MBA на марше

Номер 4. Устремление к идеалу

С точки зрения карьерных перспектив Европа для россиян зачастую оказывается предпочтительнее, здесь активнее вербуются кадры для восточноевропейских офисов…
Опытный выпускник Chicago GSB с удовольствием возьмет на работу молодого выпускника этой же школы, хотя бы потому, что знает: там дают отличное образование…
Большинство школ заключает договор с банками о предоставлении кредита на обучение, поручителем по которому выступает сама школа…

Вячеслав Давиденко, Виктория Пралич
MBA на марше

"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 122-125

В 1902 г. семь студентов получили дипломы, свидетельствующие о том, что они прослушали полный курс предметов и дисциплин в рамках программы М.С.S. (Master of Commercial Science) и стали первыми дипломированными бизнесменами мира. Эта "великолепная семерка" прославила Дартмутский колледж (Dartmouth College) как пионера в области обучения бизнесу и деловому администрированию. Сейчас МВА (Master of Business Administration – магистр бизнес-администрирования) – самая популярная программа профессионального послевузовского бизнес-образования, готовящая квалифицированных специалистов для мира бизнеса. Но на этапе становления идея преподавания такого "приземленного" предмета, как коммерция, встретила ожесточенное сопротивление со стороны представителей многих университетов Америки, считавших ее неприемлемой и противоречащей моральным принципам. Широкое распространение программы МВА получили только после Второй мировой войны, в эпоху бурного экономического роста. В это же время стали появляться и первые европейские бизнес-школы.

Сегодня в мире насчитывается более 2500 программ МВА, из них 900 в Америке, 300 в Европе и около 50 в России. Многие школы открывают свои кампусы в таких городах, как Гонконг, Сингапур и т.д. Как правило, курс обучения включает в себя следующие дисциплины: маркетинг, экономика, право, бухгалтерское дело, теорию организации, навыки межличностного общения – и еще ряд предметов. Все школы предлагают гибкий набор курсов, гибкое расписание. В Чикагской школе, например, только один обязательный курс, а все остальные предметы студент выбирает сам в зависимости от своих профессиональных предпочтений. Содержание программы обучения постоянно меняется с учетом новейших тенденций и изменений в мире. Несмотря на то что все школы предлагают базовый набор предметов, программа каждой школы имеет свою специализацию. Так, Chicago и LBS – это финансы, Kellogg – это маркетинг, Sloan (MIT) – это новые технологии, Rotterdam – электронная коммерция.

Контроль над качеством программ МВА осуществляет несколько ассоциаций: американская AACSB (Ассоциация развития школ бизнеса), британская AMBA (Ассоциация студентов МВА) и EQUIS (Европейский фонд развития менеджмента). Аккредитации, выданные этими ассоциациями, свидетельствуют о высшей оценке качества обучения и международном признании дипломов, которые выдает учебное заведение. Ассоциация МВА оценивает школу по строгим критериям, она гарантирует абитуриенту, выступающему в роли "покупателя", соответствующий уровень преподавания. По правилам ассоциации школа, получившая аккредитацию, должна иметь четкую специализацию, находиться в отдельном здании, набирать по меньшей мере две группы слушателей и иметь достаточно преподавателей (не менее 40 человек), чтобы студенты не чувствовали себя обделенными. Все преподаватели должны быть высококвалифицированными, вести исследовательскую работу и уделять достаточно времени деловым контактам, занимаясь в том числе и бизнес-консалтингом. Как правило, в школах, входящих в Тор 30 ведущих мировых программ МВА, преподают лучшие профессора (например, лауреаты Нобелевской премии), для выступлений приглашаются преуспевающие бизнесмены и представители лидирующих компаний.

Основное преимущество образования в лучших западных бизнес-школах состоит в том, что любая из них по результатам серьезного конкурса отбирает лучших студентов. Жизнь и учеба в таком окружении являются хорошим стимулом для саморазвития, за время обучения приобретаются деловые связи. У выпускника программы МВА всегда есть возможность напрямую обратиться к тем, кто когда-то вместе с ним окончил бизнес-школу, не просто посылать резюме в интересующие его компании, а связаться с конкретными людьми – партнерами, управляющими директорами, владельцами фирм, имеющими такой же, как у него, диплом. Как правило, они действительно помогают. Опытный выпускник Chicago GSB с удовольствием возьмет на работу молодого выпускника этой же школы, хотя бы потому, что знает: там дают отличное образование. Однако образование еще не дает гарантии трудоустройства – большой опыт или заметный потенциал, желание развиваться и строить карьеру также являются обязательными условиями.

Сами школы тоже заинтересованы в устройстве своих студентов на престижную работу: такой показатель, как карьерный рост выпускников, влияет на их положение в рейтингах. Поэтому во многих из них есть службы трудоустройства – Career Office. Они организуют на территории кампуса визиты и презентации известных компаний, активно сотрудничают с рекрутерами. Аппликанты при выборе школы в первую очередь обращаются к рейтингам, публикуемым известными деловыми изданиями (Financial Times, Business Week, US News & World Report, WSJ, Forbes и др.). Но методики оценки деятельности школ существенно различаются.

Рейтинг бизнес-школ журнала Financial Times принято считать самым исчерпывающим и полным, и при этом наиболее объективным. При оценке школы используется целый ряд критериев: карьерный рост, разнообразие студенческого и преподавательского состава и научно-исследовательская база. Рейтинг FT учитывает также рост заработной платы по окончании программы МВА, соотношение женщин – студентов и преподавателей – на программе, а также процент иностранцев среди студентов и сотрудников. Самое большое количество баллов в рейтинге (40% от общего балла) отводится критериям, оценивающим размер и рост заработной платы.
Методика оценки Wall Streeet Journal базируется в основном на мнении рекрутеров. Журнал проводит online интервью более полутора тысяч компаний, нанимающих сотрудников среди студентов программ МВА, и рейтинг составляется на основе впечатления, полученного работодателями от студентов и преподавателей, а также исходя из количества респондентов (рекрутеров), пожелавших оценить школу. Таблица рейтингов журнала Business Week основана на критерии соответствия качества программы запросам студентов и рекрутеров (customer satisfaction). Такие разные подходы к оценке школ дают весьма противоречивые результаты. Но всегда существует несколько школ, которые вошли в Тор 10 всех списков. Первые места традиционно занимает американская Magic Seven. Это Harvard, Wharton, Stanford, Chicago GSB и другие "гранды". Американскую монополию нарушают всего несколько европейских школ: INSEAD (Франция), LBS (Великобритания) и IMD (Швейцария).

Что касается российских студентов, то традиционно они выбирают следующие бизнес-школы: на американском континенте – Harvard, Wharton (одно из самых многочисленных сообществ россиян), Chicago GSB, Kellogg, Columbia GSB, Duke, University of Michigan; в Европе – INSEAD, HEC (Франция), LBS, RSM (Нидерланды), IESE (Испания), IMD.

Вопрос о том, где лучше получать МВА-образование, в Европе или Америке, существен с точки зрения выбора будущего места работы. Взяв пятьдесят лет назад курс на создание системы профессионального бизнес-образования, школы Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии сумели заложить основу, которая сейчас, в начале XXI столетия, позволяет говорить о степени МВА европейского образца.

В отличие от американских школ, где студентов обучают экономическим отношениям американских компаний с их иностранными партнерами, в Европе программы ориентированы на изучение глобальных экономических процессов. Поэтому после получения диплома американской школы выпускник, скорее всего, займет должность в американской же компании. С точки зрения карьерных перспектив Европа для россиян зачастую оказывается предпочтительнее, здесь активнее вербуются кадры для восточноевропейских офисов. Другим существенным отличием европейских бизнес-школ является разнообразный контингент студентов. Даже в тех американских бизнес-школах, где классы преимущественно многонациональные, доля студентов-иностранцев составляет максимум 30-40% от общего количества. В школе Tuck процент иностранных студентов – 33, и даже в славящейся своей многонациональностью школе Kellogg доля иностранных студентов едва ли дотягивает до 50%. Для сравнения: в лондонской LBS или французской HEC процент студентов из других стран равен 80% и 70% соответственно.

Европейские школы отличаются от американских тем, что в большинстве школ Европы продолжительность обучения составляет 1-1,5 года, а в США – 2 года, хотя учебные планы практически одинаковы.

В американских школах есть летняя практика (internship), за время которой студент может на деле проверить свои знания, а на втором году обучения студенты готовят собственные проекты. Но в европейских школах методы обучения разнообразней и оригинальней, группы меньше, к тому же действуют программы по обмену студентами. Если говорить о процессе поступления, то в Европе не требуются такие высокие показатели тестов GMAT (в Америке 650 баллов из 800 возможных – средний результат для 30 лучших бизнес-школ). Приемные комиссии Старого Света либеральней относятся к возрасту аппликантов, зато требования к опыту работы более высокие.

В России также открываются школы, предлагающие обучение по программе МВА. Выбор школы и страны зависит от того, в какой компании выпускник программы МВА собирается работать и делать карьеру. Если говорить о возвращении в Россию и о работе на предприятии, которое ориентируется исключительно на российский рынок, то в этом случае, наверное, знания, полученные в российской бизнес-школе, будут более востребованы.

Для работы в транснациональной корпорации, где бухучет ведется по системе GAAP, менеджмент построен по западным правилам, а большинство контрагентов – зарубежные компании, российская бизнес-школа даст гораздо меньше, чем зарубежное учебное заведение, входящее в двадцатку или тридцатку лучших бизнес-школ мира.

К сожалению, на сегодняшний день российские программы МВА не входят даже в Тор 100 лучших мировых программ МВА. Зато степень МВА, полученная в России, обойдется на порядок дешевле – 5-12 тыс. долл., в отличие от западных программ, за которые приходится в среднем платить 40-100 тыс. долл. Например, годовая плата за обучение в школе INSEAD составляет 39 тыс. долл. На обучение в IMD вы потратите примерно 40 тыс. долл. за год, а в оксфордской школе – 45 тыс. долл. В американской Magic Seven плата за обучение составляет 60-65 тыс. долл. за два года. Но это цены только за обучение, в сумму расходов необходимо включить также медицинскую страховку, плату за проживание, личные расходы за время обучения, плату за пользование компьютером, административные сборы – в общей сложности 40-45 тыс. долл. Итого за обучение по программе МВА в лучшей западной школе надо заплатить 100-150 тыс. долл.

Большинство школ заключает договоры с банками на предоставление кредита на обучение, поручителем по которому выступает сама школа. Проценты по кредиту небольшие, около 6%, срок предоставления кредита в среднем 5-10 лет. Бизнес-школа Fuqua (США) в рамках Duke MBA Opportunity Loan дает до 60 тыс. долл. на 20 лет приблизительно под 6% годовых (стандартная процентная ставка банка Prime Rate + 2%). Cranfield School of Management (Великобритания) и банк HSBC выдают кредит, покрывающий стоимость обучения и расходы на проживание (до 5 тыс. фунтов стерлингов) под те же 6% годовых. INSEAD дает до 42 тыс. евро под 6,34% на 6 лет максимум.

Программы МВА по форме обучения подразделяются на Full-time (аналог российского дневного обучения), Part-time ("вечернее"), Distance Learning (дистанционное образование) и Executive (программа для высшего менеджмента). Наибольшей популярностью пользуются программы Full-time, предполагающие один-два года обучения в кампусе школы. Среди плюсов такой программы – возможность получить кредит или стипендию, а также то, что трудоустройством выпускников занимается школа. В процессе обучения складываются тесные взаимоотношения со студентами, чей средний возраст – 27-32 года. В отличие от Executive МВА, где требуется опыт работы не менее 8 лет, студенты Full-time могут проработать до поступления 4-5 лет.

Специально для топ-менеджеров, которые не могут уйти на год-два ради получения бизнес-образования, была разработана программа Executive МВА. При обучении по этой программе сумма скрытых издержек (те деньги, которые студент мог бы заработать за время учебы) значительно уменьшается. Занятия проводятся по модульному принципу: короткие очные сессии перемежаются продолжительными периодами заочной учебы. Эта программа больше всего подходит для топ-менеджеров, не имеющих специального экономического образования или нуждающихся в структурировании накопленного опыта, а также приобретении навыков общения на международном уровне.

Отличия между двумя наиболее распространенными программами есть и в пакете документов, необходимых для поступления. Среди требований к аппликантам одно из главных – опыт работы не менее 4 лет (например, в IMD средний опыт работы для программы МВА 7-8 лет, из них 4-5 – на менеджерской позиции, для ЕМВА – на руководящей должности от 8 лет).

Растет также интерес к краткосрочным программам формата Executive Education (специальные краткосрочные программы, разработанные для топ-менеджеров определенной компании). Часто работодатели сами просят обучить своих ключевых менеджеров, чтобы избежать их отъезда на двухлетнюю учебу. Некоторые школы по заказу разрабатывают программу обучения, учитывающую особенности компании-заказчика. Плюсы подобных программ: обучение ведется без отрыва от работы, полученные знания сразу же проверяются на практике, студенты не изучают общие предметы, например "финансы и кредит для непрофессионалов", а под руководством опытных преподавателей разбирают случаи из практики своей компании. По окончании обучения слушателям не присваивается степень, а выдается сертификат. Продолжительность обучения – от 2 дней до 20 месяцев.

Для поступления в лучшую западную школу самое основное – успешно сдать тесты TOEFL (Test of English for Foreign Language) и GMAT (General Management Admission Test), написать эссе и пройти интервью. Ваши шансы поступить увеличиваются, если вы посылаете свои документы к первому раунду. В этот пакет, к примеру, входят рекомендательные письма – от вашего руководителя, преподавателя вуза или партнеров по бизнесу. Большинство кандидатов подают документы сразу в две-три самые престижные школы, куда сложно, но очень хочется попасть (в среднем конкурс на место в известные американские школы составляет 7-9 человек, для иностранцев этот показатель еще выше), в два-три крепких середняка из Тор 20 и одну-две подходящих по критериям выбора школы из Тор 30, куда, скорее всего, получится поступить. Для каждой из этих школ нужен свой пакет документов, поэтому подготовку к поступлению надо начинать заблаговременно. Оптимальный срок для подготовки к сдаче тестов и для оформления сильных пакетов документов – восемнадцать месяцев.

Россия интегрируется в международный бизнес, вместе с этим приходит понимание ценности западного бизнес-образования. За последние два года почти половина российских выпускников вернулись на родину. Для одних это было осознанное решение, они изначально к этому стремились. Для других причиной возвращения стало отсутствие предложений на Западе вследствие рецессии. Сегодня основной целью получения степени МВА является профессиональный рост и возможность максимально эффективно применить полученные знания и опыт в России. Здесь сейчас очень интересный рынок, и для многих карьера в России оказывается более привлекательной, чем карьера на Западе.

Если Вы считаете, что Вам известно все и уже нечему учиться, спецвыпуск, который будет опубликован в следующем номере «Экономических стратегий», явно не привлечет Ваше внимание. Почему?

Потому что в следующем номере нашего журнала будет опубликован специальный выпуск, посвященный
проблемам делового образования.

Тренинги, семинары, языковые курсы, второе высшее и программы MBA стали неотъемлемой частью существования и развития делового сообщества. Соответственно, существенно выросло и количество учебных учреждений, предлагающих услуги в сфере образования для, казалось бы, состоявшихся людей.

Что необходимо делать для повышения квалификации Ваших сотрудников? Какая программа подходит именно Вам? Как среди всего многообразия правильно подобрать учебный центр? Как измерить реальную отдачу от затрат на образование? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в № 5–6 журнала «ЭС» за 2005 г.

Следить за новостями ИНЭС: