Перспективы развития Байкальского региона России

Номер 2. Кто заказывает музыку?

Экономически слабые области Восточной Сибири поодиночке вступают в торгово-экономические отношения с государствами АТР, конкурируя между собой. Они не имеют возможности проводить единую и выгодную для России торгово-экономическую политику.

Андрей Кулаков
Перспективы развития Байкальского региона России

"Экономические стратегии", №2-2006, стр. 70-74

Андрей Кулаков — выпускник Московского Суворовского военного училища. Имеет два высших образования: окончил Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, факультет экономики. В 2005 г. окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
С 1998 г. работал в структурах РАО «ЕЭС России» — начальником отдела управления капиталом, начальником департамента акционерного капитала; советником председателя правления ОАО РАО «ЕЭС России». Принимал участие в проектах по созданию энергоугольных компаний, имеет ряд научных публикаций в области экономической эффективности по созданию энерготопливных компаний.
В 2003 г. Андрей Кулаков отправляется в Сибирь: он назначен генеральным директором представительства РАО «ЕЭС России» по управлению акционерными обществами Сибирской части России «Сибирьэнерго». В марте 2004 г.
Кулаков возглавил ОАО «Бурятэнерго». Специфика управления «Бурятэнерго» заключалась в том, что Андрею Кулакову пришлось наряду с антикризисным управлением принимать участие в общественно-политической жизни республики. При участии Андрея Кулакова в Улан-Удэ состоялось несколько заметных событий, значимость которых отметило бизнес-сообщество Бурятии. В это же время Андрей Кулаков стал серьезно интересоваться проблемами региональной политики, особенное внимание он уделял регионам Восточной Сибири.

У России нет выбора: чтобы защищать свою территорию и государственность, она должна быть сверхдержавой. Советский Союз, пропустив вызовы 1970-1980-х гг., распался. Следующий стратегический просчет может привести к развалу Российской Федерации. Россия обязана вернуть себе статус мирового лидера. В противном случае она перестанет существовать. Занять место во всемирном разделении труда, стать субъектом, участвующим в создании мировой экономической системы, – вот задача, которая должна быть решена в ближайшее десятилетие.
Перспективы восточных регионов России
Один из ключей к решению этой задачи – обеспечение экономик Азиатско-Тихоокеанского региона природными ресурсами, сосредоточенными на территории Сибири и Дальнего Востока. Условием реализации этого проекта является как эффективная переработка и торговля сырьем, так и надежная защита государственных границ. К сожалению, пока Россия значительно отстает в экономическом развитии от стран АТР, а потому приграничные российские регионы воспринимаются восточными соседями как сырьевые придатки и места для иммиграции дешевой рабочей силы. Сегодня необходимо укреплять приграничные территории и создавать условия для равного партнерства со странами АТР. Новая региональная политика Правительства РФ, которая находится в стадии формирования, призвана решать геополитическую задачу развития Сибири и Дальнего Востока.
Для того чтобы эффективно интегрироваться в экономику АТР, России нужен мощный экономический и административный центр на территории Восточной Сибири. В этом качестве мог бы выступать регион или группа регионов, способных осуществлять крупные совместные межтерриториальные проекты. Бизнес и политическая элита таких регионов должны не только сформулировать общие "правила игры" и дать гарантии их соблюдения всеми игроками, что позволит обеспечить инвестиционную привлекательность территории. Необходимо представить видение, то есть "набор" проектов для всей территории Восточной Сибири, которые позволят развиваться экономикам отдельных субъектов РФ и позволят достичь синергетического эффекта. Для сотрудничества регионов восточной России есть основа: с одной стороны, здесь сосредоточено около 30% мировых запасов природных ресурсов и имеется мощный ТЭК, с другой – не хватает перерабатывающих мощностей и слабо развита инфраструктура.

Региональные проекты развития
По замыслу основным инструментом развития регионов должна стать программа социально-экономического развития. В связи с тем что сегодня наличие таких программ обязательно, они превратились в необходимый атрибут региональных администраций. Однако требования к их содержанию достаточно расплывчаты, и они, к сожалению, не имеют прикладного значения. Механизм контроля над исполнением подобных программ не работает даже внутри региона. Большинство субъектов РФ старательно создает видимость развития, на самом деле занимаясь более или менее успешным пиаром. На наш взгляд, необходимо сформулировать комплекс требований к региональным программам развития. В них обязательно должны присутствовать следующие элементы:
oдолгосрочная стратегия развития региона;
oплан реализации приоритетных национальных проектов, обеспечивающих повышение уровня жизни населения;
oпроекты развития инфраструктуры региона, включающие оценку экономического эффекта;
oпроекты, нацеленные на межтерриториальную интеграцию.

Требования к региональным проектам: стратегия
Сегодня фактически не делается различий между стратегией развития региона и традиционной программой СЭР. Их основное отличие в том, что программа нацелена на решение сегодняшних проблем развития экономики, на выявление и снятие ограничений, мешающих этому развитию, а при разработке стратегии имеется в виду экономическое развитие региона в долгосрочной перспективе. Программа – это план действий, обеспечивающих переход от сложившейся экономики к будущей. Формирование видения экономической перспективы региона должно опираться на анализ трендов в развитии мировой экономики, ядром стратегии должно быть определение конкурентоспособной позиции региона в мировой экономической системе.
Следует также подчеркнуть, что процесс создания стратегии развития региона должен быть публичным, а его координатором должен выступить глава местной администрации. Только так удастся добиться полноценного участия в этой работе представителей всех ветвей власти, бизнеса, науки, политических партий и движений, экспертного сообщества и населения.
Требования к региональным проектам: развитие
Министерство регионального развития и ряд экспертов предлагают новую модель регионального развития. Ее суть
– в повышении конкурентоспособности регионов через поддержку "точек роста" и развитие межрегиональной кооперации. На практике это означает отказ от существующих бюджетных отношений между центром и территориями, конкурсное распределение федеральных бюджетных средств на проекты развития "точек роста", межтерриториальную интеграцию, а также создание системы, которая дополнительно мотивирует регионы увеличивать бюджетные доходы.
Приоритетами региональной политики, ориентированной на развитие, становятся инвестиционные проекты, а критерием для вложения общественных финансов в инфраструктуру региона – прямой экономический эффект. При этом региону даются полномочия, гарантирующие эффективность его экономической политики и действенность инструментов развития.
По соотношению "возможности – результат" регионы Восточной Сибири можно было бы причислить к разряду территорий-феноменов: при всем богатстве и разнообразии своих ресурсов они никак не могут выбраться из отстающих. Одно из основных преимуществ восточносибирских территорий – непосредственная близость к странам АТР. Сейчас отношения этих стран с регионами Прибайкалья, явно представляющими для них экономический интерес, далеки от совершенства. Экономически слабые области Восточной Сибири поодиночке вступают в торгово-экономические отношения с государствами АТР, конкурируя между собой. Они не имеют возможности проводить единую, выгодную для России, торгово-экономическую политику.

Требования к региональным проектам: интеграция
В случае интеграции областей Байкальского региона импульсы экономической активности распространятся от лидеров к аутсайдерам, аутсайдеры втянутся в цепочки создания добавленной стоимости, будут устранены преграды для движения финансовых потоков.
Создание институциональной инфраструктуры:
формирование унифицированной нормативной базы, "единых правил" для экономических субъектов, действующих на территориях региона;
формулирование единых экологических требований и требований по защите окружающей среды;
разработка общей стратегии внешнеэкономической деятельности и создание совместных представительств в странах АТР;
организация эффективного информационного обмена по направлениям делового сотрудничества;
разработка единой программы развития сельского хозяйства.
Развитие социальной инфраструктуры:
формирование единого стандарта качества жизни населения;
совместное решение проблемы ценообразования и тарифов на услуги, предоставляемые населению;
развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
газификация территорий на основе освоения Ковыткинского месторождения;
формулирование единых правил реформирования жилищно-коммунальных комплексов территорий.
Поддержка научных и образовательных связей:
создание совместных образовательных программ с учетом специализации учебных заведений и количества студентов и аспирантов в регионах.
Поддержка культурных связей:
культурный обмен и проведение совместных мероприятий, подчеркивающих историческую самобытность народов, проживающих на этих территориях.
Озеро Байкал:
формирование имиджа Байкальского региона, а также реализация комплекса мероприятий по сохранению уникальной экосистемы озера Байкал.

Новая региональная политика
Нынешняя модель отношений федерального центра и регионов изживает себя. Главы регионов-доноров действуют порой более активно, чем лоббисты российских монополий. Их цель – перераспределение бюджетных сверхдоходов в собственных региональных интересах. Экономический рост в России в последние годы показал ущербность политики централизованного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Регионы не готовы соревноваться между собой за федеральные ресурсы, предпочитая реальной конкуренции банальное лоббирование. В результате появились существенные различия в качестве предоставляемых услуг – образования и здравоохранения, уровне и качестве жизни населения. Это обусловило демографический кризис в большинстве регионов России, появление межнациональных конфликтов и т.д.

Интеграция восточных регионов России
В условиях Сибири межтерриториальная интеграция является важнейшим инструментом социально-экономического развития. Первым шагом на пути к интеграции стало создание Межрегиональной ассоциации "Сибирс-кое соглашение" (МАСС). Несмотря на отсутствие реальных средств влияния на принимаемые губернаторами решения, МАСС играет роль своеобразного "VIP-коммуникатора". Нужны новые механизмы, мотивирующие территории к сближению и интеграции. Практика подписания "рамочных" соглашений о социально-экономическом сотрудничестве регионов без обсуждения конкретных проектов должна уйти в прошлое. Сегодня основой для подобных соглашений должен стать обмен информацией и проведение экспертиз для подготовки проектов развития, прежде всего имеющих отношение к унификации институциональной, а также производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, требуется поддержка и развитие научных и культурных связей.
В этом случае роль наблюдательного и координирующего органа (принимающего решения) после соответствующих кадровых перестановок может исполнять Совет губернаторов регионов Прибайкалья. Возможно, оптимальным для развития нашего государства является создание крупных территориальных образований, интегрированных с учетом сложившихся исторических связей, географического положения, схожей промышленной политики. Вполне вероятно, что объединение в одну экономическую зону Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятии, Усть-Ордынского и Агинского автономных бурятских округов позволило бы сформировать экономический центр Восточной Сибири, который может достойно представлять Россию в АТР.
Укрупнение регионов – лишь один из путей развития. Но, прежде чем готовить законодательную базу для объединения и проводить референдумы, стоит отладить интеграционные процессы, чтобы регионы почувствовали себя единым целым, пусть и без общих границ. Пока же упомянутые регионы к интеграции не готовы. Как только речь заходит о возможном укрупнении, возникает повод для спекуляций, в первую очередь политических. Главы территорий более озабочены тем, кто возьмет на себя роль лидера и какой город станет неофициальной столицей.
Необходимо учесть и другой важный момент. Регионы должны быть готовы взять на себя определенные обязательства. Каждый регион в этом альянсе должен действовать в соответствии с уже сложившимися характеристиками: если Иркутская область остается промышленной зоной, а Усть-Орда – сельскохозяйственной, то, например, Республика Бурятия и Читинская область должны заняться переработкой и распределением продукции. Но это на первом этапе, а в перспективе необходимо менять характер экономики региона и ориентироваться на достижения инновационной экономики, то есть предлагать и разрабатывать новые продукты, осваивать новые рынки, внедрять использование новых технологий и в большей степени задействовать творческий потенциал населения.

Следить за новостями ИНЭС: