как кардинальные, общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, так и локальные, преимущественно организационные.

Андрей Блинов
Проблемы стагнации развития частного сектора экономики России

"Экономические стратегии", 2003, №3, стр. 66-70.

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие частного сектора экономики. Первая – это причины кардинального характера, заложенные в экономической политике государства. Вторая – локальные, преимущественно организационные, причины.

Не стремясь дать анализ всей экономической политики, попытаемся рассмотреть те ее аспекты, которые относятся к упомянутой первой группе причин. Главная сложность в значительной степени связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Здесь, как подтверждает мировая практика, возможно формирование регулируемого или стихийного рынка, существенной особенностью которого является спекулятивный характер. Отсутствие четкого представления об этих двух тенденциях и изначальная ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло именно по второму пути. Обычно, когда сравнивают регулируемый и стихийный рынок, имеют в виду прежде всего этический аспект. Но этого мало. Есть еще и экономическая основа.
Особенностью стихийного рынка является то, что он функционирует, главным образом, в сфере обращения, а не в сфере материального производства. При этом высокие доходы получает лишь незначительный процент населения, тогда как большая его часть имеет низкую покупательную способность. В подобной ситуации у производителя нет достаточного стимула для работы, так как его товары не находят сбыта, что ведет к свертыванию производства.

Отметим и другую особенность: характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. В условиях стихийного рынка основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название "коротких". Они быстро "делаются" и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые "длинные" деньги вкладываются в производство на более длительный срок и не сразу дают отдачу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одной из причин того, что в России складывается деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его на отечественную почву. Несмотря на мнение российских ученых, высказывавших сомнения по поводу целесообразности "шоковой терапии" и указывавших на возможные тяжелые последствия ее применения, все же была избрана именно эта модель. Впоследствии данная концепция реформ потребовала корректировки, и не потому, что сама по себе она несостоятельна. Наоборот, это – стройная научная теория, применение которой в ряде стран дало неплохие результаты. Ошибка состояла в том, что в России она была принята без учета условий, необходимых для ее эффективной реализации. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения "шоковой терапии" является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно должен устремиться частный предприниматель. Налаживая соответствующее производство, предпринимательская сфера "расшивает тромбы" в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса.

Но в России этого не произошло, так как в момент введения "шоковой терапии" еще не сформировалось главное условие ее успешности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а в сфере обращения имело деформированный характер, что не способствовало существенному улучшению ситуации.
Использование мирового опыта, консультации западных экономистов – бесспорно, дело нужное, но при этом нельзя пренебрегать мнением отечественных ученых, которые как никто другой знают российские возможности.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, но в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательного спроса, то есть формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательной способности большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательного спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерно наличие определенных социальных групп, то есть относительно стабильных слоев населения, со свойственными им схожими ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при наличии большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Сейчас очевидно, что попытка сформировать средний класс в России не удалась. В стране складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченными покупательными возможностями. Используя методику Центра комплексных социальных исследований, можно сказать, что на данном этапе в российском обществе формируются три класса. Первый включает лиц с доходами более 60 тыс. руб. на человека в месяц – так называемые очень богатые, составляющие около 3% населения. Другими словами, это меньшинство с высокими покупательными возможностями, не ориентирующееся на отечественные товары массового производства.

Относясь критически к некоторым формам обогащения, я вместе с тем не склонен считать высокий уровень зажиточности чем-то порочным. Неприятие вызывает не богатство, а противоправные пути его достижения. В целом же высокий уровень материального обеспечения человека в определенной мере оказывает стимулирующей воздействие на мотивацию его деятельности. Так, по данным социологического опроса, выполненного Фондом "Общественное мнение", 62% респондентов, имеющих высокие личные доходы, считают, что дальнейшего улучшения своего материального положения они могут достигнуть только благодаря собственным усилиям, тогда как среди граждан с низкими доходами так полагают только 23% опрошенных. Среди последних 22% связывают улучшение своего материального благополучия с переменами, происходящими в обществе в целом, а среди богатых респондентов таковых оказалось только 6%.

Второй класс представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 5 до 50 тыс. руб. Они составляют 10-15% населения, тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.
Большинство населения составляет третий класс с малым покупательным спросом, определяющим уровень потребностей, на который должно ориентироваться производство.
Отметим еще два обстоятельства, отрицательно влияющих на покупательную способность населения и понижающих мотивацию труда производителей. Суть первого состоит в том, что рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос ориентирован преимущественно на продовольственные товары, а промышленные товары остаются не востребованными.

Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6-1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 2002 году в России это соотношение приблизилось к 1:20 (против 1:5 в 1991 году).

Таким образом, сдерживающим фактором развития предпринимательства, и прежде всего в сфере промышленного производства, является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается все более усугубляющимся процессом сокращения общей платежеспособности населения.

С другой стороны, в силу постоянного роста цен, увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

Как видно из данных, приведенных в таблице 1, увеличение расходов на питание, оплату услуг и сокращение их на покупку непродовольственных товаров приобрело устойчивый характер.

Естественно, что в условиях свертывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией в силу ее слабой конкурентоспособности и заполненности рынка нелегко. Это еще один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет эту ситуацию не только снижение платежеспособности населения, но и неплатежеспособность промышленных предприятий.

Третья причина кардинального характера, тормозящая производственное предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика носит скорее фискальный, чем стимулирующий характер. Она способствует пробуждению интереса к любому виду деятельности, кроме производственной. Главный ее недостаток это, во-первых, чрезмерно высокий уровень налогов, которые не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система не стабильна, она часто меняется. К тому же некоторые налоговые законы не являются законами прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих суть самих законов. В-третьих, слишком велико количество налогов. По этим причинам стало невыгодно заниматься производством конкретных товаров. Вполне очевидно, что пока в стране существуют источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественную промышленность не будет. Имеет место изменение отношения к труду, который еще со времен классиков буржуазной политической экономии Давида Рикардо и Адама Смита признавался единственным источником богатства.

Существенно подрывает интерес к производственной деятельности и такая составляющая налоговой системы, как налог на добавленную стоимость (НДС). Причем его отрицательное воздействие не слишком уменьшается, несмотря на периодическое понижение первоначально принятого уровня. Блокирующее воздействие этого налога состоит в том, что он, хотя и называется "налог на добавленную стоимость", таковым не является. Это налог на валовую продукцию, включающую стоимость израсходованных средств производства и сырья, стоимость оплаты труда и прибавочную стоимость, тогда как добавленная стоимость включает лишь две последние составляющие, и именно эта чистая продукция должна облагаться НДС. По сути, в налоговую систему, призванную "раскрутить рыночный механизм", введена пресловутая категория "вала", длительное время служившая тормозом в прежней плановой системе хозяйствования. Присущий этой экономической категории недостаток – повторный счет сырья, материалов, полуфабрикатов – обусловливает резкое завышение стоимости произведенной продукции, на которую и начисляется НДС.

Усугубляет ситуацию и то, что, согласно принятому закону "О налоге на добавленную стоимость", расширилась сфера налогообложения. Это ставит производителя в сложную ситуацию, отбивает желание заниматься данным видом предпринимательства. Некоторые ученые научно обосновывали несостоятельность подобного налога, предупреждали о его негативном воздействии на экономику; к сожалению, их опасения подтвердились на практике.

Четвертая причина, отрицательно влияющая на предпринимательство, связана с общей криминализацией экономики, которая приобретает устойчивый характер. Деятельность ряда промышленных предприятий контролируется различными преступными группировками. В такой обстановке предприниматели вынуждены приспосабливаться, ловчить, идти на различные нарушения. Не случайно появились разного рода фирмы, обучающие предпринимателей тому, как вести двойную бухгалтерию, чтобы уклониться от уплаты налогов, дающие другие противоправные рекомендации.

В условиях криминализации экономики особую остроту приобретает также проблема личной безопасности предпринимателей. Естественно, что это подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения. Одни прибегают к созданию собственной службы безопасности, как правило, дорогостоящей и недостаточно профессиональной. Другие пытаются "ужиться" с преступным миром. К этому их подготавливает, с одной стороны, ненадежность защиты бизнеса со стороны государства, а с другой – убежденность, как правило, небезосновательная, в том, что защита со стороны властных структур может таить в себе не меньшую опасность.

Реальность последних лет показала, что высокие налоги в сочетании с чрезмерным регламентированием, бюрократическим администрированием, разросшимся государственным аппаратом и практикой взяток могут быть таким же бременем для предпринимательства, как и нелегальные структуры. В этой ситуации очевидно, что одним из главных условий становления и эффективного функционирования предпринимательской деятельности является общее оздоровление экономической и правовой среды, искоренение явлений, присущих современной уродливой действительности.

Сложности в становлении предпринимательства в России связаны также с его специфическими особенностями. Эта специфика состоит в том, что сам процесс формирования контингента предпринимателей имеет разнополюсный характер. Одну группу составляют предприниматели, которые организуют свое дело на общепринятой цивилизованной основе за счет займов, кредитов, взносов акционеров и т. д. Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм и, как правило, с пониманием воспринимается населением. В другую группу входят предприниматели, стартовый капитал которых "заработан" в теневой экономике. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они – выходцы из теневой экономики, по сути, подтвердив таким образом нелегальную основу организации своего дела. К тому же более 22% включившихся в предпринимательскую деятельность имели в прошлом судимости.

В этой среде формируется категория предпринимателей, стремящихся, прежде всего, к личному обогащению. На фоне общего снижения уровня жизни такая позиция вызывает негативное отношение большинства населения, в сознании которого предпринимательство в целом ассоциируется с чем-то порочным. Подталкивает к выводу о криминальном характере предпринимательства и тот факт, что, по данным вышеупомянутого источника, 49% бизнесменов поддерживают контакты с преступным миром. Все это дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную почву для его развития и эффективного функционирования.

В процессе анализа отечественной и зарубежной практики развития предпринимательства закономерно встает вопрос: почему при интенсивном росте числа малых предприятий в России наблюдается спад экономики, тогда как в аналогичной ситуации в США, Германии и Японии имело место бурное развитие и подъем экономики? Следует признать, что в этих странах успех обеспечила политика преимущественной поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности именно в производственной и инновационной сферах, в строительстве. Дюпоны, Морганы, Рокфеллеры, Круппы стали крупными предпринимателями не за счет экспорта природных ресурсов, а за счет масштабного промышленного производства. Именно производственная деятельность обеспечивает становление цивилизованного рынка.

Серьезным фактором, тормозящим развитие предпринимательства, является отсутствие необходимой достоверной информации. Прежде всего, ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние дают неточную информацию о своей деятельности по двум основным причинам: из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну. Кстати, стремление предпринимательских структур скрывать объективную информацию – явление не чисто российское. Оно имеет место и в других странах. Так, во Франции, где от утечки информации предприятия терпят большие убытки, каждое десятое из них прибегает к сокрытию отчетности, предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведений о своей деятельности.

Но с другой стороны, ограниченная и малоубедительная информация не дает полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей. Доступ предпринимателей к информации затруднен в силу того, что ее сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры.
Некоторые обстоятельства, сдерживающие предпринимательскую деятельность, связаны с тем, что еще не выработаны определенные морально-этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформировалась четкая система информационного обеспечения, предпринимателям во взаимоотношениях и при обмене информацией чаще всего приходится полагаться на собственную интуицию.

Необходимо иметь в виду, что уже сейчас отечественное предпринимательство сталкивается с проблемой "экономического шпионажа", которая на Западе давно стала острой. В ряде стран принимаются жесткие государственные меры с целью обеспечения достоверной информации и сохранения ее. Так, в 1990 году в США был принят Закон о беспристрастной кредитной отчетности, в котором предусматривалось, что в отчетах об операциях с потребительским кредитом должны содержаться только точные и свежие данные, и что эти данные остаются конфиденциальными и предоставляются для ознакомления лишь в надлежащих случаях.

Наряду с вышеназванными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, и прежде всего в производстве, следует назвать еще один. Это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей не имеет должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения. Данное обстоятельство является в российской практике чрезвычайно важным.

Следить за новостями ИНЭС: